Подготовка к уроку состоит из нескольких этапов: написание
сценария урока (в данном варианте использованы отдельные эпизоды игры из
сборника Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс.- М.: ВАКО,
2008), репетиционно-консультативные занятия, так как вопросы, костюмы
учащиеся-герои сказок придумывают сами (в подготовке и проведении урока
принимают участие школьники, занимающиеся в кружке «Мастерская
слова»), самостоятельное прочтение учащимися не менее пяти ранее не
изученных сказок писателя, оформление урока (украшение помещения под
замок Снежной королевы, изготовление снежинок, сосулек, подготовка
выставки детских рисунков к сказкам, стенда о творчестве писателя,
листа достижений, где будут фиксироваться баллы, набранные в ходе
урока).
Цели урока:
- формирование личностного отношения к прочитанному;
- мотивирование потребности в чтении как средстве познания мира и самого себя;
- развитие речевыx, интеллектуальныx и творческиx способностей.
Задачи урока:
- способствовать освоению литературы в процессе творческой читательской деятельности;
- поддерживать интерес к чтению;
- обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника;
- учить интерпретации художественного текста;
- развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру;
- формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать положительные личностные качества.
ХОД ИГРЫ
Учитель (в образе Снежной королевы):
сегодня у нас не совсем обычный урок: вы прочитали сказки
замечательного датского писателя Г.Х.Андерсена, создававшего свои
произведения ещё в XIX веке, но популярного и в наше время. Сегодня мы и
должны с вами понять, в чём секрет вечности классической литературной
сказки зарубежного писателя. А помогут нам сказочные герои, в которых
мы перевоплотимся с моими помощниками. Вы будете разгадывать кроссворд,
узнавать гостей из сказок Андерсена, отвечать на наши вопросы. За
каждый правильный ответ на вопрос получаете снежинку – ведь скоро Новый
год и символы зимы как раз кстати, а в конце игры подведём итоги, и
получившие наибольшее количество снежинок будут награждены.
Вы уже, наверное, догадались, кто сегодня хозяйка на нашей игре: я
главная героиня самой популярной сказки Г.Х.Андерсена. Правильно,
Снежная королева. Вы знаете, что я очень люблю порядок и соразмерность
во всём: у меня есть лист, где я буду отмечать ваши ответы, он поможет
подвести итоги. Если будете перебивать друг друга, выкрикивать с места,
то получите не снежинку, а сосульку, но не вкусную, а обидную, и ещё я
вас заморожу, если не будете так же умны, как Кай.
Вас много, и мне было бы трудно вести игру одной, поэтому я
пригласила помощников. Вначале к вам придёт самая отважная девочка,
которая смогла одолеть меня, саму Снежную королеву, но я уже на неё не
сержусь. Герда, помоги мне проверить, читали ли ребята сказки
Андерсена.
Герда: я приготовила для вас кроссворд по сказкам
писателя. Чтобы ответить на вопросы, возьмите листочки, приготовленные
для вас на столе, подпишите их. Слушайте вопросы внимательно, пишите
ответы, а кроссворд поможет вам сориентироваться.
(После письменных ответов на вопросы собираются листочки, и кроссворд отгадываем вместе, вручая снежинки ответившим).
Снежная королева: спасибо, Герда. Ты проверишь
ответы, и на следующем уроке мы узнаем результаты. Пришло время
пригласить ещё одного помощника. Встречайте.
Оле-Лукойе: Я прихожу вечером; тихо-тихо, осторожно
подойду к ребятам и нагоню на них сладкий сон. А уж потом рассказываю
сказки. У меня два зонтика: один с картинками, и я раскрываю его над
хорошими детьми, тогда им всю ночь снятся чудесные сны. А другой зонт
простой, гладкий, я его развёртываю над нехорошими детьми, и они спят
всю ночь как чурбаны и ничего не видят во сне.
Если вы будете хорошими, я к вам буду приходить семь ночей в неделю,
и вы услышите, о чём говорят вещи, совершите головокружительные
путешествия, научитесь понимать язык зверей и птиц. Если же будете
нехорошими, то сны ваши будут чёрными и пустыми.
