школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Среда, 07.12.2016, 17:30:06

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [419]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [258]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [502]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [700]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [318]
ИСТОРИЯ [326]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [368]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [207]
АСТРОНОМИЯ [67]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [213]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [147]
ФИЗКУЛЬТУРА [266]
МУЗЫКА [186]
ИЗО [219]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [830]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [207]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [169]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [13]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [73]
ОСНОВЫ ПРАВА [63]
Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ОТКРЫТЫЙ УРОК » ИЗО

Беседа по картине А.П. Бубнова "Утро на Куликовом поле"
20.04.2009, 19:43:37

Цель: Ознакомить учащихся с одним из известных полотен русской живописи – сделать первые шаги в приобщении детей к прекрасному.

Задачи: Развитие логического мышления учащихся, формирование навыков анализа художественного произведения; продолжить знакомство с выразительными средствами живописи; формирование способностей к самостоятельному суждению, правильному оформлению высказывания.

Зрительный ряд: А.П. Бубнов "Утро на Куликовом поле”

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами с жизнью и творчеством нашего земляка-художника – Александра Павловича Бубнова. В этом году Бубнову исполняется 100 лет со дня его рождения.

Увидеть и передать передовые явления в современной жизни своего народа, почувствовать историческую преемственность духовных национальных качеств русского народа – таков склад дарования Александра Павловича.

Именно это чувство нового, любовь к овеянным народной славой и легендами страницам родной страны и определяют характер жизни и творчества художника.

Родился А.П. Бубнов 4 марта 1908 года в Тбилиси (Тифлиси), где его отец проходил воинскую службу. А детские и юношеские годы художника протекали в деревне Бубновка Аткарского уезда и самом Аткарске Саратовской губернии. Родители его были уроженцами этих мест.

В Аткарск Сашу привезли, когда ему исполнилось два года. Именно здесь он впервые узнал и полюбил на всю жизнь неброские, скромные и задушевные пейзажи родного Заволжья, познакомился с жизнью и бытом трудолюбивого русского человека, ставшего впоследствии основным героем его творчества.

Саша очень любил рисовать. Детской неуверенной рукой набрасывал он на листах бумаги деревенские улицы, лошадь с повозкой, соседского мальчишку, угол сарая, - все, что могло заинтересовать и взволновать впечатлительное ребячье сердце. И сколько же было радости, когда в одиннадцатилетнем возрасте, мальчик поступил в открывшуюся в Аткарске изостудию.

Там, в этой изостудии, возникла и окрепла мечта Саши Бубнова стать профессиональным живописцем. Талант его был впервые замечен в Аткарске простым учителем рисования Николаем Яковлевичем Федоровым. Он много сделал для того, чтобы из скромного паренька из маленькой деревушки Бубновка, что стоит на берегу тихой Аткары, вышел большой художник.

Занятия живописью и рисунком, историей и этнографией, участие в раскопках курганов древнего городища, стойбища первобытного человека, приоткрывших частицу исторического прошлого народа, путешествия в глухие и отдаленные уголки аткарского края, пробуждавшие горячую любовь к истории, природе, знакомившие его с песнями и сказаниями (ездил по деревням в зимние каникулы), былинами и частушками, бережно хранимые памятью народа, - все это пробуждало в Бубнове поэтическое восприятие окружающего мира, способствовало укреплению уверенности в том, что искусство – его призвание, его подлинный и единственный путь.

В 1926 году после окончания девяти классов школы второй ступени (ныне школа № 3) он поступает в Московский художественно-технический институт – ВХУТЕИН и оканчивает его (1930) по монументальному отделению. Не собираясь стать художником-монументалистом, Бубнов учился именно на этом отделении, так как преподавание композиции было поставлено очень серьезно.

Первые его работы были посвящены героическим событиям гражданской войны. Бубнов выбирал для своих картин темы, которые не только имели общественной значение, но и волновали его лично, будили его воображение, были напоены романтикой и поэзией революции, гражданской войны, современной жизни: "За шахматами”, "Проводы делегатов на съезд колхозников”, "Яблочко”, "Белые в городе” и другие.

  1. История создания картины "Утро на Куликовом поле”.

Но мы с вами сегодня поговорим о главном произведении Бубнова, в котором особенно полно воплотились яркие, сильные, героические образы – это картина "Утро на Куликовом поле”. Писал он это полотно с 1943 по 1947 год. Нет, наверное, такого человека, который бы не видел этой картины. Само полотно выставлено в Третьяковской галерее, а репродукции с нее отпечатаны миллионными тиражами на страницах школьных учебников, в Большой Советской Энциклопедии. В многочисленных книгах по искусству. За эту работу художник был удостоен государственной премией. Ему было присвоено звание члена Академии художеств СССР, заслуженного деятеля искусств. РСФСР. Давайте с вами вспомним, о каком событии рассказано в этой картине?

