Увы, на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут.
А. С. Пушкин
Впервые роман Тургенева «Отцы
и дети» вышел в свет в 1862 году в
журнале «Русский вестник». Ни одно из
произведений Тургенева не вызвало столь ожесточенных споров.
Критика по отношению к «Отцам
и детям» заняла позиции, иногда прямо противоположные друг другу. Например,
критик Антонович обвинил Тургенева в том, что его «роман есть не что иное,
как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения». Писарев же видел
в Базарове лучшего представителя современной молодежи, в котором собрано
воедино все самое лучшее. Чтобы понять позицию каждого и то, о чем хотел сказать
автор, обратимся к тому времени, когда роман создавался.
Роман писался в период
идейной борьбы дворян-либералов и
разночинцев-демократов. Это было время, когда еще существовало крепостное
право, когда нарастали революционные настроения и прежде всего бросались в
глаза идеи отрицания и разрушения по отношению к старому порядку, старым
авторитетам и принципам. Это отрицание старых принципов и получило название
«нигилизм». Но мне кажется, в романе противопоставлены не только две эпохи,
но и два поколения. Если посмотреть на само название, еще не читая романа, мы в
первую очередь видим именно два поколения — поколение отцов и поколение детей.
Конфликт отцов и детей — это вечный конфликт. Его описывали в литературе и до
и после Тургенева, он
существует и сейчас.
Каждое новое поколение
стремится со свойственными молодости энергией и задором перестроить все
по-другому, как ему кажется, лучше, а старое поколение хочет сохранить старый
уклад.
Павел Петрович Кирсанов
является в романе именно тем
представителем старого поколения, который считает, что все лучшее было создано
в его время. Базаров — нигилист, человек, который хочет построить новый мир,
предварительно разрушив старый.
Уже в начале романа мы
понимаем, что столкновение этих двух героев неизбежно. Они противопоставлены
друг другу буквально во всем, и автор подчеркивает это. Утонченная, даже
поэтическая, с опорой на классику, речь Павла Петровича отличается от грубоватого, близкого к
народному, языка Базарова. Вспомним момент,
когда герои знакомятся, их рукопожатие. Николай Петрович, шагнув к Базарову,
стиснул его «обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». А вот
рука Кирсанова:
«Павел Петрович вынул из
кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку,
казавшуюся еще красивей от снежной белизны
рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику».
Кроме внешних у этих рук есть и более глубокие отличия: красивая, ухоженная
рука с длинными ногтями может быть только у человека, которому чужд всякий
физический труд. В самом деле, Павел Петрович ведет праздный образ жизни, считая его привилегией
аристократов, в то время как Базаров,
приехавший в гости, то есть, казалось бы,
отдыхать, привозит с собою микроскоп и другое
оборудование для проведения опытов. Здесь
прослеживается социальный смысл: эпоха аристократов с их бездействием
противопоставлена новому поколению разночинцев с их близостью к народу. Эту
же смысловую нагрузку несет и противопоставление одежды, вещей героев.
Базаров говорит: «Прикажите
только чемоданишко мой туда стащить да
вот эту одежонку». «Одежонка» Базарова — «длинный балахон с кистями» — говорит
о пренебрежении к ней своего хозяина, а может, этим самым Базаров хочет
выделиться из той среды, в которую попал.
Одежда Павла Петровича — это его лицо. Поэтому она выглядит безупречно:
«темный английский сьют, модный низенький галстук и
лаковые полусапожки». Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его нигилизм,
а за изысканностью Кирсанова- его «принсйпы». Однако нельзя забывать, что
Базаров и Кирсанов — люди разного возраста, разных поколений, а каждое
поколение имеет свою моду, соответственно свои взгляды. Все отцы и дети
различаются друг от друга.
Внешнее различие — только знак отличия внутреннего.
Время вносит коррективы не только в одежду, поведение, но и влияет на
мировоззрение человека. И все-таки разные поколения роднит что-то общее.
Базаров отрицает существующее, потому что «в теперешнее время полезнее всего
отрицание». Павел Петрович ничего не хочет менять, тем более разрушать, но с
некоторыми взглядами Базарова он соглашается. Он признает, что в соврене все в порядке. Базаров же считает, что мелкое
обличительство ничего не даст России, если прогнили ее основы. Главное
для Базарова — это исправить общество, чего, в сущности,
добивались и революционеры. Существующий
строй, полагают Базаров и люди его поколения, надо разрушить. Здесь, наверное,
мудрее оказалось старое поколение, которое подчеркивало созидательность: «Вы все
отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить».
Кирсанов демонстрирует свое
восхищение
красотой искусства, классической литературой. Какое же отношение Базарова к литературе и к
искусству? Его принципы — «не говорить красиво» и «глядеть в небо только тогда,
когда хочется чихнуть». Несмотря на то что Аркадий является учеником Базарова, создается впечатление, что
ему свойственны более широкие взгляды. В конце романа Базаров умирает, что в
соответствии с авторским замыслом еще раз подтверждает ущербность его позиций. Аркадий женится
и начинает вести хозяйство по-новому. На
его примере можно
сказать, что только такие люди способны взять то лучшее, что было у отцов, и учесть их ошибки. Каждое
новое поколение должно, даже обязано, стать умнее предыдущего. Благодаря
этому жизнь не стоит на месте.
В романе есть еще один
представитель старшего поколения. Это
Николай Петрович Кирсанов. В этом персонаже
автор воплотил одновременно черты и сыновей и отцов. Николай Петрович Кирсанов
в 10-й главе вспоминает, как он сам однажды сказал своей матушке, что «вы, мол, меня
понять не можете;
мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям». А затем и продолжил,
обращаясь к Павлу Петровичу: «Вот
теперь настала наша очередь». По моему, эти слова как нельзя лучше отражают суть конфликта
между поколениями
отцов и детей. Столкновение главных героев выявляет глубочайшие различия всего
их мировоззрения, а оно не может быть обособленным у каждого
поколения. Ведь если что-то отрицается, то нечто другое должно предлагаться взамен, и
отцы будут в чем-то мудрее детей до тех пор, пока дети сами на станут отцами. |