- Познакомить учащихся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг; Выяснить
ее основные цели и направления;
- Сформировать у учащихся представление о принципах, методах и подходах
внешней политики СССР;
- Способствовать развитию навыков работы с источниками, дополнительной
литературой, исторической картой, умение обобщать и систематизировать
материалы.
Оборудование:
- Данилов А.А.; Косулина Н.Г. История России 20 век учебник для 9-го
класса;
- Интерактивная доска.
План изучения материала:
- Итоги второй мировой войны. Территориальные изменения на карте мира.
- Атомный проект СССР и США
- Политика СССР в отношении стран Ближнего и Среднего Востока.
- СССР и страны восточного Средиземноморья.
- Взаимоотношения СССР со странами Центральной и Юго-Восточной Европы.
План Маршала. Берлинский кризис 1948 года.
- Отношение СССР со странами Западной Европы и США. Война в Корее.
Ход урока
Стадия вызова. Учитель предлагает учащимся начать заполнение таблицы из двух
колонок:
Итоги: Второй мировой войны:
Знал |
Узнал на уроке |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
На интерактивной доске карта "Мир после Второй Мировой войны”. Учитель
объясняет какие территориальные изменения произошли после войны. Учащиеся
приходят к выводу, что у каждой из стран участниц антигитлеровской коалиции было
свое видение послевоенного устройства мира; В 1945–1947 гг произошел отход от
принципов сотрудничества, сформировалась новая система международных отношений,
главными чертами которой были гонка вооружений, ядерное устрашение,
информационная война.
В ходе объяснения учителя в процессе всего урока, учащиеся заполняют правую
колонку "Знал”.
Стадия разрыва. По словам А.А. Данилова, "Причины быстрого расхождения
вчерашних союзников, а затем и начала "холодной войны” заключалось не в коварных
замыслах Трумена или Сталина, а главным образом, в конфликте интересов СССР и
Запада. Не менее важным было и взаимное недоверие. СССР, внесший основной вклад
в разгром фашисткой Германии, превратился в одну из ведущих мировых держав, без
которой стало невозможно решать проблемы практически ни в одном регионе мира.
Противостояние СССР и США стало носить глобальный характер”.
Учитель вводит понятие "холодная война” и предлагает выделить основные
направления внешней политики СССР в послевоенный период.
- Создание стратегически важных зон или пояса безопасности;
- Подписание двусторонних договоров о взаимопомощи с союзниками (страны
Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы).
- Ограничения внешнеполитической самостоятельности стран, вошедших в зону
влияния СССР;
- Военно-политическое соперничество со странами запада.
Стадия деконструкции и реконструкции.
Учитель предлагает обсудить в парах и выявить объективные и субъективные
факторы, определившие политику СССР после второй мировой войны.
Стадии социализации. Учащиеся делятся результатами своей работы.
Организуется работа с источниками, учащимся предлагаются фрагменты из статьи
Б. Рассел, из речи У. Черчилля в Фултоне, из интервью И. Сталина корреспонденту
"Правды”. Каждый ряд работает с одним из документов.
Вопросы для обсуждения:
- Какие перспективы по мнению Рассела, открывались в отношениях СССР и
стран Запада после войны, с какими факторами ученый связывал реализацию этих
перспектив?
- Оцените прогноз Рассела. Какие обстоятельства с вашей точки зрения, он
не учитывал?
- Какие обвинения в адрес СССР выдвинул в знаменитой фултонской речи
Черчилль? В каком смысле употреблен термин "железный занавес”.
- К чему он призывал лидеров западных стран?
- Какие обвинения в адрес стран запада выдвинул Сталин в интервью в
"Правде”? Какие аргументы в обосновании позиции СССР он привел? Учитывалась
ли, по вашему мнению, позиция стран, освобожденных СССР, при выработке
советской внешней политики.
Смысловая стадия.
Атомный проект СССР и США
Этот опрос рассматривается в форме школьной лекции.
- Манхэттенский проект США.
- Цель проекта – создание атомного оружия, способного обеспечить победу в
войне в сжатые сроки, с опережением СССР и Германии, где аналогичные работы
уже шли.
- 16 июля 1945 г, испытание первой в мире атомной бомбы США в городе
Аломогорда, штат Нью Мексико. 6 и 9 августа над японскими городами Хиросима
и Нагасаки были сброшены урановая и плутониевая бомбы.
