Задачи урока:
- Обобщить и конкретизировать знания о строении и
функциях корня и побега. Показать целостность
растительного организма, взаимосвязь корня с
побегом.
- Формировать навыки работы с натуральными
объектами, микроскопом, таблицами, гербарием.
- Развивать умение работать в коллективе,
аргументированно давать ответы на проблемные
вопросы, защищать свою точку зрения.
- Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Методы обучения:
- По источнику знаний: словесные, наглядные,
практические.
- По характеру деятельности учителя —
проблемные.
- По характеру деятельности учащихся —
исследовательские.
Оборудование: гербарий, микроскопы и
микропрепараты, магнитная доска, спилы деревьев,
карточки с заданиями для лабораторий, цветные
листья для подведения итогов.
Класс делится на три лаборатории, во главе
каждой лаборатории научный сотрудник, который
руководит деятельностью лаборатории. (Ученик
лучше других, разбирающийся в изученном
материале). Цель каждой лаборатории не
соревнование, а умение правильно ответить на
поставленные вопросы и показать свои знания. За
правильный ответ лаборатория получает зелёный
листочек, за неточный ответ — красный, за
нарушение дисциплины — жёлтый. В конце урока
подводятся итоги и выставляются оценки.
Ход урока
I. Организационный момент. Объясняются тема
и задачи урока.
II. Вводная часть. Поспорили однажды корень,
стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись,
поссорились, решили даже жить отдельно.
Спор органов (выступление учащихся)
Корень: Я —корень! Всех сильнее я, и очень
важен. Что без меня растению не жить, кто с этим
будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться
в почве без меня никто не сможет.
Стебель: Нет, главный — я! Кто без меня даст
листьям воду, доставит к свету их и запасти
поможет в клубнях пищу людям?
Лист: Но что же будет без меня, ведь это я
свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю,
и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья
испаряю. Так может, я главнее всех?
Учитель: Вовремя вмешался в разговор
человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек
листьям, стеблям и корням? Об этом мы узнаем в
конце урока, и на этот вопрос вы должны будете
ответить сами. Для этого мы организуем работу в
лабораториях. Но прежде, чем вы приступите к
работе, попробуем свои силы в способностях
отвечать на вопросы. Начнём с самого простого
вопроса.
Вширь растёт Ивашка,
Что ни год — рубашка,
Старую не снимет,
Новую наденет.
Сколько лет Ивашке?
Подсчитай рубашки.
Сидит — зеленеет, летит — пожелтеет, упадёт —
почернеет.
Более 300 лет назад учёный Ван Гельмонт проделал
опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд,
насыпал в него 80 кг почвы, предварительно
высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,25 кг.
Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не
попадала пыль из воздуха. Растение поливали
дождевой водой в течение 5 лет. Через 5 лет
выкопали иву, очистили от почвы и взвесили. Ива
весила 66 кг. Ван Гельмонт решил, что прибыль веса
у ивы произошла за счёт воды. Правильный ли вывод
сделал Ван Гельмонт?
III. Работа учащихся в группах-лабораториях
(подготовка ответов на вопросы)
Лаборатория "Корень”
Задание № 1 (работа с гербарием). Из 6 гербарных
листов выбрать и разложить в две стопки растения,
имеющие мочковатую корневую систему и
стержневую систему. Дать им характеристику и
объяснить, какие из растений относятся к
однодольным, а какие к двудольным.
Задание № 2 (работа с микроскопом). Рассмотреть
микропрепарат поперечного среза корня, и
объяснить, какие ткани и клетки образуют корень.
Задание № 3 (описание опыта). Как можно доказать,
что корни поглощают воду из почвы?
Задание № 4. Рассмотреть рисунок. Какие зоны
корня обозначены цифрами 1-6? Какие функции
выполняет каждая из зон?
Задание № 5. Сформулировать вывод о значении
корня в жизни растения.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти, и жить не станут.
Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок.
Лаборатория "Изучение стебля”
Задание № 1 (работа с микроскопом). Рассмотреть
микропрепарат поперечного среза стебля, и
объяснить, какие клетки и ткани образуют стебель.
Задание № 2 (работа с природным материалом).
Рассмотреть поперечный спил древесного стебля.
Ответить на следующие вопросы: Сколько лет этому
стеблю? Как вы определили возраст дерева?
Одинакова ли толщина годичных колец? Если нет, то
объясните почему?
Задание № 3 (описание опыта). Опишите опыт,
доказывающий, что вода с минеральными веществами
передвигается по древесине. Дайте ответ на
вопрос: Почему вода поднимается вверх по сосудам
стебля?
