«КУКОЛЬНЫЙ ДОМ» ИБСЕНА – СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА. ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА И РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ В ПЬЕСЕ. НОВАТОРСТВО ИБСЕ
18.11.2010, 19:55:35
"…
нужно чтобы случилось чудо из чудес, чтобы сожительство по-настоящему стало браком".
Г.Ибсен
ЦЕЛЬ: научить уч-ся понимать
своеобразие драматического произведена; на примере пьесы "Кукольный дон"
показать мастерство Ибсена; обратить внимание на актуальность моральный проблем
драмы; в процессе анализа сюжета и композиции пьесы раскрыть ее основную идею, значение
рождественской темы,художественные особенности
произведения, динамизм ситуаций, психологизм, эволюцию характеров и т.д.; пригласить
учащихся вместе обговорить выбор моральной позиции в жизни.
Х о ду р о к а
1. Проблемная ситуация
Подготовка к восприятию учебного материала.
Каждый
ребенок мечтает о своем доме, о своей семье и ему хочется, чтобы реальная жизнь
была такой же яркой и радостной, как в романах. Но человек взрослеет и постепенно
понимает, что не все так хорошо в жизни. Как же сделать семейным дом настоящим,
а не кукольным, как наполнить его искренним чувством и радостью? Над этим вопросом
задумался норвежский писатель Ибсен в своей драме "Кукольный дом". Итак,
тема нашего урока определена. Эпиграфом к уроку стали слова, которыми заканчивается
пьеса. Эти слови произносит главная героиня Нора, и они являются загадкой писателя,
которую мы должны понять.
2. Словарная
работа.
Сожительство - совместное существование, жизнь
людей.
Брак - семейный союз мужчины и женщины.
Определения
из толкового словаря не дают ответа на загадку Ибсена.
3. Сообщения
учеников.
ХIХ ст. тихо умирало. . . На смену ему шли новые отношения,
новые противоречия ХХ века, где уже не было места спокойной жизни. Человек на стыке
эпох оказался перед лицом жизненных бурь, социальных драм и трагедий. Но когда
человек становится по-настоящему человеком? Что может помочь ему выстоять? И есть
ли у него какая-то защита от неумолимой судьбы, которая уже постучала в егодвери?
Над
этими вопросами задумался Ибсен, которому суждено было стать последним представителем старой театральной школыи пионером новой драмы. Он поднимал в своем
творчестве такие моральные и этические проблемы, которые ста ли всенародными. Драматург
одним из первых показал трагедию не в жизни, а трагедию жизни, показав человечеству
его настоящее лицо.
У
Г.Ибсена никогда не было семьи, своего дома, достатка, но он всегда мечтал о человеческих
ценностях жизни. Ибсен оставил нам свою пьесу про реальные проблемы семьи -
"Кукольный дом"/1879/.
4. Слово учителя.
Ибсен
вошел в историю мировой литературы как автор известной драмы о доме, семье, о людях,
что прожили вместе много лет, но так и не смогли стать счастливыми. Драматург решил
поднять завесу семейных отношений и разобраться в секрете семейного счастья, потому
что от семьи, но его мнению, от гармонии сердец зависит гармония мира вообще. Семья
- это великая тайна. Представим себе канун Рождества...В доме Хельмеров это первое
Рождество, когда можно не ограничивать себя в тратах. И Нора радуется этому, она
щебечет и поет наслаждаясь жизнью, любовью своего мужа, здоровьем детей и той гармонией,
которую она устроила в семье.
5. Беседа по вопросам
учителя:
1.Каким
вы представляете себе дом Хельмеров?
2.
Как они живут?
3.Определите
значение Рождества в пьесе.
4.Почему
Ибсен назвал драму "Кукольный дом"? Раскройте глубинный смысл этого символа.
5.Какая
ситуации помогает выяснить, что дом Хельмеров на самом деле "кукольный",
а не настоящий?
Итак,
во время беседы выясняется, что все содержание жизни Норы - в детях в муже, в семье.
Торвальд любит Нору, балует ее как ребенка, а она благодарит его искренней самоотдачей.
