Принципы построения Мастерских заключаются
в следующем:
- Мастер создаёт атмосферу открытости,
доброжелательности, сотворчества в общении.
- В процессе занятий мастер обращается к чувствам
ребёнка, пробуждает в нём интерес к проблеме,
теме.
- Он работает вместе с детьми, мастер равен
ученику в поиске знания.
- Мастер не торопится отвечать на поставленные
вопросы.
- Важную информацию он подаёт малыми дозами,
обнаружив потребность в ней у школьников.
- Исключает официальное оценивание работы
учащегося (не выставляет отметок в журнал,
хвалит), но через социализацию, афиширование
работ даёт возможность появления самооценки
учащегося и её изменения, самокоррекции.
Мастерские развивают познавательную
самостоятельность учащихся, их способность к
аналитической деятельности, поощряют
творчество, развивают доверительные отношения в
коллективе, обладают большим воспитательным
потенциалом. Существуют различные виды
мастерских: мастерские творческого письма;
мастерские построения знаний; мастерские по
самопознанию; мастерские ценностных ориентаций
и др. Именно в мастерских ценностных
ориентаций «выстраивается новый духовный
опыт», поскольку главной целью является
«переживание», а не готовое усвоение культурных,
нравственных, эстетических и социальных
ценностей.
Данная форма урочной (урок-мастерская) и
внеурочной (классный час, родительское собрание)
деятельности принята учащимися и их родителями.
В качестве примера хочется привести мастерскую
построения знаний и ценностных ориентаций,
проводимую в 5 классе по сказке О. Уайльда
«Мальчик – звезда».
МАСТЕРСКАЯ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА
«МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»
(мастерская построения новых знаний и
ценностных ориентаций)
Какого человека мы называем красивым?
Цели:
- Подвести учащихся к пониманию того, что
истинная красота человека – в гармонии его
внешности и внутреннего мира.
- Показать необходимость для человека отвечать
за свои слова и поступки.
- Побудить ребят задуматься над тем, что красота
может нести миру и как нелегко быть человеком,
которого считают некрасивым.
- Обогащать представление ребят о композиции, о
художественной детали.
ХОД МАСТЕРСКОЙ
I. Деление на группы |
– Выберите звезду того цвета, который
наиболее соответствует вашему настроению,
ощущению на данный момент.
– Объединитесь в группы по цветам.
– Объясните свой выбор того или иного цвета.
– Сегодня все результаты труда будут групповыми.
Чтобы процесс был успешным, придумайте главное
правило вашей совместной работы, запишите его,
вывесите на доску.
(Из записей учащихся: «Уметь слушать друг
друга», «Взаимопонимание», «Дать слово каждому»,
«Дружно работать»)
|
II. Индуктор |
– Чудо. Что это такое? Где мы
встречаемся с чудесами?
(«Чудо – это что-то необычное; то, чего в
жизни не бывае; это сказка; волшебство…»)
|
III. Работа с текстом сказки О.
Уайльда «Мальчик-звезда» (прочитана
заранее дома – предварительное домашнее
задание) |
– Сегодня мы будем изучать сказку
английского писателя О. Уайльда «Мальчик –
звезда». В ней тоже есть чудо. Какое чудо
произошло в этой сказке?
– Подготовьте презентацию от группы вашей
версии того, какое чудо произошло в сказке.
(Из вариантов, предложенных ребятами: «Из
тирана мальчик – звезда стал милосердным»,
«Ледяное сердце мальчика-звезды растаяло»,
«Проделав долгий путь, мальчик-звезда стал
добрым и милосердным», «Зло мальчика-звезду
обезобразило, а добро сделало красивым»).
– Письменно докажите, работая с предложенной
таблицей, что чудо, о котором вы говорили, в
сказке состоялось. (Вариант выполнения работы
см. ниже.) |
IV. Работа с афоризмами и
пословицами. |
– Прочитайте афоризмы и пословицы.Что
их объединяет? Выберите каждый в группе тот,
который кажется вам самым интересным и отражает
идею, смысл сказки «Мальчик – звезда». Вырежьте
его каждый для себя. |
V. Составление своего текста (приём
«пишем вместе») |
1. Наклейте понравившееся высказывание
на листок. Это будет ваше первое предложение
будущего текста – отклика на сказку.
2. Допишите предложения.
3. Придумайте к полученному тексту заголовок.
4. Прочитайте друг другу в группе. Выберите, на ваш
взгляд, наиболее удачный вариант, озвучьте его.Из
записей пятиклассников:
Всё возможно изменить!
1. «Старайтесь присоединить к красоте прочные
качества». (Эзоп)
2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда»
показал, что красота должна быть духовная.
