1. |
Сообщение темы
урока и постановка
учебной задачи. |
|
- Сегодня на уроке нам предстоит
исследование
одной темы с разных точек зрения. Дело в том , что
группа
лингвистов 4 г класса обнаружила в Интернете текст
статьи
для журнала о нашем родном крае.
- Что такое Интернет?
- Я попросила Игоря в толковом словаре компьютерных
терминов
найти расшифровку этого понятия.
- Игорь, что ты узнал?
- Но ребят-лингвистов что-то в этой статье
насторожило. Вот
отрывок из неё. Посмотрите внимательно, может быть
вы поймёте
что не так.
(на доске текст на английском языке с преднамеренной
ошибкой
в окончаниях прилагательных)
MURMANSK IS SITUATED
BEYOND
THE POLAR CIRCLE.
IT THE BIGGEST NORTHERN CITY.
THE STREETS ARE WIDES.
THE HOUSES ARE BEAUTIFULS.
PEOPLE ARE KINDS.
Перевод с
английского выделен
синим цветом
(Мурманск - самый большой город в Заполярье. Улицы
широкие,
дома красивые, осенью деревья нарядные, люди добрые и
приветливые.)
- Что не так?
- В каких ч.р. сделаны ошибки?
- Почему, как думаете?
-Тогда нам необходимо сравнить имена прилагательные в
русском
и английском языках для правильного написания их в
письменной
речи. Рассмотреть проблему как лингвистам в русском и
английском
языках.
- Что значит сравнить?
- Определите тему нашего сегодняшнего урока.
- Нам предстоит сравнить категории рода и числа
(снимаю две
таблички, закрывающие тему) в русском и английском
языках
-Попробуйте самостоятельно сформулировать цель
нашего урока. |
2. |
Распознавание
прилагательных в тексте. |
|
-Прежде чем сравнивать прилагательные,
убедимся
что вы умеете находить их в тексте и отличать от
других частей
речи.Найдите в тексте прилагательные. Докажите
правильность
выбора.
- Работаем по карточкам (лист №1) |
|
3 уровень |
|
|
|
За сопками, освистанные ветром,
Во льдах лежат морские берега.
Куда ни глянь, на сотни километров
Снега, снега, колючие снега.
Здесь нет дорог, здесь всё живое стынет.
Снега, пурга, ветра и вечный лёд.
Но даже здесь, в заснеженной пустыне,
Родную землю сердце узнаёт. |
|
|
|
(В.Ледков) |
|
|
|
Найдите прилагательное,
употреблённое
в переносном значении.
Употребите это прилагательное в прямом значении,
составьте и
запишите с ним
предложение. |
|
2 уровень |
|
|
|
|
За сопками, освистанные
ветром,
Во льдах лежат морские берега.
Куда ни глянь, на сотни километров
Снега, снега, колючие снега.
Здесь нет дорог, здесь всё живое стынет.
Снега, пурга, ветра и вечный лёд.
Но даже здесь, в заснеженной пустыне,
Родную зешгю сердце узнаёт. |
|
|
|
(В.Ледков) |
|
|
|
Подберите антоним к прилагательному
родная, составьте
и запишите с ним предложение. |
|
1 уровень |
|
|
|
За сопкамиТосвистанные ветром,
Во льдах лежат морские берега.
Куда ни глянь, на сотни километров
Снега, снега, колючие снега.
Здесь нет дорог, здесь всё живое стынет.
Снега, пурга, ветра и вечный лёд.
Но далее здесь, в заснеженной пустыне,
Родную землю сердце узнаёт. |
|
|
(В.Ледков) |
|
|
Подберите и запишите однокоренные слова к
прилагательному
морские.
- Прочтите стихотворение.
- Какие прилагательные вы нашли в тексте?
- Докажите что выбранные вами части речи - это
прилагательные.
(вопросы по заданию для каждого уровня)
- Вопрос для ребят, выполнявшим задание на зелёной
карточке
- Какое прилагательное употреблено в переносном
смысле?
- Как вы употребили его в прямом значении?
- Прочтите составленные предложения
- Какой антоним подобрали к прилагательному родная
ребята, выполнявшие
задание на жёлтой карточке?
- Какое предложение составили?
- Назовите однокоренные слова к прилагательному
морские?
-Подведём итог. Чем отличается прилагательное от
других ч.р.?
- Каким членом предложения чаще всего бывают?
- Мы убедились в том, что вы отлично умеете
распознавать имена
прилагательные в русском языке и отличать их от других
частей
речи.
- Как обстоит дело с английским языком? |
|
|
|
Распознавание
прилагательных в английском языке.
