Цели:
- Обучающая: проверить, закрепить и
расширить знания учащихся по творчеству
М.М.Пришвина; способствовать познанию природы
детьми; ввести учащихся в мир образного языка
искусства, показать взаимосвязь природы и
музыки;
- Развивающая: развивать наблюдательность и
пытливость в отношении к родной природе; помочь
учащимся почувствовать музыку природы,
внутренним зрением увидеть природу в музыке.
- Воспитывающая: воспитывать бережное и
заботливое отношение к окружающему миру,
стремление защитить его.
Оборудование: компьютер, видеоаппаратура,
видеокассета "Времена года” П.И.Чайковского,
проигрыватель, портреты А.С.Пушкина,
П.И.Чайковского, И.И.Левитана, М.М.Пришвина,
И.И.Шишкина, выставка книг, тексты очерков,
рисунки учащихся (иллюстрации к очеркам) и
творческие работы (мини-сочинения).
Подготовка учащихся к уроку:
- прочитать миниатюры М.М.Пришвина из "Времён
года”: "Голубые тени”, "Красные шишки”,
"Осинкам холодно”, "Поздняя осень”, "Деревья в
снегу”;
- повторить из теории литературы
изобразительно-выразительные средства языка
(что такое метафора, сравнение, эпитеты,
олицетворение);
- создание мини-сочинений по собственным
наблюдениям за природой в разные времена года;
- подготовить небольшие сообщения о каждом
месяце года (консультация учителя музыки);
- выполнить зарисовки (рисунки) к миниатюрам
М.М.Пришвина.
Ход урока
Природа – вечный образец искусства.
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Вступительное слово.
Учитель литературы: Сегодня у нас
необычный урок. Наше внимание будет обращено к
фортепианному и литературному циклу "Времена
года”. В этих миниатюрах отражено настроение
сезона – весенняя свежесть, летнее раздолье,
осенняя грусть и зимние грёзы. Композитор
П.И.Чайковский и писатель М.М.Пришвин вложили в
них всю свою огромную любовь ко всему родному – к
русскому человеку, русской природе, русскому
складу ума, русским обычаям.
Михаил Пришвин – тонкий знаток и ценитель
родной природы. За умение слушать и понимать
природу современники звали писателя кудесником,
волшебником. День за днем, год за годом записывал
он голоса леса, воды, лета, осени. На уроке мы
обсудим и ваши творческие работы.
Миниатюры Пришвина очень живописны, красочны,
наполнены звуками и ароматами, то есть всё
многообразие окружающего мира писатель
переносит средствами языка в свои небольшие
зарисовки. Но этим не ограничивается богатство
его очерков. Они насыщены чувством и мыслью
автора и, следовательно, носят
лирико-философский характер.
Описание природы начинается с весны. Весна,
особенно ранняя, – самое любимое время года для
М.М. Пришвина. Он даже придумал образное
выражение – весна света, – символизирующее
радость жизни.
4. Работа по теме урока. Раздел "Весна”.
Миниатюра "Голубые тени”
- Что описал Пришвин?
- Какие образы здесь преобладают: звуковые или
цветовые? (цветовые)
- Назовите их. (пороша; сверкающие блёстки;
солнце; сверкающая пороша; голубой и прекрасный).
- Какими красками наполнена картина?
- "Перед нами во всём великолепии предстаёт
солнечный весенний день, когда ещё не сошёл снег
с полей и с лесных полян”. Что вы можете сказать
об авторе этих строк? (что он человек добрый и
любит всё живое на земле. У него даже кустик
старого полынника, репейника, былинки, травинки
выглядят голубыми и прекрасными).
- Почему в тексте рядом стоят два слова:
"голубой” и "прекрасный”?
- Давайте посмотрим, какие
художественно-изобразительные средства
использует писатель.
- Какие сравнения и с какой целью приводит
писатель?
- Какого цвета бывают тени? От чего зависит их
цвет?
- Как относится автор к тому, что он видит?
Вывод: в нескольких лирически
окрашенных строчках Пришвин создаёт живописную
картину весеннего дня, используя выразительные
языковые средства.
- А как вы описали в своих мини-зарисовках весну?