Какое же имя мне, божеству сновидений, дал Г.Х.Андерсен?
Оле-Лукойе: я добрый волшебник и не очень люблю,
когда ведьмы, они почти всегда злые и хитрые, вмешиваются в жизнь
сказочных героев, а в какой сказке писателя ведьма помогла исполнить
заветное желание героини? («Русалочка»)
Ведьма (вбегает с узелком): Нет, на этот раз ты
меня не обманешь. Я сама хочу обладать чудодейственным огнивом. Сяду
тут в уголочке и не спеша вспомню, как с ним обращаться.
Оле-Лукойе: Из какой же сказки эта героиня?
Ведьма: Ой, куда я попала? Вроде бы в лесу была! Ну
раз вас здесь много, то вы сможете мне помочь. Я стара стала и забыла,
как надо пользоваться огнивом, ведь ещё моя бабушка рассказывала о его
волшебной силе. (Ответ ученика.)
Вот спасибо! Теперь я могу выполнить любое своё желание. Мне у вас понравилось. Я, пожалуй, погощу.
Оле-Лукойе: Оставайтесь, будете нам со Снежной королевой помогать проводить игру по сказкам Андерсена.
Ведьма: Мне лестно, что вы меня в игру приняли.
Только с образованием у меня слабовато: оно у меня начально-лесное. Вот
и сейчас мне помощь нужна. Поручил мне лесной совет вещи раздать, что в
наших окрестностях нашли, а чьи они, я никак не пойму. Ребята,
помогите. (Достаёт из мешочка вещи, а ученики отгадывают: перо белое,
перо чёрное, горшочек, хлеб, коробок спичек, бумажный кораблик, «новое
платье короля»).
А теперь супервопрос от меня, кто ответит, попрошу учителя без
промедления поставить в журнал «5». Слушайте: «Давным-давно в городе
Копенгагене король Христиан IV построил Круглую башню. И с той поры эта
башня стояла на городской площади…У неё не было никакой легенды. И
тогда жители города поклонились сказочнику:
- Уважаемый господин Андерсен, очень просим Вас сочинить что-нибудь мрачное о нашей Круглой башне».
Теперь вопрос: каким образом выполнил Андерсен просьбу жителей
Копенгагена – увековечить в сказке их городскую знаменитость – Круглую
башню?
(Входит девочка)
Снежная королева: Вы кто?
Девочка: Я принцесса.
Снежная королева: Мне ли не знать принцесс, я ведь королева!
Девочка: Я настоящая принцесса. Да-да, иногда по
внешнему виду нелегко догадаться, кто перед вами. Если, например, в
грозу придёт девушка, вся мокрая, вода будет бежать с её волос и платья
прямо в носки башмаков и вытекать из пяток, вы поверите, что перед
вами настоящая принцесса? Даже если поверите, то захотите проверить. Мне
уже не страшно. Я эту проверку прошла. Вспомните, когда и как?
Оле-Лукойе: Спасибо, принцесса на горошине, живите счастливо с принцем.
(Входит мальчик с мешком)
Маленький Клаус: Я, наверное, самый находчивый из
всех героев Андерсена. Прозвище мне дали такое потому, что у меня была
всего одна лошадь, да и ту потом погубили. А что делать в деревне без
лошади, как жить? Вот тут моя смекалка и пригодилась. Я не только
разбогател, но смог избавиться от своего заклятого врага и завистника.
Как меня зовут и в какой сказке я главный герой?
Вот посмотрите, вроде бы обычный мешок, но он сослужил мне хорошую службу. Какую?
Ведьма: Спасибо, Маленький Клаус, не хотела бы я встретиться с тобой на узенькой дорожке.
Снежная королева: В сказках Андерсена много
волшебных предметов, но мне больше других нравится книга, за которую
было отдано полкоролевства. Помните: «Все картинки в сказке были живые:
птицы распевали, а люди сходили со страниц и разговаривали…но стоило
перевернуть лист, они впрыгивали обратно, иначе в картинках вышла бы
путаница». Кто и в какой сказке читал такую книгу?
