Цель: 1. Ознакомить учащихся с видами орнаментов в
зависимости от характера их построения; учить определять характерные
особенности орнамента.
2. Развивать умение выбирать тот или иной вид
орнамента для декорирования предмета; учить создавать ленточный и сетчатый
орнаменты, декоративную симметричную и асимметричную композиции;
совершенствовать умение и навыки работы с бумагой.
3. Воспитывать аккуратность; развивать интерес к
декоративно-прикладному искусству и народному творчеству, формировать
способность воспринимать художественные образы декоративного искусства.
Оборудование: материалы: цветная бумага, клей,
ножницы, квадраты (1x1 см) двух цветов; альбом с шаблонами;
зрительный ряд: изделия или репродукции предметов ДПИ
с ленточным, сетчатым орнаментами; образцы замкнутых симметричных и
асимметричных композиций.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Что называют орнаментом?
— Какие виды орнаментов используют в ДПИ?
— Какие элементы составляют основу геометрического,
растительного и зооморфного орнаментов?
— Что такое стилизация?
— Какие основные принципы построения орнамента имеет
раппорт?
III.
Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
У каждого из вас есть дома посуда одинаковой формы и с
единым узором — сервиз. Авторы сервизов дают им красивые поэтические
названия: «Утро», «Росинка», «Мадонна», «Черный тюльпан». Название определяет
основной мотив узора.
— Как бы вы хотели назвать свой сервиз? Название
должно отражать определенное время года.
IV. Объявление темы урока
Сегодня на уроке вы будете создавать для тарелки узор,
изображающий определенное время года, дадите название работе.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
В ходе рассказа учитель демонстрирует изделия или
репродукции предметов ДПИ с разными видами орнамента и образцы композиций.
На предыдущем уроке мы выполняли раппорт. Такое
построение элементов характерно и для ленточного орнамента. Иногда его
называют фризовым. Довольно часто мастера ДПИ используют этот вид орнамента для
украшения посуды, одежды, архитектурных сооружений и др. Кроме ленточного
орнамента, повторяющиеся элементы включают в себя и сетчатый орнамент. В нем
повторяющиеся элементы расположены по всей площади, как бы разбитой на
невидимую сетку с определенной формой ячеек — квадратной, прямоугольной,
ромбовидной. Такой орнамент широко используется в различных рисунках обоев и
тканях. Наряду с этими видами существует замкнутый орнамент. В нем главный
мотив не повторяется, а используется один раз на замкнутой поверхности. Он
бывает симметричным и асимметричным. Все элементы симметричного орнамента
располагаются симметрично относительно осей симметрии фигуры. Асимметрия — это
полная противоположность v симметрии, но
важную роль здесь играет зрительное равновесие. Работа над таким узором всегда
сложнее.
VI. Практическая работа
Учитель напоминает о правилах работы с ножницами.
I Выполнение тренировочных упражнений.
Задание 1.
Нанесите на геометрические фигуры оси, относительно
которых можем строить и симметричное изображение.
Задания 2, 3.
Вырежьте квадратики двух цветов (элементы
предполагаемого узора) и создайте сетчатый орнамент, симметричную и асимметричную
композиции.
2. Создание узора для тарелки.
А теперь приступим к выполнению узора для тарелки.
Тарелка представляет собой круглую форму, поэтому наша композиция будет
замкнутой. Форма тарелки состоит из центральной части и ободка, поэтому мы
будем использовать два вида орнамента: ленточный и замкнутый.
В представленной тарелке использована вытынанка, и
узор имеет симметричное решение.
Этапы выполнения работы.
1) Узор выполняйте из цветной бумаги. Это может быть и
вытынанка, и аппликация. Помните, что для получения одинаковых элементов
бумагу необходимо сложить несколько раз и разрезать все слои.
2) Для круглого элемента (снежинка, цветок) бумага
складывается следующим образом.
3) Узор тарелки, представленной в альбоме, имеет
зимний мотив. Попытайтесь создать узор на мотивы других времен года.
В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж,
активизирует, творческую инициативу.
VII. Завершение урока
Организация выставки лучших детских работ. Задание на
следующий урок: принести лист белой или черной бумаги, черный карандаш, черный
фломастер, черную тушь, белую гуашь, белый карандаш. |