(работа по уровням)
Лист №1 |
|
РАСПОЗНАВАНИЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ТЕКСТЕ. |
|
(На этом этапе
работа ведется
с текстом « Pandas ».) |
|
УЧИТЕЛЬ: |
|
Children, try to
find adjectives
in the text « Pandas ». We have three different tasks .
(Ребята, попытайтесь найти
прилагательные
в тексте «Панды». У нас есть три различных задания).
The red card task is to read the text, correct the
sentences
if they are wrong and circle the adjectives.
The yellow card task is to make up some sentences of
the words
given, read the text and circle the adjectives.
The green card task is to read the text and circle the
adjectives.
You have two minutes (У вас есть
две минуты
) Read the text.
Correct the sentences if they are wrong. Circle the
adjectives. |
|
. |
|
Pandas |
|
|
|
|
|
Pandas are lovely.
They look so nice, rather like huge soft furry toys.
No wonder
people love them.
The most striking thing about pandas is their black
and white
coloring.
They are black with white ears, white eye patches,
brown legs
and a black stripe between their shoulders.
Pandas are large, heavy animals and can weight up to
115 kilograms.
However, they are bad swimmers. Pandas are strict
vegetarians.
They eat old bamboo stems.
Pandas are peaceful, friendly and harmless, they have
no enemies. |
|
ЗАДАНИЕ
З УРОВНЯ: |
|
Read the text (прочитайте
текст) |
|
Correct the
sentences if
they are wrong (исправьте
предложения,
если они неправильные) |
|
Circle the
adjectives (обведите
прилагательные) |
|
ЗАДАНИЕ 2 УРОВНЯ: |
|
Make up some
sentences of
the words given, then read the text and circle the
adjectives |
|
(составьте
несколько предложений из данных слов, затем прочитайте
текст
и обведите прилагательные) |
|
ЗАДАНИЕ 1 УРОВНЯ: |
|
Read the text,
circle the
adjectives (прочитайте текст,
обведите
прилагательные) |
|
|
|
Stop working. Let
us check
your work. What sentences did you correct? |
|
(Закончили.
Проверяем. Какие предложения вы исправили?) |
|
What sentences did
you make
up? (Какие предложения вы
составили?) |
|
What adjectives
did you
find? (Какие прилагательные вы
нашли?) |
|
(на доске
появляются
прилагательные по мере называния их учащимися) |
|
NICE HUGE SOFT
FURRY
BLACK WHITE BROWN LARGE HEAVY BAD STRICT OLD
PEACEFUL
FRIENDLY HARMLESS |
|
Вывод
на англ. языке. |
|
Thank you very
much. You
found all the adjectives and we see you can define
them from
the other parts of speech in English too. (
Большое спасибо! Вы нашли все прилагательные и мы
видим, что
вы умеете отличать их от других частей речи и в
английском языке
тоже) |
3. |
Наблюдение
над
ролью прилагательных в речи. |
|
- С какой целью
используются
в речи имена прилагательные?
- Докажите это, выполнив следующее задание.
- Прочтите текст без прилагательных (на доске) |
|
МЕСТО ЕСТЬ В БОРУ
____________ |
|
ГДЕ ПОД_________
КУСТОМ |
|
БОРОВИК
РАСТЁТ_______________ |
|
С ВИДУ _________ И
____________ |
|
ОН СТОИТ В
___________ПАНАМЕ |
|
В ____________,
_________
ПАНАМЕ, |
|
УПИРАЕТСЯ НОГОЙ |
|
В МОХ_____________
И ______________ |
|
(лист
№2 работа
по уровням) |
|
- Вставьте в этот
текст
подходящие по смыслу имена прилагательные.
Для ребят, работающих на красной карточке даны слова
для справок,
на жёлтой - частично слова для справок, а на зелёной
предлагаю
прилагательные придумать самим. |
|
|
Место есть в
бору..................
,
Где под ................ кустом
Боровик растёт ......................,
С виду ................. и ............ .
Он стоит в .................. панаме,
В ............. замшевой панаме,
Упирается ногой
В мох ...................и .................... .
|
|
|
|
|
(Ю.Никонова)
|
|
|
|
Место есть в
бору..................
,
Где под ................ кустом
Боровик растёт ......................,
С виду ................. и ............ .
Он стоит в .................. панаме,
В ............. замшевой панаме,
Упирается ногой
В мох ...................и .................... .
|
|
|
|
|
(Ю.Никонова) |
|
|
|
Место есть в
бору..................
,
Где под ................ кустом
Боровик растёт ......................,
С виду ................. и ............ .