(дети зачитывают свои миниатюры о весне)
Учитель музыки: (читает стихотворение
под звуки музыки)
"Тихо, тихо, сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это - музыка торопит
И ведёт нас за собой”.
Музыка, которая сейчас звучала и к которой мы
сегодня пришли в гости, написана великим русским
композитором Петром Ильичом Чайковским.
То, о чём ты сейчас узнаешь, произошло
очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время
жил П.И.Чайковский издавался журнал, который
назывался "Новеллист”- от слова "новелла” - что
значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый
месяц и в каждом его номере читателей ждал
приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для
рояля, сочинённых П.И.Чайковским. Каждая имела
название одного из месяцев года. 12 месяцев в году,
12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они
потом были объединены в альбом красочных
музыкальных зарисовок, который стал называться
"Времена года”.
Давайте вместе перевернём странички
музыкального календаря природы и внимательно
прислушаемся к каждой.
(Сообщения учеников)
"Март”
Музыка первого месяца весны называется "Песня
жаворонка”. Она нежная и звонкая. Очень похожа
на разливающиеся над полями трели жаворонков.
Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и
словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны,
словно ощущаешь удивительное весеннее солнце,
тепло лучей, которого смешивается со свежестью
холодного по – зимнему ветерка, воздух
прозрачный, чистый.
У русского художника Левитана есть картина,
которая называется "Март”. Как удивительно
похожи эти произведения: музыкальная пьеса П. И.
Чайковского и картина Левитана. Как композитор в
звуках, художник в красках постарался передать
звонкую холодноватость мартовского воздуха и
яркость солнечных лучей на белом снегу, и
ожидание тепла, которого ещё немного в этот
мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже
подтаивает снег. И вся природа ждёт настоящей
весны.
"Апрель”
Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые
весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце.
Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в
городе воздух какой-то особенный. А уж за городом!
В лесу появились первые цветы. Люди несут домой
маленькие синие букетики. Принесут, поставят в
воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на
вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт,
ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет
грудь, дышится легко и хочется то ли покружится в
вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть
глаза и помечтать под эту чудесную музыку.
"Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся, из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?”.
"Зелёная ножка”, ну конечно, это цветок. Первый
цветок весны, маленький голубой подснежник. О
нём и рассказывает нам музыка "Апреля”. Вот он
выглядывает из-под тающего снега, качает
головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое
весеннее солнышко играет в капельках воды на его
лепестках. Под эту музыку, наверное, можно
станцевать очень красивый танец.
"Май”
Музыка "Мая” грустно задумчивая. Композитор
назвал её "Белые ночи”. Можно представить
себе наступающий вечер, сумерки, в комнате ещё не
зажгли лампу. Только из окна льётся странный
серовато-синий свет. В мае в Петербурге наступают
удивительные белые ночи. Все предметы в комнате
теряют чёткие очертания, словно расплываются и
человека охватывает тихая, беспричинная грусть.
Вот это настроение передаёт музыка. У поэта
А.С.Пушкина есть такие строки о времени белых
ночей, когда сероватый, волнующий свет наполняет
улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург
становится непостижимо прекрасным.
"Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц”.
Главный, задумчивый ритм стиха созвучен музыке
П.И.Чайковского. Музыка "Мая” не рисует никаких
изображений, не рассказывает ни о чём
определённом. Главное в ней – настроение. Музыка
рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас
белые ночи.
5. Раздел "Лето”.
Миниатюра "Красные шишки”.
(Анализ миниатюры по вопросам учителя
литературы: выявление образов, нахождение
языковых средств, наблюдение за настроением
очерка, слогом писателя, звуками и красками,
которые использует автор и т.д.)
(Чтение творческих работ учащихся)
Учитель музыки:
(Сообщения учеников)
"Июнь”
Вот и наступило лето. О чём же рассказывает
музыка "Июня”? П. И. Чайковский назвал пьесу "Баркаролой”.
Слово это родилось в Италии, и переводится оно
"лодочная” или "песня в лодке”, потому что
"барка”, по-итальянски и означает "лодка”. Тот,
кто пробовал петь в лодке на озере, море знает,
что голос на воде звучит особенно звонко и песня
разносится далеко-далеко.