Дом Хельмеров обставлен недорогой, но добротной мебелью. Не первый взгляд кажется,
что это идеал писателя - простое, но счастливое и уютное семейное гнездышко. Но
почему же этот дом Ибсен называет "кукольным»? Слово «кукольный" приобретает
значение символа, оно становится ключом ко всей драме. "Кукольный"- то
есть искусственный, неприродный, ненастоящий, придуманный. За внешние благополучием
и достатком Хельмеров стоит неправда и непонимание. Нора подделала подпись своего
отца, чтобы занять денег у человека невысокой морали Крогстада, и тем самым иметь
возможность вылечить мужа от тяжелой болезни. Нора гордится своим поступком, хотя
и понимает его преступность. Она надеется когда-нибудь рассказать мужу об этом,
но не сейчас, потом, через годы, через десятилетия он еще раз убедится, как сильно
она его любит.
6.Чтение по
ролям или инсценирование.
"Нора
и Крогстад, действие I(«Могу спросить Вас,
почему вы не прислали бумаги вашему отцу?.. вы составите мне компанию»)
7. Беседа с учениками
вопросам учителя:
-Что
нужно Крогстаду?
(Он
обвиняет Нору в аферизме, угрожает тюрьмой, если она не поможет ему не только остаться
в банке, а и занять более высокую должность. Почему быи нет, он же такой же преступник, как и Нора,
тоже подделал документ).
-Как
эта сцена дополняет характеристику Норы?
(Это
благородная женщина. Она не может обратиться к отцу за помощью, когда тот болен).
-В
каком психологическом состоянии оказалась Нора? Почему?
(В
отчаянии. Не может открыто поговорить с мужем. Нора доверилась только подруге, которая
ей искренне сочувствует, но не понимает, почему Нора не доверилась мужу. Она считает
своего мужа честным, порядочным человеком: «...для него было бымукой, унижением узнать, что он обязан мне
чем-то).
-Для
чего приходит в дом Хельмеров Кристина Линне?
(Она
пришла, чтобы попросить Нору, свою подругу, помочь найти работу в банке; приход
Кристины и Крогстада почти одновременно - это приход самой судьбы, которая решила
уничтожить дом и семью Хельмеров. Письмо Крогстада к Торвальду раскрывает тайну
Норы. Наконец, все выяснилось).
8. Анализ сюжета
и композиции произведения.
Ученики
и учитель выделяют структурное строение пьесы. В сюжете объединяются несколькосюжетных линий, относительно независимых друг
от друга, но переплетающихся между собой.
а/
Нора и Торвальд - брак оказался лишь
сожительством, их пути расходятся.
б/
Кристина Линне - все потеряла в жизни,
понимает, что счастье - жить хотя быради
кого-то. Им становится Крогстад, жизнь Кристины изменяется к лучшему.
в/
Нильс Крогстад - мелкий чиновник и ленивый,
морально опустошенный человечно делает попытки подняться в своих и чужих глазах,
стремится найти семейное счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе
пробуждается совесть и великодушие.
г/
Доктор Ранк - всю жизнь любит Нору, был
другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.
Ибсен
мастерски показывает не только внешние сюжетные линии, но и психологические коллизии,
которые происходят в душе персонажей.
Например,
Нора живет в придуманном мире, потом - прозрение, восприятие себя, как человека,
стремление к внутренним переменам; Крогстад: моральное падение любовь - пробуждение
совести - стремление снова стать человеком; Хельмер: добросовестность в мыслях и
действиях - моральное испытание - измена любви и семьи.
КОМПОЗИЦИЯПЬЕСЫ
1.Экспозиция - канун Рождества, показана жизнь в семье
Хельмеров. 2.Завязка - появление Кристины
Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве
на работу, Крогстад тоже просит помочь.
3.Развитие действия - Крогстад шантажирует
Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,
4.Кульминация - письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении
жены, а Нора узнает правду о Торвальде.
5.Развязка - распад семьи. Нора уходит из дома.
9.Чтение по ролям или инсценирование.
Хельман и Нора
(«Письмо Крогстада», действие III. "Нора с блуждающим
взглядом, шатаясь, ходит по комнате…».)
10.Беседа по вопросам учителя:
1.
Таким ли есть на самом деле Торвальд, каким его считает Нора?
2.Любит
ли Торвадьд Нору? Чем он угрожает жене?
(Для
Торвальда карьера, личный престиж - самое главное. Нора была лишь красивым, нежные
дополнением обстановки. Эгоистичный страх потерять все - это определяет его поведение/.
3.Дайте
характеристику Норе, Торвальду, Крогстаду, Кристине, доктору Ранку. Оправдано ли
будет распределение персонажей на положительных и отрицательных?