Он стоит в .................. панаме,
В ............. замшевой панаме,
Упирается ногой
В мох ...................и .................... . |
|
|
|
|
(Ю.Никонова) |
|
|
|
Слова для справок:
ягодный,
громадный, большая, лохматый. |
|
|
Если необходимо,
измените
окончание в словах для справок. |
|
|
- Какие
наиболее подходящие
по смыслу прилагательные вы выбрали точного
выражения мысли
автора стихотворения?
- Теперь можете сверить с первоначальным авторским
текстом
(вставляю пропущенные имена прилагательные в текст
на доске)
МЕСТО ЕСТЬ В БОРУ ГУСТОМ,
ГДЕ ПОД ЯГОДНЫМ КУСТОМ
БОРОВИК РАСТЁТ ГРОМАДНЫЙ,
С ВИДУ ВАЖНЫЙ И НАРЯДНЫЙ
ОН СТОИТ В БОЛЬШОЙ ПАНАМЕ
В БЕЛОЙ ЗАМШЕВОЙ ПАНАМЕ,
УПИРАЕТСЯ НОГОЙ
В МОХ ЛОХМАТЫЙ И СЕДОЙ. |
|
|
Ю.НИКОНОВА |
|
-У кого получился
самый
точный текст?
- С какой ч.р. связано имя прилагательное?
- Какие прилагательные употребил автор для описания
боровика?
- Сделайте вывод. Какова роль имён прилагательных в
речи?
-А в английском языке? |
|
Наблюдение
над ролью прилагательных в английской речи.( лист №2
работа
но уровням) |
|
(На этом этапе
работа
ведётся с текстом о планете Земля.) |
|
Формулировка
задания для
всех уровней одинаковая: CHOOSE THE WORDS WHICH COULD
HELP US
TO DESCRIBE OUR PLANET (Bыбepите
слова,
которые помогли бы нам описать нашу планету.) |
|
(Отличие
состоит в том,
что учащиеся первого уровня осуществляют выбор из двух
предложенных
в
скобках прилагательных; учащиеся второго уровня из
трёх, а учащиеся
третьего уровня должны подобрать соответствующее
смыслу прилагательное
из рамки) |
|
УЧИТЕЛЬ: |
|
O.K. Let us think
about
the role of English adjectives. This text will help
you. Your
task is to fill in the gaps (
Давайте
подумаем о роли английских прилагательных. Этот текст
вам поможет.
Задание - заполнить пропуски)
(текст показывается детям ) |
|
The red card task
is to
choose an adjective for each sentence from the pair.
The yellow card task is to choose one adjective among
three
for each sentence.
The green card task is to insert the adjectives from
the table.
(Задание на красной карточке -
выбрать
прилагательное для каждого предложения из
двух. Задание на жёлтой карточке - выбрать одно
прилагательное
из трёх. На зелёной -
вставить из рамки) |
|
You have two
minutes.(У
вас есть две минуты) |
|
|
|
Choose the words
which could
help us to describe our planet. We live on the earth.
It is very very________ ( small, big, )
There are a lot of rivers_________(short, long),
beautiful lakes,
__________forests and fields
(large, little) and _________ mountains (high, low,)
Different animals live on the earth.
______plants grow on it( different, difficult,)
The earth is _______(ugly, beautiful)
There are large countries and small countries.
There are warm countries and _________countries( cold,
hot)
People live in different countries. They speak
different languages. |
|
|
|
Choose
the words which could help us to describe our planet. |
|
big, round, long, clean, large, little, high,
different,
cold, difficult, beautiful, hot, short |
|
|
We live on the
earth.
It is very very .
There are a lot of________ rivers, beautiful lakes,
________
forests and fields and
mountains.
Different animals live on the earth.
________ plants grow on it.
The earth is___________ .
There are large countries and small countries.
There are warm countries and___________ countries.
People live in different countries. They speak
different languages. |
|
|
|
Choose the words
which could
help us to describe our planet. |
|
We live on the
earth.
It is very very______( small, big, round)
There are a lot of ________rivers(short, clean, long),
beautiful
lakes, ________forests and
fields( large, huge, little) and _________mountains
(high, low,
tall)
Different animals live on the earth.
_________plants grow on it( different, difficult,
interesting)
The earth is _________(ugly, nice, beautiful)
There are large countries and small countries.
There are warm countries and ___________countries(
wet, cold,
hot)
People live in different countries. They speak
different languages. |
|
It is time to
check your
work . Look at the blackboard. (Пора
проверять. Посмотрите на доску.)
Read sentence by sentence and name the missing
adjectives
(Читаем предложение за
предложением и
называем пропущенные прилагательные) |
|
. |
(текст на
доске, дети
называют прилагательные, учитель открывают карточку)
We live on the earth.