Задание № 4. Решите кроссворд:
- Клетки с толстыми оболочками, которые образуют
длинные трубки, находящиеся в древесине.
- Плотный, самый широкий слой, находящийся под
корой.
- Слой узких длинных клеток с тонкими оболочками,
за счёт которых происходит рост стебля в толщину.
- Маленькие бугорки с отверстиями, находящиеся в
пробке, через которые происходит газообмен.
- Слой, входящий в состав коры, состоящий из
ситовидных трубок и толстостенных волокон.
Лаборатория "Изучение листа”
Задание № 1 (работа с гербарием). Из шести
гербарных листов выбрать и разложить растения,
имеющие сетчатое, дуговое и параллельное
жилкование листа. Какие из этих растений
относятся к двудольным и однодольным?
Задание № 2 (работа с микроскопом). Рассмотрите
микропрепарат поперечного среза листа и
объясните, какие клетки образуют лист?
Задание № 3 (описание опыта). Каким опытом можно
доказать, что образование крахмала в листьях
необходим свет?
Задание № 4. Решить кроссворд:
- Пигмент зелёного цвета, образующийся в
хлоропластах.
- Газ, который выделяется в процессе фотосинтеза.
- Приспособление растений к уменьшению испарения
осенью и зимой.
- Пары зелёных замыкающих клеток и щель между
ними, находящихся в кожице листа.
- Как называется пространство между клетками в
мякоти листа, заполненное воздухом?
IV. Отчёт учащихся о работе в лабораториях.
Учащиеся отчитываются по результатам своей
работы, демонстрируя результаты наблюдений,
гербарий, и показывая по таблицам.
V. Каждая группа должна сделать вывод о роли
того или иного органа в жизни растения.
Затем учитель задаёт классу вопрос: "Так что же
сказал Человек органам растения?”
Вывод: Все органы растения тесно связаны между
собой: жизнедеятельность одного органа
находится в прямой зависимости от
жизнедеятельности других органов, организм
живёт как единое целое. Поэтому повреждение
какой-либо части организма (корня, побега) может
привести растение к гибели.
VI. Беседа по вопросам
1. Почему в морозные зимы наблюдаются случаи
гибели плодовых деревьев?
Ответ: а) Могут повреждаться корни, почки и кора;
б) Если повреждаются корни, то прекращается
поглощение из почвы воды и минеральных веществ;
в) Если повреждается кора, то нарушается
передвижение органических веществ.
2. Весной начинается сокодвижение. Как вы
считаете, какой вред наносится растениям сбором
сока и к чему может это привести?
Ученик читает стихотворение "Сок”
Сушит берёзу…..
Заруба — почти к сердцевине,
Берёзовы слёзы ….
Бегут и светлы и невинны.
Из раны глубокой стекает прохладная влага…
Ах, лакомство соком!
Кому обернулось ты благом?
Ответ: Значительные, глубокие повреждения
деревьев приводят к потере сока; через
повреждения открывается доступ насекомым-вредителям
и грибам в ткани растения, отчего растения
заболевает и может погибнуть. Необходимо
соблюдать правила сбора сока: а) небольшие
надрезы коры и древесины; б) после окончания
сбора надрезы замазывают садовым варом, глиной и
краской.
3. На севере Европы, за прохладным Балтийским
морем, лежит страна Швеция. Там растут дремучие
леса, а в каменных берегах лежат озёра с
прозрачной и чистой водой. В них водятся ценные
рыбы- лососи и форели. Шведы очень гордились
своими озёрами и реками, не давали их загрязнять.
И вдруг стало происходить что-то неладное.
Сначала в лесах начали сохнуть ветки деревьев.
Одна ветка высохнет, вторая и третья, а там,
глядишь, верхушка желтеет и сохнет, а потом и всё
дерево умирает. Как вы считаете, в чём оказалось
дело?
Ответ: Учёные выяснили, что в облаках над
Швецией много серной кислоты, вещества, вредного
для растений и животных. Вместе с дождём эта
серная кислота проливалась на землю, обжигала
ветки и крону деревьев, а потом с ручьями уходила
в озёра и реки. Учёные так и стали говорить —
"кислые дожди”. Кислые дожди выпадают и у нас,
особенно сильно ими поражаются хвойные растения.
VII. Подведение итогов урока
Закончить урок хочется словами:
Я сорвал цветок —
И он увял
Я поймал мотылька —
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
На этом уроке мы познакомились с очень важным
законом экологии, что всё в мире связано между
собой и оказывает влияние на человека. А человек,
в свою очередь, влияет на природу. Природа – наш
общий дом: и для растений, и для животных, и для
человека.
Всё тесно связано вокруг
(Приметы мы не станем множить.)
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
(А. Вознесенский).
|