4.Какими художественными
средствами пользуется Ибсен, чтобы показать реальные характеры людей?
/ Персонажи пьесы
многогранные и неоднозначные личности, в процессе своей духовной эволюции связаны
между собой по принципу контраста: Нора - Кристина, Ранк – Торнвальд, Нора – Крогстад,
Крогстад - Торвальд.
XУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ:
монологи, диалоги, поступки героев, их отношение друг к другу и к самим себе, авторские
ремарки, биографические воспоминания, речь персонажей, детали интерьера. Главное
в пьесе не то, что выясняется вся правда о преступлении Норы, а то, что выясняется,
кто есть кто.
Ситуация,
в которой оказалась героиня, трагична, но настоящая трагедия - ее жизнь. И когда
она это поняла, дальше не смогла жить, как раньше. Нора уходит из дома. Куда она
идет - кто знает? Но она идет подальше от "кукольного мира". Торвальд
еще надеется, что жена вернется, но Нора отвечает: для этого должно случиться
"чудо из чудес" - чтобы "сожительство по-настоящему стало браком».
Не является ли все это чудом Рождества, которое стало немым, но значимым фоном
действия?
11. Инсценирование заключительной сцены пьесы.
12. Итоговая беседа по вопросам учителя:
1.Определите
тему, главные проблемы и идею произведения.
2.Какой тип конфликта
используется в пьесе? Почему?
З.К какому жанру
вы отнесли бы это произведение? Докажите мысль.
4.В чем состоит художественное
своеобразие драмы Ибсена?
ТЕМА ПРОИВЕДЕНИЯ - духовный упадок общества, что показано
на примере распада семьи Хельмеров.
ПРОБЛЕМАТИКА - проблемы семьи, духовного единства людей,
чести, любви, правды, совести, дружбы, человеческой гордости. Моральные проблемы
приобретают философское значение.
ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - призыв к сохранению искренних семейных
отношений, возрождению общечеловеческих ценностей - правды, совести, любви, чести.
КОНФЛИКТ - драматический. Сложное к напряженное столкновение
между действующими лицами, что выявляет разные моральные позиции в отношении к
семье, жизни, другие людям. Семейный конфликт между Норой и Торвальдом показывает
недостатки людей и общества.
ЖАНР – социально-психологическая драма,
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ - драма показывает
реальную жизнь и реальные образы, социальное положение женщины и семьи во второй
половике XIXв. Семья становится критерием опенки общества.
Достоинство персонажей измеряется не только социальными законами, а, прежде всего
- законами моральными. Особенность пьесы - ее психологизм. Автор мастерски использует
формы монолога и диалога, удачно строит композицию, что дает возможность ярко раскрывать
драматический конфликт. Дом - своеобразная художественная модель в драме. Это место,
где рушатся семейные узы, но все-таки здесь еще остается надежда на их сохранение
(именно дом Хельмеров объединил Кристину и Крогстада, которые, может быть, станут
счастливыми; в доме Хельмеров остаются дети Норы - как залог ее возвращения. что
может дать новым шанс ее семье, если Торвальд и сама Нора внутренне изменятся).Язык
пьесы тяготеет к разговорному стилю, живой, доступный, но не опрощенный.насыщенный
яркими художественными средствами, которые помогают автору передать разнообразие
и утонченность человеческих переживаний.
Пьеса
"Кукольный дом" - новаторская по форме.
В
этой пьесе автор рассматривает проблему призвания, предназначения человека в этом
мире. Это самый яркий пример ибсеновской "новой драмы", почти совершенное
воплощение реализма в драматическом произведении. Кроме того "Кукольный до!,;"
- интеллектуально-аналитическая пьеса, где всесторонне рассматриваются обстоятельства
современной жизни, которые препятствуют развитию индивидуальности, мешают человеку
раскрыть свое "я". Сначала, казалось, видим в драме дом, полный счастья,
но эта иллюзия развивается под нажимом сложных жизненных обстоятельств. Незавершенная
концовка - выдающийся вклад "новой драмы" Ибсена в мировую драматургию.
В пьесе развязка не является развязыванием проблем, а только их констатацией, конфликт
не исчерпывается после завершения действия, а все больше обостряется.
ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ
Подготовить
рассказ на тему "Нужно ли "кукле" становиться Человеком?" Продумать
устный ответ на вопрос "Что нужно для семейного счастья?"