Тема:Композиция в графике: пропорции, масштаб.
Художественные приемы передачи характера и образности природных форм.
Композиция «У нас во дворе».
Цель: 1. Определить значение пропорций в разнообразии
живого мира человека, зависимости отдельных элементов от целого.
2. Развивать зрительную память, способность передавать
характер природных форм, учитывать масштаб, пропорции для создания образа в
определенном направлении (сатирическом, трагическом).
3. Воспитывать доброжелательность, терпимость,
эмоциональное отношение и любовь к окружающему миру.
Оборудование: материалы: бумага, ручки, карандаши,
тушь, фломастеры, фотографии; альбом с шаблонами;
зрительный ряд: изображения животных, фотографии
собак разных пород; иллюстрации М. Митурича к книге Р. Киплинга «Маугли»; репродукция:
И Ефимов. «Пантера и тигр»; иллюстрации к сказкам «Дюймовочка», «Чиполлино»,
«Необыкновенные приключения Карика и Вали в стране дремучих трав», «Алиса в
странечудес»; шаржи.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Можно ли живую форму представить в виде простых
геометрических форм?
— Должен ли художник учитывать пропорции?
— Как влияет размер пропорции на изображение
художественного образа?
III.
Объявление темы урока
Тема урока — « Композиция в графике». Сегодня на уроке
мы создадим графическую композицию «У нас во дворе».
IV. Изучение нового материала
Слово учителя.
Самый непревзойденный художник — это природа. Чтобы
понять ее и уметь запечатлеть в своих художественных произведениях, необходимо
постоянно наблюдать за ней, анализировать. Природные формы с течением времени
постоянно меняются, становятся другими цвет, размеры и только внимательный наблюдатель
сможет увидеть эти изменения.
Именно благодаря пропорциям, размерам природные формы
представлены в таком разнообразии. Например, большинство птиц имеют хорошо
развитые крылья, длинная шея фламинго помогает ему добывать пищу в воде. Эти
внешние признаки имеют функциональное назначение и находятся в гармонии с
пластикой, цветом, размером, создавая единое целое.
Для изображения живых форм нужно уметь видеть в них
простые геометрические фигуры. Для передачи характера и особенностей живых
форм художник-график применяет различные выразительные средства, которые более
полно дают представление о пластике, кожном покрове животного и т. д. Обратите
внимание на представленные графические работы с изображением хищников —
пантеры и тигра. (Учитель демонстрирует репродукцию И. Ефимова «Пантера и
тигр», иллюстрацию М. Митурича к книге Р. Киплинга «Маугли»).
Благодаря различному подходу обоих художников к выбору
художественной техники выполнения, эти животные производят разное впечатление
на зрителя. (Мудрая и благородная пантера в иллюстрации к «Маугли» и
беспощадная, бесстрашная в схватке с тигром на картине «Пантера и тигр»).
Зачастую художник прибегает к такому художественному
приему, как осознанное изменение пропорций и размеров в изображении животных,
людей, что позволяет изменить характер изображаемого, придает ему элемент
трагичного или смешного. Достаточно часто этот прием используется в
иллюстрациях, мультфильмах, шаржах. Шарж (от франц. charges — преувеличение) — шуточная или сатирическая манера изображения
кого-, чего-нибудь, в которой сохраняется внешнее сходство, но выделены в
преувеличенной форме наиболее характерные черты изображаемого.
Художники-мультипликаторы, меняя пропорции отдельных
частей тела, создают различные образы. Посмотрите, какие большие головы у
героев сказки «Чиполлино».
. Если же композиция состоит из нескольких фигур или
предметов, надо не только обращать внимание на размер каждого элемента, но и
установить соотношение между ними. Размеры предметов окружающего мира человек
определяет, сопоставляя с собой все, что превышает его размер: большое то, что
приближается к нему, среднее и маленькое — то, что меньше и дальше. Такой прием
использовали художники для иллюстрирования известных сказок «Дюймовочка»,
«Алиса в стране чудес», «Гулливер в стране лилипутов».
V. Практическая работа
7. Выполнение тренировочных упражнений.
Упростите сложную форму представленных животных до простых
геометрических фигур. (Работа выполняется в альбоме с шаблонами.)
2. Создание композиции «У нас во дворе».
— Какие породы собак вы знаете? Чем они отличаются?
Каждое утро и вечер владельцы со своими питомцами
гуляют во дворе, собаки с удовольствием играют друг с другом. (Демонстрация
фотографий собак). Возможно, вы даже замечали, что некоторые четвероногие
друзья похожи на своих хозяев.
Нарисуйте владельцев собак, придав им черты сходства
со своими питомцами, преувеличивая отдельные черты внешности (основа рисунка
представлена в альбоме с шаблонами.)
Сосед по парте должен узнать, кому принадлежит та или
иная собака.
В ходе работы учитель активизирует творческую инициативу
учащихся.
VI. Завершение урока
Подведение итогов работы. Выставка лучших работ.
Задание на следующий урок: принести краски, кисти, бумагу. |