Мерно, плавно покачивается музыка. Это
покачивание сопровождает всю "Баркаролу”.
Широко и привольно льётся на музыкальных волнах
мелодия песни. Слушаешь – и, кажется, что сам
сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь, то ли
от ровных ударов вёсел, то ли от маленьких волн,
поднятых внезапно налетевшим тёплым и лёгким
ветерком. Летит над водой счастливая песня.
Здравствуй, лето.
"Июль”
Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей
деревни в это время! Косить пора.
Музыка "Июля” рассказывает о работе. И вместе
с тем это ещё одна песня – композитор назвал её "Песня
косаря”. Она мужественная и энергичная. Идут
по полю косари. Ослепительно вспыхивают на
солнце лезвия из кос. А шаг под песню становится
особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.
"Август”
Эту пьесу композитор назвал "Жатва”.
Музыка её не очень похожа на песню. Скорее это
музыкальная картинка. Если в "Песне косаря”
ощущается мужественность, сила, энергия, то
музыка "Жатва” звучит мягче, женственнее. Но
косить – всегда считалось делом мужским, а жать
серпом – женским. Поэтому и музыка "Жатва” хотя
и очень быстрая, звучит немного нежнее, чем
"Песня косаря”.
Если внимательно прислушаться, можно услышать
перезвоны серпов. Подвижная, весёлая мелодия как
бы рисует оживлённую картинку: цветастые платки
женщин среди ослепительно жёлтых колосьев
спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на
солнце косы и серпы. Интересно, какие картинки вы
нарисуете.
Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об
этом и мечтал П. И. Чайковский.
"Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались,
Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге
Он хотел, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.
Пусть музыка всегда живёт,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт!
Чайковского повсюду знают
6. Раздел "Осень”.
Миниатюра "Осинкам холодно”.
- Как Пришвин описывает наступление осени?
(стало холодно и осинки вышли, как будто
погреться на опушку; сравнение)
- Какие слова здесь являются ключевыми?
(разноцветные, вышли погреться)
- Пришвин рисует словами картину наступления
изменений в природе – от тепла к похолоданию, и
это всё заключено всего лишь в двух
словосочетаниях: разноцветные осинки и на опушке
елового леса. А при помощи сравнения (как будто им
там...) усиливается впечатление от наступления
осени. Образы очень яркие. Есть и второе
сравнение. Какое? ("как у нас в деревнях люди
выходят и сидят на завалинках”)
- Создаётся ещё один сюжет, теперь из жизни
людей.
Миниатюра "Поздняя осень”.
- Какие образы мы может выделить в этой
миниатюре? (берёзка с золотыми листиками, "как
обмерла, так и осталась”; "рябина сморщится и
станет "сладкой””, муравей, стрекоза).
- Какое сравнение использует писатель, говоря
об осени? ("...как узкий путь с крутыми
поворотами”).
- О чём говорит это сравнение? (о том, что осенью
погода очень изменчива).
- Как действует поздняя осень и ранняя весна
на настроение человека? (осенью человек думает:
"Вот переживу эту зиму и ещё одной весне
обрадуюсь”. А ранней весной он получает радость
без всяких заслуг: "...придёт весна, ты оживёшь в
ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая
о муравье”).
(Чтение мини-сочинений об осени)
Учитель музыки:
(Сообщения учеников)
"Сентябрь”
Начинается "Сентябрь” с призывного,
фанфарного сигнала, больше похожего на звуки
гулкого, громкоголосого рога. И сразу же за этим
сигналом в музыке слышится скачка -
стремительный чёткий и звонкий топот лошадиных
копыт. Пьеса называется "Охота”
"Октябрь”
Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя,
пышно убранная и нарядная, а другая - невидная
собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с
тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка,
которую зовут у нас в России поздней осенью.
Пьеса "Октябрь” называется ещё "Осенняя
песня”. Тихий покой слышится в первой
музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса.