Оле-Лукойе: похожа книга на ожившие под моим пёстрым зонтиком сны.
Ведьма: нет, это как мультфильмы.
Снежная королева: ребята, если бы вы были
художниками-мультипликаторами, то к какой сказке писателя вы бы с
наибольшим удовольствием придумали рисунки и почему? (За полный
текстовой ответ 2 снежинки + 1 тому, чей ответ понравился больше
других.)
(Появляется мальчик с крылышками.)
Эльф: к сожалению, моя сказка очень грустная. Но
она о преданной любви. Послушайте. Молодые люди крепко любили друг
друга, но злой брат девушки убил её возлюбленного. Я узнал об этом и
нашептал правду девушке, когда она спала. Девушка нашла тело
возлюбленного и умерла от горя. А что же её жестокий брат-убийца? Его
наказали духи благоухающего жасминового куста. Мы, эльфы, хоть маленькие
и для вас, людей, незаметные, но добрые и справедливые. В какой сказке
Андерсен рассказал эту трагическую историю любви?
Роза – любимый цветок писателя, издавна она символизировала любовь,
красоту, молодость и даже космическую силу. На страницах каких сказок
встречается этот прекрасный цветок?
Оле-Лукойе: спасибо, эльф, вы действительно помогаете. Вспомните, в какой ещё сказке эльф помог обрести героине счастье?
(Входит ещё одна героиня.)
Элиза: я думаю, вы легко меня узнаете, кто я и в
какой сказке рассказывается о моей судьбе и судьбе моих братьев.
Слушайте. Мы пострадали от жестокости злой волшебницы, которая хотела
заколдовать меня с помощью трёх жаб. Но её сила не оказала на меня
такого воздействия, как на братьев. О том, как их спасти мне привиделось
во сне (спасибо Оле-Лукойе), где фея говорила со мной, и я выполнила
все её указания. Если бы вы знали, как мне было трудно! Но я не только
спасла братьев, я нашла своё счастье. Кто же я?
В моей сказке главные герои мои братья – лебеди, а в каких ещё сказках писателя героями были птицы и почему именно эти?
Ведьма: к нам ещё одна гостья.
Русалочка: я ради любви оставила свою семью,
испытала тяжелейшие физические страдания, но не стала смыслом жизни для
прекрасного принца. Поэтому не смогла получить бессмертной души и
растворилась в воздухе. Вы догадались, что я героиня одноимённой
сказки…
Я очень люблю музыку, послушайте грустную песенку П.И.Чайковского,
скажите, к какой сказке она может подойти как музыкальная иллюстрация и
почему?
Снежная королева: спасибо вам, уважаемые помощники и
герои сказок. Мы с вами, ребята, поговорили более чем о 15 сказках
писателя. Есть ли такие, которые сегодня не упоминались, а вы их
прочитали? Расскажите о них, да так, чтобы всем захотелось прочитать.
Подходит к заключению наша интеллектуально-развлекательная игра, на
которой мы все вместе погрузились в чудесный мир сказок Ганса Христиана
Андерсена. И теперь, когда столько уже сказано, ответьте, пожалуйста,
на вопрос: почему до сих пор сказки писателя читаются с интересом? В чём
секрет их долголетия? (В ходе обсуждения обращается внимание на
название урока).
Теперь давайте подведём итоги: кто сколько снежинок получил? А есть
ли сосульки? Всем готовившим урок-игру выставляю «отлично». Какие
результаты нам сообщит Герда? Итоговую оценку объявлю позже, когда зачту
ответы во время игры, приплюсую к ним баллы, полученные за ответы на
вопросы кроссворда и в ходе обсуждения темы урока.
Понравилась ли такая форма урока? Чем интересна? Можете предлагать
свои виды урока, а я рассмотрю предложения и постараюсь сделать наши
уроки и интересными, и познавательными. Ведь я всё-таки королева! |