Цель: Опытным путём вывести детей на осознание единой образной природы различных видов искусств.
Задачи:
1. Повторить музыкально – тематический материал оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»;
2. Закрепить знания о песенности как основе русской музыки и танцевальности как основе музыки польской;
3. Формировать образное мышление детей в процессе вербальной характеристики образов песни и танца;
4. Формировать образное мышление детей в процессе изображения образов песни и танца средствами ИЗО.
Ход урока
Учитель музыки.
-Сегодня мы с вами, ребята, продолжим изучение замечательного произведения русской классической музыки. Вспомните, пожалуйста, как оно называется, и кто его автор.
/ ответы детей. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки./
-Изучая эту оперу, вы познакомились с её героями. Давайте вспомним персонажей этого произведения и их вокальные номера.
/повторение музыкально-тематического материала. Исполнение детьми фрагментов вокальных номеров оперы./
-Все эти герои присутствовали в первом действии оперы. Но мы с вами прослушали и второе действие. Что происходило во втором действии?
/ответы детей. Бал в замке польского короля./
-Музыка каких танцев звучала на этом балу?
/ ответы детей. Полонез, вальс, краковяк, мазурка/
- В какой стране происходили события первого действия? Какая музыка, песенная, маршевая или танцевальная преобладала в этой части произведения?
/ответы детей. В России. Больше было песенной музыки./
- Какой вывод можно сделать из этого? Что находится в основе русской музыки, песенность, маршевость или танцевальность?
/ответы детей. Песенность./
-А польская музыка, которая звучала во втором действии оперы, как можно определить её основу?
/ответы детей. Танцевальность./
- Сейчас мы поподробнее остановимся на некоторых музыкальных номерах оперы «Иван Сусанин». Итак, песня Антониды. Попробуйте описать словами особенности этого вокального номера. Определите его настроение, характер, содержание текста, мелодию. На что она похожа?
/ ответы детей. Песня грустная, обращена к полю и ветру, мелодия плавная, широкая, распевная. Песня похожа на что-то одинокое и печальное./
- А сейчас расскажите таким же образом о музыке польского танца мазурки.
/ответы детей. Музыка этого танца энергичная, жизнерадостная, ритм отрывистый изломанный../
Учитель ИЗО.
- На какие предметы или явления нашей жизни похожа песня Антониды? А мазурка?
/ответы детей/
- Давайте попробуем изобразить это в рисунках. Первое что вам нужно сделать – это определить цвет фона каждого музыкального номера. У вас есть два тонированных листа – голубой и желтый. Как вы считаете, на каком листе лучше изобразить песню, а на каком мазурку?
/ответы детей. Песню на голубом листе, а мазурку – на желтом. Потому что голубой цвет – грустный, а желтый – весёлый./
/ изобразительная деятельность детей. Показ лучших, наиболее интересных работ./
Итог урока.
- Итак, сегодня вы узнали, что музыку песни и танца можно не только услышать, эти произведения можно не только спеть или станцевать, оказывается образ песни и танца можно ещё и зарисовать. И это у вас сегодня хорошо получилось.
|