Один словно пытается взлететь, разлиться легко и
свободно и тут же бессильно стихает. Очень
хочется человеку тепла, света и счастья. Но
сумрачно на душе. Снова взлёт - и снова падение. Не
подняться, не вздохнуть полной грудью. И хочется
плакать от непонятной обиды. Второй голос более
уверенный – короткие музыкальные фразочки
уговаривают, успокаивают, утешают.
"Унылая пора, очей очарованье”, - писал об
осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил
поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов.
Природу рисуют художники, о ней пишут стихи
поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у
композитора – только звуки. Но ими можно
прекрасно рисовать природу. Так же, как это
делает в своей музыке П. И. Чайковский.
"Ноябрь”
Хотя ноябрь - это последний месяц осени, в
России в это время приходит зима. Замерзают реки,
выпадает снег. Поэтому и музыка "Ноября”
называется "На тройке”.
Слушаешь её, и, кажется, будто сам сидишь в
санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а
лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом,
сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под
дугами колокольчики, и раздаётся протяжная
ямщицкая песня. Музыка словно передаёт нам
чувства, которые вызывает у путника песня ямщика,
его грустные думы и невесёлое настроение.
Прислушайся, снова звучит тихий звон
колокольчиков.
"Кто долго жил в глуши печальной
Друзья, тот, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам”. Так писал А. С.
Пушкин.
7. Раздел "Зима”.
Миниатюра "Деревья в снегу”.
- Какие образы использует писатель в этой
миниатюре?
- Назовите сравнения.
- Назовите новый для вас образ. (тишина)
- Почему вы так решили? (в зимнем лесу очень тихо:
не слышно птиц, они улетели, деревья не шумят,
потому что на них много снега).
- И в этой тишине у человека появляются мысли,
уводящие в сказочный мир. Какие же? ("Отчего... они
(фигуры из снега) ничего не скажут друг другу,
разве только меня заметили и стесняются?” Так
тихо, что, когда полетел снег, казалось, был
слышен шёпот снежинок).
- В зимнем лесу, в отличие от летнего и особенно
весеннего, устанавливается таинственная,
снежная тишина.
Годовой круговорот завершился.
(Чтение мини-сочинений)
Учитель музыки:
(Сообщения учеников)
"Декабрь”
Это последняя пьеса из альбома "Времена года”.
Она называется "Святки”. Святки - старинный
праздник перед Новым годом. Музыка декабря, не
рассказывает нам именно о святках. Это просто
вальс. Красивый вальс, который можно слушать, а
можно под него и танцевать. Только он медленный,
задумчивый, зимний. И немножко грустный. Ведь
расставаться - всегда грустно. А вальс этот в
альбоме "Времена года” последний. Композитор
прощается со своими слушателями. Концерт
окончен, музыка вдруг смолкла. Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит, и будет долго-долго
ещё звучать для каждого из нас.
"Январь”
Первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё
одно название "У камелька”. "Камелёк” -
уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое
звучание мелодии и видишь перед собой огонь,
угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как
тепло от горячих углей разливается по комнате.
Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет.
Музыка "Января” вначале спокойная,
неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий
голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто
мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но
вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней –
Не спугнуть бы нам его.
Что нарушило тёплый, уютный покой? Может быть, в
сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках
своим внукам, говорится о чём- то тревожном и
таинственном? Затихает, успокаивается музыка -
улеглась тревога в душе. Снова неторопливая,
тихая мелодия. Послушайте внимательно эту
музыку, а потом сами придумайте маленький
рассказ о зимнем вечере.
"Февраль”
"И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней – полусказкой
Нас, шутя развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить”.
Каждый знает, что такое масленица. Это
весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны
песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во
время масленицы пекли румяные масленые блины -
круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут
люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за
солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и
рассказывает музыка "Февраля”. Вслушайтесь в
неё - словно не рояль звучит, а играет русский
народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.
8. Итог урока.
9. Выставление оценок.
10. Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из тем:
1. Моё любимое произведение М.М.Пришвина.
2. Миниатюры "Времена года” и музыка.
3. Каким я представляю себе М.М.Пришвина.
4. Прогулка в лес (в поле, на речку...). (На основе
личных наблюдений и впечатлений.).
5. Чем интересны "Времена года” Чайковского?
|