It is very very big.
There are a lot of long rivers,
beautiful
lakes, large forests and
fields and
high mountains.
Different animals live on the earth. Different
plants grow on it.
The earth is beautiful.
There are large countries and small countries.
There are warm countries and cold
countries.
People live in different countries.
They speak different languages |
|
What can you say
about the
role of English adjectives?
______Adjectives qualify nouns. Вывод.
-Что вы можете сказать о роли прилагательных в
английском языке?
(Прилагательные являются определениями
существительных) |
|
ФИЗМИНУТКА |
|
|
When trees are
green and
forests are green,
And grass is green and long,
It is good to walk in the forest
And listen to little birds' song. |
|
|
|
|
When trees are
white and
forests are white,
Because they are covered with snow,
It is good to be out-of-doors and play,
Oh, I love it so! |
|
|
( дети
выполняют движения) |
4. |
Повторение
сведений
об изменении имён прилагательных по числам и родам. |
|
-Как узнать число и
род
имени прилагательного?
-На данном этапе урока вам необходимо проследить как
изменяется
окончание
имени прилагательного в зависимости от рода и числа в
котором
оно стоит. |
|
( лист №3 работа
по уровням) |
|
|
|
Составьте
сложные имена
прилагательные и подберите к ним имена существительные
трёх
родов и множественного числа. Выделите окончания
прилагательных. |
|
Человек,
который любит
труд.
Дорожка, по которой ходят пешеходы.
Любящий жизнь. |
|
|
|
Запишите имена
прилагательные
в три столбика. Выделите окончания. |
|
Морской причал,
северная
ягода, голубое озеро, лесной житель, морское дно,
лесная речка,
ледяная скорлупа, красивый олень, высокое дерево,
саамский узор,
синяя река. |
|
|
|
К данным
прилагательным
подберите имена существительные трёх родов и
множественного
числа. Запишите. Выделите окончания прилагательных. |
|
Тихий,
голубой, красивый. |
|
- Составим
таблицу родовых
окончаний имён прилагательных.
- Прикрепите карточки с вопросами и окончаниями имён
прилагательных.
Таблица на доске: |
|
единственное число |
мн. число |
м.р |
ж.р |
ср.р. |
|
|
|
|
|
|
|
(карточки на
столе у
доски) |
|
- Ребята, сидящие
на местах.
Сравните с доской ваши ответы. -Как изменяются имена
прилагательные?
- Какие имеют окончания?
- У каких прилагательных род узнать нельзя?
- На какой вопрос они отвечают?
- Какие имеют окончания?
- Сделайте вывод. Отчего зависит род и число имени
прилагательного? |
|
-
А в английском языке?
( исправление ошибок, дополнение текста, вывод) |
|
ПОВТОРЕНИЕ
СВЕДЕНИЙ ОБ
ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ |
|
УЧИТЕЛЬ: |
|
То discover how
adjectives
in English change let's translate into English these
word combinations(
Чтобы исследовать, как изменяются прилагательные в
английском
языке, переведём на английский эти словосочетания) |
|
(Словосочетания
прикрепляются
к доске парами) |
|
|
СИНЯЯ ПТИЦА |
BLUE BIRD |
|
|
|
|
СИНИЙ КАРАНДАШ |
BLUE PENCIL |
|
|
|
|
СИННЕЕ МОРЕ |
BLUE SEA |
|
|
|
|
СИНИЕ ОБЛАКА |
BLUE CLOUDS |
|
|
|
What can you
say?(Что
можете сказать?)
- Adjectives in English didn't change at all
( Английские прилагательные не изменились никак) |
|
You are
absolutely right.
(Вы абсолютно правы.) |
|
Correct the
article.
( Исправьте статью) |
|
MURMANSK
IS SITUATED BEYOND THE POLAR CIRCLE.
IT IS THE BIGGEST NORTHERN CITY.
THE STREETS ARE WIDE.
THE HOUSES ARE BEAUTIFUL.
PEOPLE ARE KIND. |
5. |
Обобщение
знаний
об именах прилагательных по плану. |
|
-Обобщим знания
об именах
прилагательных по плану:
- Что это такое?
- Что обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
- С какой частью речи употребляются?
- Как изменяются?
- Каким членом предложения чаще всего бывают?
Обобщение на английском
языке.
-В чём сходство и отличие имён прилагательных в
русском и
английском языках?
|
6. |
Итог. |
|
- Решили мы
проблему лингвистов?
- Что мы повторили, чтобы провести исследование
прилагательных? |
7. |
Домашнее
задание
(по уровням) |