Ученики: Это событие произошло в 1380 году. На Куликовом поле развернулось ожесточенное сражение между русским войском, которым командовал князь Дмитрий, и полчищем хана Мамая.

Учитель: Да, это событие произошло довольно давно, но прежде чем мы перейдем к разговору о картине, я вам расскажу об истории ее создания.

Бубнов начал писать картину в самый разгар войны, сами события которой, идеи, чувства, переживаемые народом, воодушевили художника создать произведение о великом подвиге русских воинов, освободивших страну от двухвекового ига. Его замысел был органично связан с тем огромным напряжением сил, с тем патриотическим подъемом, которым жила тогда вся страна. Гордость за весь народ русский, прошедший через все самые суровые испытания, одержавший величайшую победу, живое ощущение и "связь времен”, напоминание событий прошлого, в которых так явственно различимы черты настоящего, - вот что определило внутренний пафос и весь ход работы над этим полотном. Художник мыслил свое произведение как народную эпопею.

Сложные задачи стояли перед Бубновым в его работе над картиной о древней жизни народа. Но художник воспринимал историческое событие с позиции сегодняшнего дня, сумел понять и выразить то, что волнует человека нашего времени.

Художник изучал труды историков, исследователей, опыт русских исторических живописцев, литературные памятники, особенно "Задонщину”, собирал песни, легенды, сказания о великой победе, знакомился с бытом Руси четырнадцатого века – обрядами, обычаями, одеждой, с военным делом того времени, ходил по Москве, по базарам в поисках натуры, с трудом уговаривал подходящую модель позировать – тяжелое было время. Покупал подходящий реквизит для будущей картины, в частности одежду, оружие. Варежки, рубашки, веревки на пояса плели сами.

"В одном из подвалов нашли очень странного человека, одержимого накопительством старины. Он здесь жил, спал на каком-то топчане. Повсюду были огарки свечей. За очень дорогую цену были куплены кольчуга, топорик, щит” - как вспоминает Соловьева Г. В. – жена Бубнова.

Я уже сказала, что художник долго и тщательно изучал по книгам и музеям одежду и оружие, распространенные в Древней Руси, но он обязательно "примерял” все это к людям, стараясь "подсмотреть”, например, как берут копье, щит в том или другом одеянии. Изучение исторического он сочетал с жизненными наблюдениями. Художник подмечает бытовые детали в повседневной жизни и умеет их использовать в картине. Так появилась рукавицы, заткнутые за пояс у копьеносца и целый ряд характерных мелких черточек быта, которые в целом создают впечатление большой жизненности.

После Великой Отечественной войны Бубнов поехал за Волгу. Там он увидел бригаду крестьян-рыбаков, которые поразили его: все кряжистые, косая сажень в плечах. Они послужили типажами для некоторых героев картины. Интересно заметить, что одного из героев к своей картине Бубнов написал с известнейшего теперь саратовского скульптора А. П. Кибальникова.

Пожалуй, ни в одном написанном на эту тему произведении тема борьбы с нашествием орды, так не раскрывается, как в этой картине. В полотнах других художников то это сражение, где трудно различимы персонажи, то это раненный Дмитрий Донской в окружении приближенных.

Но в своей картине Бубнов отказался от показа самого боя.

  1. Беседа по картине.
  • Рассмотрим картину и ответим на вопросы:
  • Какой момент художник изобразил в картине?
  • Куда так напряженно смотрят воины?
  • Расскажите, что они сейчас переживают?
  • С чем идут в бой воины?
  • Где, как вы думаете, на картине изображен князь Дмитрий?
  • Что вы можете рассказать о нем?

Учитель: Художник не раскрывает перед нами широкую панораму битвы и не рассказывает о каком-либо эпизоде. Им необыкновенно удачно выбран момент ожидания битвы, ожидания, полного едва сдерживаемого нетерпения, проникнутого верой в победу.

Раннее утро. Густой туман еще не рассеялся. Русское войско стоит среди поля неподвижно и молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре нарастает движение, оно сдержанно и выразительно. Напряжение ожидания, тревога и решимость отражены в лицах воинов. Убедительно и верно переданы градации этих состояний в лицах и позах умудренных опытом зрелых воинов, напряженно всматривающихся в даль, откуда должен появиться враг, и юношей, совсем еще мальчиков, в состоянии которых решимость сложить свою голову, перемешивается со страхом. Очень интересно рассматривать картину, стоя близко к ней. Тут во всей полноте раскрываются нюансы психологии отдельных воинов и настроение всей массы в целом.