- Атомное оружие сразу же стало инструментом шантажа и давления, оно
разрушило доверие между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции.
- Уже через 4 года 29 августа 1949 года на полигоне под Семипалатинском
атомная бомба РДС – 1 прошла успешное испытание. Монополия на атомное оружие
была ликвидирована.
Учащиеся продолжают заполнение таблицы.
Политика СССР в отношении стран Ближнего и Среднего Востока
- Предложение Сталина о пересмотре режима черноморских проливов,
размещение советских гарнизонов на Басфоре и в Дарданеллах, отторжении
Турции Карского и Ардаганского округов.
- Проводится беседа с учащимися по вопросам: какие цели ставила перед
собой Россия во второй половине 19-го начала 20-го веков в отношениях с
Турцией? Какое место занимал в российской внешней политике вопрос о
черноморских проливах?
- Конфликт между СССР с одной стороны и США и Великобританией – с другой
по иранской проблеме.
- В беседе с учащимися обсуждаются вопросы: почему события в Иране вызвали
тревогу британского правительства? Насколько обоснованными были опасения о
расчленении Ирана? Чем объясняется активное участие США в решении иранского
конфликта?
- Разрешение иранского конфликта. Расторжение советско-иранского
соглашения о совместной разработке нефтяных запасов.
СССР и страны Восточного Средиземноморья
В данной части урока целесообразно сосредоточить внимание на анализе политики
СССР в отношении Греции, причем это делается без рассмотрения подробного вопроса
о советско-югославских и советско-болгарских отношениях.
- Поддержка СССР коммунистического подполья в Греции.
- Реакция США и Великобритании. Учащимся предлагается задание: попытайтесь
определить причины столь жесткой реакции Запада на действия
антиправительственных сил в Греции.
- Анализ документа (заявление Сталина в беседе с югославскими
руководителями в феврале 1948 г. поможет понять почему СССР после долгих
колебаний пошел на уступки.
Взаимоотношения СССР со странами Центральной и Юго-Восточной
Европы. План Маршала
Данная часть урока проводится в форме лабораторной работы в группах с текстом
учебника и с источниками.
Группа 1: По учебнику (разделы "у истоков холодной войны” и "экспорт
советской модели”) охарактеризуйте цели советской внешней политики по отношению
к освобожденным Красной Армией странам Центральной и Юго-Восточной Европы.
Группа 2: Прочитайте учебник и фрагмент из речи Трумэна, ответьте на
вопросы: Какую роль в охлаждении вежду бывшими союзниками играли события
происходившие в Центральной и Юго-Восточной Европе? Какие силы названы в
выступлении Трумэне "вооруженными меньшинствами”?
Обобщая доклады представителей групп, подчеркивается, что переломным для
стран Центральной и Юго-Восточной Европы стал рубеж 1947 – 1948 гг., когда в
основу советской внешней политики был положен курс на строительство "лагеря мира
и социализма”.
На интерактивной доске схема №2. Выясняются основные черты внешне
политической стратегии СССР в послевоенный период.
Внешнеполитическая ситуация глазами советского руководства
Оформление экономических основ социалистического лагеря произошло в 1949 г,
когда был создан СЭВ (совет экономической взаимопомощи.
Вопрос о Берлинском кризисе 1948 г рассматривается в процессе выполнения
познавательного задания: прочитайте фрагмент из воспоминаний Молотова. Использую
учебник (раздел "апогей холодной войны”), объясните смысл высказанной им
позиции.
Отношения со странами Западной Европы и США. Война в Корее
Данная часть урока проводится в форме школьной лекции, обобщающей изученный
материал и содержащий информацию о формировании военно-политических блоков.
- Начало формирования военно-политического союза стран Западной Европы и
США в марте 1948 г.
- Апрель 1949 г подписание договора 12-ю государствами о создании НАТО.
- Реакция СССР. Создание ОВД как противовеса НАТО.
- Раскол мира и Европы, складывание так называемой биполярной системы
международных отношений – факты, определившие ход мировой истории во второй
половине 20 века.
С этой точки зрения рассматривается война в Корее. Целесообразно обсудить
заранее подготовленное сообщение учащегося.
Стадия рефлексии.
Как изменились ваши знания по изучаемому вопросу? (Обсуждение записей,
сделанных учащимися во второй колонке таблицы " Узнал на уроке”).
Домашнее задание
|