Если тема нас интересует, голод познания становится
неутолим и количество фактов, которые мы можем запомнить, почти
неизмеримо. Но в школе предпочтения учащихся и материал учебной
программы часто не соответствуют друг другу.
Довольно рано можно заметить, что мальчики и
девочки по-разному относятся к школьным предметам. Из года в год у
девочек пропадает тяга к математике, у мальчиков – к родному языку и
литературе. Исследования, однако, показывают, что антипатия может
измениться – в частности, благодаря хорошим показательным примерам.
Так, читающие художественную литературу папы
могут помочь смягчить плохое отношение мальчиков к книгам, а девочек
достаточно убедить, что к точным наукам у них тоже есть способности.
То, как учитель преподносит тему урока, тоже
влияет на готовность детей к обучению. Им легче усвоить материал, если
его интересно и понятно объяснили. Сухим докладом не удастся
заинтересовать, для мозга это объективно невозможно. Скучные уроки и
заниженные требования приводят систему вознаграждения в мозге в ступор,
нейромедиатор дофамин не выплескивается. Так происходит зачастую даже с
незаурядно развитыми детьми, которые становятся «пассивными», начинают
получать плохие оценки. Им могла бы помочь смена деятельности: работа
над собственным проектом, сотрудничество в группах, семинары с
экспертами или экскурсии.
Родители тоже могут создавать предпосылки для
того, чтобы их ребенок был готов открывать новое. Если в семье
недостаточно культурных импульсов, детская мотивация в учебе останется
низкой, в ваших силах это изменить!
Переизбыток медийной информации вредит ребенку
В наши дни школа как поставщик информации и
источник знаний конкурирует со средствами массовой информации, которые
привлекают публику убедительным видеорядом, музыкой и специальными
эффектами. То, что преподносится эмоционально, действует гораздо
сильнее, поэтому учителя и любая нарисованная на доске мелом картина
проигрывают телевидению. Многие дети и подростки привыкают к
стремительным сюжетам и молниеносно меняющимся сценам из-за компьютерных
игр и телевизора. Терпения здесь не требуется: кадры меняются каждые
восемь секунд. Этого промежутка времени недостаточно, чтобы понять
сложное предложение. Впоследствии ребенку не хватает усидчивости и
способности сосредоточиваться, и начинаются проблемы в школе.
Очень плохо, если компьютер или телевизор
становятся каждодневными основными видами деятельности ребенка.
Возникает угроза языкового и моторного дефицита. Мозг настраивается на
то, что ему поставляют, и усиливает работу каналов, направленных на
игры. Другие, мало используемые – возможно для запоминания английских
слов – погибают. Мозг жаждет возбуждения и приспосабливается к заданиям и
вознаграждениям, которые предлагают компьютерные игры. Эти
информационные магистрали так загружены, что никакая другая информация
просто не проходит. Кратковременные, быстрые вознаграждения компьютерных
игр – например бонусные очки, дополнительная «жизнь» или радость победы
над противником – привлекают многих детей намного больше, чем
достижения в учебе, для которых нужно много и долго трудиться.
Родители должны быть очень внимательными, если
их ребенок компенсирует расстройство или печаль игрой на компьютере.
Это неадекватная переработка негативных чувств, и ведет она к появлению
зависимости, которая оставляет в мозге ребенка такие же следы, как
наркотики и алкоголь.
Опасности для мозга в период полового созревания ребенка
Самую мощную атаку мотивационная система
ребенка испытывает в период полового созревания, когда «Не хочу
учиться!» становится главным девизом в жизни. Свидания вместо занятий
физикой, компьютерные игры вместо изучения английского языка – вот на
чем школьник сосредоточивает энергию и внимание. Особенно опасны в этом
возрасте алкоголь, наркотики и другие искусственные возбудители: при их
поступлении в организм мозг подростка очень сильно изменяется и не может
больше выполнять многие функции.
Когда родители или учителя говорят подросткам,
что им нужно делать, те в основной своей массе воспринимают их слова
враждебно. Они не выносят, когда им что-либо навязывают. Друзья и хобби
намного увлекательней, чем уроки. Отношение к учителям и школе в целом
становится все холоднее и критичнее. В школе внимание концентрируется на
оценках, что зачастую вызывает у подростка отрицательное отношение к
собственным способностям. Как следствие возникает пессимизм – подростку
кажется, что нет смысла заниматься и стараться.
Пока у ребенка еще есть стимул заняться
чем-нибудь полезным в свободное время, встретиться с друзьями или даже
позаниматься по определенным предметам, родители могут быть относительно
спокойны. Но стоит задуматься, если апатия затягивается. Если подросток
как в школе, так и в свободное время демонстрирует отсутствие желания
заниматься чем-либо и ко всему равнодушен, за этим могут скрываться
серьезные психические или физические болезни. В этом случае стоит
проконсультироваться у врача или подросткового психолога. |