3. Для меня главным чудом в сказке стало то, что из
тирана мальчик – звезда превратился в
сострадательного правителя.
4. Я согласен с писателем в том, что мама всегда
сможет простить любые поступки.
5. «В человеке должно быть всё прекрасно»: как в
душе, так и снаружи.
Андрей С.
Красота не главное
1. «Не наружность надо украшать, но быть
красивым в духовном начинании». (Фалес)
2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда»
показал, что красота не самое главное в жизни,
главное – доброта и милосердие.
3. Для меня главным чудом в сказке стало то, что
всё-таки мальчик-звезда нашёл маму и стал
помогать другим людям, что в его царстве жило
добро.
4. Я согласна с писателем в том, что мама – самый
важный человек в жизни, которого нужно любить и
уважать.
5. «В человеке должно быть всё прекрасно: душа,
внешность.
Даша Ш.
Чудо
1. «Не всё то золото, что блестит».
2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда»
показал, что красота – это не главное.
3. Для меня главным чудом в сказке стало то, что
злой мальчик стал добрым правителем.
4. Я согласна с писателем в том, что мама – это
самый дорогой человек.
5. «В человеке должно быть всё прекрасно: душа,
воля, ум.
Маша В. |
VI. Рефлексия |
– О чём сегодня на мастерской вы
задумались?
– Что было интересно?
– Что было сложно?
– За что вы могли бы сказать спасибо своим
одноклассникам?
– Ваше пожелание себе? Учителю? Одноклассникам?
(выполняется на звёздах, вручается соседу по
парте, учителю, другу- по желанию.)
|
VII. Домашнее задание |
– Прочитайте предложенные
стихотворения Э. Асадова «Можно ль красивым не
быть, но стать?» и Н. Заболоцкого «Некрасивая
девочка». Подготовьте их выразительное
чтение (можно наизусть). Подчеркните самые
важные, на ваш взгляд, строки в этих
стихотворениях. |
Какими бы ни были типы педагогической
мастерской, главное в ней то, что для каждого
участника процесс обучения становится
оригинальным, нужным и востребованным. Здесь все
находятся в поиске, точные формулировки следуют
за приближёнными, и никто не боится ошибиться,
так как не ошибается лишь тот, кто ничего не
делает, а в мастерской обязательно значимым
становится погружение участников занятия в
материал, «проживание» его. Таким образом,
организация работы в педагогической мастерской
позволяет уйти от простой передачи информации,
повысить познавательную самостоятельность и
активность учеников и тем самым дать учащимся
понимание возможности самообразования. Кроме
того, мастерские решают задачи воспитательного
характера: учат ребят взаимодействию друг с
другом, умению слушать и принимать или корректно
опровергать иную точку зрения, создают условия
для освоения духовных ценностей. Работа в
мастерской также развивает подвижность мышления
как учеников, так и учителя, так как стимулирует
мастера к поиску, к серьёзной теоретической
подготовке по своему предмету, к новому взгляду
на учебные программы, к сотворчеству.
Приложение 1
Дидактический материал к мастерской
Письменно докажите, работая с предложенной таблицей, что
чудо, о котором вы говорили, в сказке состоялось (используйте цитаты из
текста).
План
Части
|
Внешний вид мальчика-звезды
|
Поступки мальчика-звезды
|
Отношение к мальчику-звезде людей
|
Черты характера мальчика-звезды
|
1. Появление мальчика – звезды.
|
«Становился всё красивее и красивее»; «лицо было белое
и нежное»; «золотые кудри»; «губы- как лепестки алой розы»; «глаза – как фиалки»;
«был строен».
|
«На всех смотрел сверху вниз»; «помыкал детьми»;
«швырял камни в нищих»; «слепых высмеивал»; «себя любил»; «проткнул глаза
кроту»; «прогнал мать».
|
«Бранили его»; «слушались его»; «повиновались».
|
Себялюбивый, гордый, жестокий; не был сострадателен к
бедным.
|
2. Поиски матери.
|
«Стал похож на жабу»; «тело покрылось чешуёй».
|
«Три года бродил по свету»; «спас зайчонка»; «сжалился
над нищим».
|
«Ни одна душа не сжалилась над ним»; «как ты поступил
со мной, так и я поступлю».
|
Терпеливый, покорный, милосердный, сострадательный.
|
3. Обретение семьи.
|
«Красота вернулась к нему»; «в глазах заметил что-то
новое».
|
Просит прощения; «стал править городом»; отблагодарил
приёмных родителей; «учил добру».
|
Преклоняются перед ним.
|
Совестливый, справедливый, милосердный.
|
|