О том, как крестился князь Владимир
и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не
помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в
Киеве; другие указывали место его крещения в городке Василёве (в 35
верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в
греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того, как взял этот город у
греков. Лет сто спустя после крещения Руси летописец занес в свою
летопись такие предания об этом событии:
Пришли (говорит он) к Владимиру (986)
сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от
римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и,
наконец, греческий философ с православным учением. Все они хотели
привлечь Владимира в свою веру. Он же выслушивал их и всех отсылал
прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и
почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир
своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников,
прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о
православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны
своих послов посмотреть, «кто како служит Богу». Побывав и на востоке, и
на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным
благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру,
прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав
православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо
спросил своих советников: «Где крещение примем?» А они согласно
ответили: «Где тебе любо». И вот в следующем, 988 году Владимир пошел с
войсками на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир
дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не
крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и
Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну.
Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за «поганого», то
есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари
прислали в Корсунь сестру свою и с нею духовенство, которое крестило
русского князя и венчало его с царевною. Перед крещением Владимир
заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения.
Помирясь с греками и отдав им Корсунь, он возвратился с православным
духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.
Таково сказание летописи. В нем,
по-видимому, соединились в одну повесть разные предания: 1) предание о
том, что Владимиру предлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки,
пришедшие в Киев и жившие в нем; 2) предание о том, что Владимир, не
только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физическою
слепотою, чудесно во время крещения прозрел сразу и духовными и
телесными очами, и 3) предание о том, что для принятия греческой веры
Владимир счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы вместе с ним
как бы завоевать и веру греческую, приняв ее рукою победителя.
По сказаниям греков и арабов вот что известно о походе Владимира на Корсунь:
В то время в Византийской империи
произошло восстание войска под предводительством полководца Варды-Фоки.
Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у Киевского
князя Владимира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать
свои войска в помощь Византии, за что получал руку греческой царевны
Анны, а сам обязывался принять христианство. Благодаря русскому
вмешательству мятеж был подавлен, и Варда-Фока погиб (988). Но
византийцы после победы не исполнили своих обещании, данных Владимиру.
Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь, главный
греческий город в Крыму, и настоял на исполнении греками договора. Он
принял христианство и получил в супружество царевну (989). Где именно
был он крещен и когда именно состоялось крещение, — в 988 или в 989
году, — точно неизвестно.
Возвратившись из Корсунского похода в
Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю
Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его
притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в
реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах,
где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера
распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде
пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество
держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по
всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с
новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия. |