Смело и несколько даже беспечно смотрит вперед молодой гигант-богатырь, вышедший на поле вперед войска с топором и щитом.

Нетерпеливо рвется вперед совсем еще юный русский парень, жадно и с любопытством выглядывающий из второго ряда войска.

Уверенно и спокойно стоит бывалый воин, оперевшись на копье. Подобало в то время старому помолодеть, а молодому плечи свои развернуть.

Вот один поднимает щит, другой нетерпеливо сжимает холодно мерцающий топор, третий трогает тетиву лука, кто-то молится – скоро начнется битва.

Очень хорошо сказано о воинах в стихотворении "Ратник” аткарского поэта В.Назарова.

(Стихи читают учащиеся, подготовившись заранее).

Я горсть земли в ладонях растираю:
Похоже, что пришел мой час.
По сторонам с тоскою озираюсь
В который раз.
Нам перед боем дали выпить браги,
Смелее чтобы шли вперед,
Но мы и так полны и гнева и отваги,
Во взгляде – лед.
Сам Бог поможет справиться с врагами,
От стрел и копий защитит.
Я меч покрепче в кулаке сжимаю,
Готовлю щит.
Сейчас начнется лютый поединок,
Ведь некуда уж отступать.
Сойдутся в поле две великих силы:
Орда и рать.
С утра туман накрыл нас тишиною,
Замолкли даже кулики.
И мы стоим безмолвною стеною,
Сжав кулаки.
Я не боюсь погибнуть в этой битве
И богу не хочу мешать.
Выпрашиваю я в своей молитве
Лишь благодать.

Учитель: С усмешкой, с ненавистью, с верой в себя смотрят, приглядываются русские люди к невидимой на картине татарской рати. Тут к врагу направлены взоры людей, и эта устремленность подчеркивается и усиливается жестом князя Дмитрия Ивановича (еще не Донского, просто князя Московского), указывающего мечом в сторону татарского полчища.

Словно ожили строки знаменитой "Задонщины”: "Богатыри русския хотят ударити на великие силы поганого царя Мамая… Князь Дмитрий Иванович вступив во златое сове стремя, и взем свой меч в правую руку… Солнце ему ясно на востоке сияет путь повевает… Воеводы у нас крепкие, а дружина сведома, а под собою злаченые доспехи. А шеломы черкасские. А щеты московские… а мечи булатные… Но еще хотят сильно головы свои положить за замлю за Русскую”.

Пройдет еще некоторое время и князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеские одежды, в доспехах простого воина встанет в ряды сражающихся… сойдутся в поединке Пересвет с Челубеем… Прозвучат трубы. "И была брань крепкая и сеча злая. И лилась кровь как вода. И падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон… Не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могли вместиться на поле Куликовом, между доном и Мечой, такого множества сошедших сил”, - заметил летописец по поводу этой битвы. В картине изображено непосредственно: грядущая борьба и победа русских войск.

- Что вы можете сказать о композиционном построении картина? Почему Бубнов так изобразил воинов на картине?

Ученики: Ратники стоят близко друг к другу. Этим самым художник хотел показать силу, нерушимость и могущество этих воинов. Они словно поддерживают друг друга.

Учитель: Композиция полотна построена с расчетом подчеркнуть сплоченность и монолитность русской рати: этих людей не сдвинешь назад, не потеснишь. Но это не значит, что композиция статична. В вытянутом мече Дмитрия Ивановича, в фигуре воина, наклонившегося вперед и поднимающего щит с земли, в копьях, взятых на перевес, - во всем этом выражено движение, которое замыкается спокойной, могучей фигурой воина, снимающего топор. Часть фигур срезано рамой картины, войско как бы бесконечно и продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно могучая лавина надвигается из глубины… Но вот наш взгляд останавливается на фигуре старика, опершегося всем своим телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано, но через несколько мгновений, эта лавина двинется дальше.

Так используются контрасты между теми элементами картины, которые создают ощущение неповторимого движения всей рати князя Дмитрия и теми, которые воспринимаются как препятствие этому трудно сдерживаемому движению.

Художник достигает выразительности собранности композиции, подчеркивает ощущение сил и могущества русских воинов. Фигура Дмитрия четко вырисовывается на фоне черного знамени с золотым Спасом.

