Цель урока:
формирование у учащихся эмоционального и духовного опыта через
собственное творчество и создание художественных образов посредством
цвета.
Задачи урока:
1. Художественно-творческие
· познакомить учащихся с особенностью «языка»
цвета. Учить понимать этот «язык». В живописи
цвет – есть средство выражения эмоционального состояния и тематического
содержания (пейзаж);
· продолжать формировать умение рассматривать
репродукции с изображением пейзажа, слушать музыкальные произведения,
стихи и отвечать на вопросы-парадоксы учителя;
· продолжать
формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами
искусства: живописным изображением, художественным
словом и музыкальным произведением;
· Соотносить высоту музыкального
звука (низкий-высокий) со степенью светлоты цвета (легкий-тяжелый;
звонкий-глухой);
· расширять кругозор детей;
· отражать полученные впечатления в творческих
работах;
· совершенствовать специальные
(универсальные) умения через практическую деятельность в процессе
обучения;
· формировать универсальные умения:
дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: темные и светлые;
легкие и тяжелые; звонкие и глухие;
· упражнять в приемах смешивания красок на
палитре и сразу на бумаге;
· формировать универсальные умения
пользоваться модульными таблицами (цветовой круг, осветленные и
затемненные цвета). Уметь «читать эти карты-опоры.
2. Развивающие
· развивать эмоциональную сферу детей;
· развивать художественно-образное, творческое
мышление детей;
· развивать умение видеть, слышать, понимать и
чувствовать красивое в окружающей природе.
Формировать эстетические чувства
3.
Воспитательные
· воспитывать умение рисовать коллективно
(парами), уметь договариваться и распределять между собой объем работы;
· воспитывать критическое отношение к
результатам своей деятельности.
Материалы и
оборудование:
Репродукции картин серии «Календарь о временах
года», отрывки музыкальных произведений Антонио
Вивальди « Времена года. Зима» и Людвиг Ван
Бетховен «К Элизе». Карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и
затемненные цвета». Стихи Т.Курбатовой стр.12-13 «Разноцветные стихи»
Т., 1995г.
Раздаточные материалы: маленькие
карты-опоры (дубликаты демонстрационного материала). Листы А-3, гуашевые
краски, палитра, кисти рисовальные и щетинистые, банки для воды,
тряпочки. Открытки или маленькие репродукции компьютерной графики с
изображением пейзажей.
Оформление доски:
Тема урока, ключевые слова по теме
(теплый-холодный; светлый-темный; легкий-тяжелый; звонкий-глухой).
Цветовой круг. Лист А-2 для коллективного рисования (3 человека).
Ход урока:
1.Целевая установка:
На этом
уроке мы будем учиться слушать краски, узнаем, о
чем они могут «говорить». Вы научитесь понимать «язык разноцветных
красок». Поэтому в течение урока будьте внимательными и активными.
2.Сообщение цели
и задач урока:
Сегодня
мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете,
что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете
учиться красиво рисовать пейзажные картинки. Ваши работы мы поместим на
выставке, чтобы другие дети могли ими полюбоваться.
3.Объяснение
нового материала:
Вопросы-парадоксы:
1. Представьте
себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового
цвета?
2. А
вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него
оказалось только три основные краски?
3. Рассердилось
и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?
Погас последний солнца луч.
Устало голову склонило
Дневное жаркое светило
На мягкий холм из рыжих туч.
И веки сонные сомкнуло,
Накрылось тучею. Заснуло.
Померкли краски, потемнели,
Сквозь мрак мерцают еле-еле.
Зарницей розово-лиловой,
Раздвинув мрак, пробился снова
Последний луч. И утонул
В нагроможденье туч сливовых.
Уснуло солнце, день уснул.
И вечер в черную вуаль
Убрал сиреневую даль.
4. Как
вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или
ЗВОНКИХ?
5. А
можно ли сказать, что эти цвета ТЯЖЕЛЫЕ? Почему?
Учитель
предлагает одному учащемуся прочитать стихотворение, а всем детям
подумать: ГЛУХИМИ или ЗВОНКИМИ цветами будет нарисована
картина-стихотворение.
Голубым огнем,
зеленым
Загорелись сосен
кроны,
Мир зарею
обновленный,
Встрепенулся, ожил вдруг.
Алою зарей плененный,
Обновленный, удивленный,
Алый, голубой, зеленый,
Разноцветный мир вокруг.
(Т. Курбатова «Утро»)
6. А
как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в
дождь?
Учитель зачитывает строчки
стихотворения:
«Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте…»
Учащимся предлагается рассмотреть
репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и
светлыми).
7. Дайте
название этим цветам?
После просмотра репродукций учитель
предлагает детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена.
Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ
использовал композитор, чтобы «создать настроение»?
Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть
глухих. (первое произведение)
Ответ: легкие, воздушные, нежные,
светлые (второе произведение)
8. Ребята,
для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?
(чтобы
понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать
звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но
звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)
Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ,
но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.
4. Практическая работа учащихся.
Учащие
выполняют задания парами. Рисуют пейзаж по выбору, передают состояние
природы её особенности в разные части суток. При этом используются
палитра и смешение цветов на бумаге. Дети смешивают цветные краски с
белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые,
светлые и темные, звонкие и глухие.
Группа
детей под руководством учителя выполняет рисование картины на листе А-2.
Учитель
уточняет о правилах подмешивания цвета к белилам и цветов к серой
краске. Следит за правильным использование учащимися палитры и разных
видов кистей (щетинка и рисовальная). Поощряет найденные детьми приемы
рисования кистями. Напоминает о верном использовании воды и тряпочки.
При
затруднении в подборе цвета обратить внимание на цветовой круг,
фотографии и опорные модульные таблицы.
5. Анализ
результатов работы. Рефлексия:
· В чем же особенность «языка» цвета в пейзажной
живописи?
· Каким приемом вы
получали разнообразные цвета в своем рисовании?
· С какими группами цветов вы познакомились на
этом уроке?
· (привлечение внимания
детей к таблицам на доске)
Давайте посмотрим, что у нас
получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам
рассказывают?
6.Вывод.
У живописи особый язык –
язык цвета. Художники разговаривают со зрителями своими
картинами. На этом уроке вы учились «читать» и «разговаривать» этим
особым языком.
7. Домашнее задание:
Проанализируйте любую
пейзажную картинку и объясните, что хотел рассказать художник.
Наш урок закончен.
Учитель организует уборку рабочих
столов. |