Цель: 1. Ознакомить с разновидностями пейзажного
жанра, его характерными признаками: учить анализировать композиционное строение
пейзажей (передача пространства, композиционного центра, цветовое решение с
учетом передачи настроения, задумки художника).
2. Развивать наблюдательность, зрительную память,
воображение; расширять диапазон цветового ощущения, учить передавать
настроение композиции с помощью цвета и художественных техник.
3. Воспитывать любовь к родному краю, эстетическое
отношение к произведениям пейзажной живописи.
Оборудование: материалы:краски, газета, губка, бумага,
стекло, мыло, кисти, альбом с шаблонами;
зрительный ряд: репродукции пейзажной живописи: И.
Айвазовский. «Ялта», Ян ван Гойен. «Вид Дордрехта», И. Левитан. «Сумерки.
Луна», «Вечерний звон», А. Куинджи. «Ладожское озеро». «Лунная ночь на
Днепре», А. Гиемен. «Закат солнца в Ивре», И. Глазунов. «Вечер», А. Саврасов.
«Взгляд на Кремль в ненастную погоду», К. Мо-не. «Скала в Бель-Иль»; образцы
акватипий.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Какие источники света вам известны?
— Как влияет свет на цветообразование поверхностей
предметов?
— Что мы понимаем под цветовым контрастом? Назовите пары
контрастных цветов.
— Какие цвета называют нюансными?
— Назовите группы родственно-контрастных цветов.
III.
Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
В каждом из вас живет путешественник, готовый
подняться на воздушном шаре к облакам, опуститься в пучину на неизведанные
глубины или отправиться под парусами по морям и океанам на неизвестные острова.
IV. Объявление темы урока
Сегодня каждый из нас поведет свой корабль по
безбрежным водным просторам и отразит все увиденное в пейзаже под названием «Путешествия
парусника».
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, в
странах Азии он появился намного столетий раньше. Неисчерпаемое многообразие
природы породило различные виды пейзажного жанра. В сельском пейзаже художников
привлекает поэзия деревенского быта, его связь с окружающей средой; городской
пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной
средой (здания, улицы, площади); в парковом пейзаже изображаются уголки природы,
созданные для отдыха; морской пейзаж — марина — рассказывает о своеобразной
красоте моря.
Работая над пейзажем, нельзя его просто «срисовать».
Живописец передает не только видимую красоту, но и настроение, которое он
создал. Разные времена года, части суток, солнечный или лунный свет, природные
явления, влияя на пейзаж, вызывают у нас определенные чувства: тревогу, страх,
печаль, радость, восторг, грусть и т. д.
- Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая
в него определенный смысл. Пейзаж, в котором природа представляется
величественной и недоступной для человека (скалистые горы, могучие деревья,
мифические герои и боги), можно назвать героическим. Эпический пейзаж
изображает картины природы, полные внутренней силы, особой значимости,
бесстрастного спокойствия. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты,
буйство ветра — мотивы романтического пейзажа. Небо с облаками, морские волны,
леса и горы остаются такими же, какими они были сотни и тысячи лет назад. Но
эту неизменную природу художники разных эпох видели и изображали по-разному.
Море на картинах голландских художников изображается
без тени романтики, они не склонны мечтательно любоваться красотой природы. Для
них море — это место торговли и работы. У прославленного мариниста И.
Айвазовского море — почти всегда устрашающая стихия, полупрозрачная
таинственная бездна. Гигантские волны с огромной силой обрушиваются на
неприступные скалы. Люди и даже корабли — ничтожно малы, беззащитны в этой мощной
стихии. Картины его овеяны восхищением, романтическим любованием прекрасной
стихией. (В ходе рассказа учитель демонстрирует репродукции картин)
В каждом пейзаже должно быть построено и определенно
выражено пространство. При удалении элементы пейзажа изменяются не только по
величине, но и по окраске. Поэтому первый план пишется, как правило, более
энергично: по цвету, контрасту, деталям. Последующие планы, удаляясь от
зрителей, приобретают характер плоского пятна с холодным, голубым, фиолетовым,
фиолетово-голубым или серым оттенками.
Главными элементами любого пейзажа являются земля,
небо, вода, деревья, в морском же пейзаже — небо и море. Небо определяет
состояние освещения, колорит, настроение. В ясную солнечную погоду цвет и тон
неба различны. Ближе к зениту небо выглядит более темным, к горизонту — более
светлым.
Испаряемая с земли влага и поднимающиеся вверх пыль и
дым, образуют разные по форме облака: кучевые — воздушные горки с белоснежными
клубящимися вершинами и плоскими горизонтальными основаниями; слоистые —
напоминающие плотную движущуюся завесу из серых валов изменчивой формы; перистые
— плоские остроконечные белые полосы, разметавшиеся по небу. Покрытое облачным
слоем небо, в зените бывает светлее, чем над горизонтом. Голубое небо утром и
вечером меняет свою окраску: приобретает желтые, оранжевые и красные цвета
вблизи солнца и зеленоватые, синие, серо-синие, темные оттенки в зените.
Вода, отражая многоцветный предметный мир, как бы
удваивает его, усиливает эмоциональное звучание природы. Спокойная вода, почти
как зеркало, отражает на своей поверхности окружающую среду. Цвет и
освещенность отражений менее интенсивны, чем у самих предметов. Под
воздействием ветра вода покрывается рябью и волнами, отраженный предмет плавно
изгибает свои очертания. I
В пейзажах, так же как и в любых других живописных произведениях,
главное подчеркивается цветом. Применение в пейзажной композиции небольшого по
площади, но качественно иного цвета (доминанты) придает ей напряженность и
является композиционным и идейным центром произведения. Пейзаж помогает
овладеть драгоценным богатством природы, изображая ее во всех проявлениях.
VI. Практическая работа
7. Слово учителя.
Определив для себя технику выполнения (акварель,
гуашь, акватипия) и приемы нанесения красок (мазками, способом «по-сырому»),
подумайте, какое настроение вы хотите передать в живописной композиции, какие
чувства она должна вызывать у зрителя. Использование гуашевых красок, позволяет
работать мазками по форме, горизонтально или пунктирно, сочетать тонкий слой
краски и пастозный мазок. Свежести цвета можно достичь, работая акварелью в
технике алла прима, т. к. при этом способе рисования за один прием кладут
краску лишь один раз. Рисунок, выполненный этим методом, всегда прозрачный,
цвета насыщенные. Прием живописи «по-сырому» дает возможность передать нежные,
неповторимые цветовые переходы. Такая работа выполняется на увлажненной бумаге.
Акватипия выполняется на. стекле, на которое наносится тонкий слой красок,
разведенных мыльной водой. Сверху кладется хорошо увлажненная бумага, а на нее
— газета. Газету нужно придавить руками по всей поверхности листа, затем
снять. Получив на бумаге отпечаток, после полного высыхания подчеркните детали
несколькими мазками.
2. Создание пейзажа.
Этапы выполнения работы.
1) Определите мотив пейзажа, его формат и форму листа
бумаги.
2) Обозначьте линию горизонта, определяющую
соотношение воды и неба.
3) Изобразите обобщенную форму основных элементов пейзажа
таким образом, чтобы они четко образовали пространственные планы.
4) Продумайте цветовой строй пейзажа.
В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж.
VII. Завершение урока.
Демонстрация завершенных работ. Задание на следующий
урок: принести цветную бумагу, клей, ножницы. |