"О крепкое и твердое дерзание мужества! О как он не испугался, не дрогнул от такого множества войск? Ведь поднялись на него три земли, три рати… Однако всех этих он не испугался, нисколько не устрашился…” - говорится в "Летописной повести о побоище на Дону” о князе Дмитрии. Художник дает почувствовать его роль – роль полководца, возглавляющего русское войско. В то время вся группа – Дмитрий и его приближенные, выделенная композиционно, - отодвинута на второй план. Образ Дмитрия трактован более отвлеченно, чем образы других персонажей, скорее в символическом, нежели конкретно-индивидуальном плане, не становится центральным. Фигура его не господствует в картине. Князь не является главным действующим лицом.

- Почему, как вы думаете, художник изобразил так князя и кто здесь главный герой?

Учащиеся: Князь изображен так потому, что главным героем здесь является все русское войско.

Учитель: Да, верно, и поэтому Куликовская битва раскрывается как народная эпопея. Русский народ – вот подлинный герой произведения. Картине "Утро на Куликовом поле” присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество – люди, изображенные на полотне, не воспринимаются "сквозь мглу веков”, не кажутся архаичными – наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям, и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах Древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. Поэтому в суровом воине, чьи огромные натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в белокуром воине, впервые идущем в бой, и во многих других персонажах картины есть та художественная правда, которая заставляет верить в них.

Художник сумел приблизить к нам события далекого прошлого, заставить зрителя пережить его.

И поэтому хочется обратиться к строкам стихов, посвященных этой картине. Эти стихи написал аткарский поэт В.Воробьев и называются они "Перед картиной "Утро на Куликовом поле”.

(Стихотворение читают учащиеся, подготовившись заранее).

Вид, ждущих Куликовской битвы
В предельно робкой утренней тиши
Толкает зрителя притихнуть и молитвой
Дрожь в глубине унять своей души.
Щиты, шеломы, копья, лица.
Грубый
Еще конем не тронутый ковыль,
На холст принес
земляк-художник Бубнов,
Показывая боль истории чрез быль.
Сурово-строги лица статных воинов,
Молчит единою задумчивостью рать…
Им предстоит под крики черных воронов
Убитым быть, иль тоже убивать…
Готов вот-вот и горизонт насупиться.
Из-за того, что грудь родной земли
Застонет, задрожит от зла и ужаса
И… окровавятся седые ковыли…
О, Русь моя! Увы, многострадальная.
Оттуда, из глубин былых веков,
Судьба твоя глядит с картин печальная,
Тревожа рай болотных куликов.
Побоищ после этого случалось,
Похоже, все еще не сочтены…
От века нашего три годика осталось,
Пропитан он кошмарами войны.
Двух мировых, гражданских  и локальных,
От коих ужасы так трудно передать!
А пред картиною, уверен, не случайно,
Душа не может не затрепетать!
И крикнуть, побывав на поле Куликовом:
- Стремитесь, люди, к миру  повернуть!
А автора шедевра добрым  словом –
Нам непременно надо помянуть.

Ответьте на следующие вопросы:

  • О чем говорится в стихотворении?
  • Что мы ощущаем с вами, оставшись наедине с этой картиной?
  • К чему призывает автор этого стихотворения?
  1. Заключительное слово учителя.

Жизнь отпустила А.П. Бубнову небольшой срок – всего 56 лет. Но остались жить его полотна, осталась добрая память о большом, щедром человеке – Александре Павловиче Бубнове.

Аткарчане гордятся им. Ведь когда-то он ходил по аткарским улицам, бродил по ковыльным и земляничным полям Емельяновского леса, что начинается прямо за околицей его родной деревни. Травы, которые видел юный Бубнов, на опушках и полянах леса, мы узнаем теперь на картине "Утро на Куликовом поле”. Именно здесь он делал первые свои зарисовки, учился видеть прекрасное и необыкновенное в обычных людях, цветах, травах, что его окружали, в синем небе, белых облаках, отражающихся в тихих водах нашей Аткары.

В память о художнике в 1986 году улица линейная была переименована в улицу имени Бубнова А. П., а в местном педагогическом училище есть художественно-этнографический музей им А. П. Бубнова.

  1. Задание.

Написать сочинение-впечатление на тему "Перед картиной Бубнова "Утро не Куликово поле”.

Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: Рисунок, открытый урок, Урок рисования в школе, конспект урока, живопись, изобразительное искусство, скачать бесплатно
Просмотров: 2497 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0