Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 04:56:27
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [185]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок МХК "О красоте земной в творчестве П.И. Чайковского и М.М. Пришвина"
12.07.2014, 10:22:13

Цели:

  • Обучающая: проверить, закрепить и расширить знания учащихся по творчеству М.М.Пришвина; способствовать познанию природы детьми; ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь природы и музыки;
  • Развивающая: развивать наблюдательность и пытливость в отношении к родной природе; помочь учащимся почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке.
  • Воспитывающая: воспитывать бережное и заботливое отношение к окружающему миру, стремление защитить его.

Оборудование: компьютер, видеоаппаратура, видеокассета "Времена года” П.И.Чайковского, проигрыватель, портреты А.С.Пушкина, П.И.Чайковского, И.И.Левитана, М.М.Пришвина, И.И.Шишкина, выставка книг, тексты очерков, рисунки учащихся (иллюстрации к очеркам) и творческие работы (мини-сочинения).

Подготовка учащихся к уроку:

  • прочитать миниатюры М.М.Пришвина из "Времён года”: "Голубые тени”, "Красные шишки”, "Осинкам холодно”, "Поздняя осень”, "Деревья в снегу”;
  • повторить из теории литературы изобразительно-выразительные средства языка (что такое метафора, сравнение, эпитеты, олицетворение);
  • создание мини-сочинений по собственным наблюдениям за природой в разные времена года;
  • подготовить небольшие сообщения о каждом месяце года (консультация учителя музыки);
  • выполнить зарисовки (рисунки) к миниатюрам М.М.Пришвина.

Ход урока

Природа – вечный образец искусства.

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вступительное слово.

Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок. Наше внимание будет обращено к фортепианному и литературному циклу "Времена года”. В этих миниатюрах отражено настроение сезона – весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть и зимние грёзы. Композитор П.И.Чайковский и писатель М.М.Пришвин вложили в них всю свою огромную любовь ко всему родному – к русскому человеку, русской природе, русскому складу ума, русским обычаям.

Михаил Пришвин – тонкий знаток и ценитель родной природы. За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днем, год за годом записывал он голоса леса, воды, лета, осени. На уроке мы обсудим и ваши творческие работы.

Миниатюры Пришвина очень живописны, красочны, наполнены звуками и ароматами, то есть всё многообразие окружающего мира писатель переносит средствами языка в свои небольшие зарисовки. Но этим не ограничивается богатство его очерков. Они насыщены чувством и мыслью автора и, следовательно, носят лирико-философский характер.

Описание природы начинается с весны. Весна, особенно ранняя, – самое любимое время года для М.М. Пришвина. Он даже придумал образное выражение – весна света, – символизирующее радость жизни.

4. Работа по теме урока. Раздел "Весна”.

Миниатюра "Голубые тени”

- Что описал Пришвин?

- Какие образы здесь преобладают: звуковые или цветовые? (цветовые)

- Назовите их. (пороша; сверкающие блёстки; солнце; сверкающая пороша; голубой и прекрасный).

- Какими красками наполнена картина?

- "Перед нами во всём великолепии предстаёт солнечный весенний день, когда ещё не сошёл снег с полей и с лесных полян”. Что вы можете сказать об авторе этих строк? (что он человек добрый и любит всё живое на земле. У него даже кустик старого полынника, репейника, былинки, травинки выглядят голубыми и прекрасными).

- Почему в тексте рядом стоят два слова: "голубой” и "прекрасный”?

- Давайте посмотрим, какие художественно-изобразительные средства использует писатель.

- Какие сравнения и с какой целью приводит писатель?

- Какого цвета бывают тени? От чего зависит их цвет?

- Как относится автор к тому, что он видит?

Вывод: в нескольких лирически окрашенных строчках Пришвин создаёт живописную картину весеннего дня, используя выразительные языковые средства.

- А как вы описали в своих мини-зарисовках весну?

(дети зачитывают свои миниатюры о весне)

Учитель музыки: (читает стихотворение под звуки музыки)

"Тихо, тихо, сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это - музыка торопит
И ведёт нас за собой”.

Музыка, которая сейчас звучала и к которой мы сегодня пришли в гости, написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским.

То, о чём ты сейчас узнаешь, произошло очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский издавался журнал, который назывался "Новеллист”- от слова "новелла” - что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П.И.Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться "Времена года”.

Давайте вместе перевернём странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой.

(Сообщения учеников)

"Март”

Музыка первого месяца весны называется "Песня жаворонка”. Она нежная и звонкая. Очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей, которого смешивается со свежестью холодного по – зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый.

У русского художника Левитана есть картина, которая называется "Март”. Как удивительно похожи эти произведения: музыкальная пьеса П. И. Чайковского и картина Левитана. Как композитор в звуках, художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег. И вся природа ждёт настоящей весны.

"Апрель”

Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется то ли покружится в вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

"Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся, из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?”.

"Зелёная ножка”, ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка "Апреля”. Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках. Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец.

"Май”

Музыка "Мая” грустно задумчивая. Композитор назвал её "Белые ночи”. Можно представить себе наступающий вечер, сумерки, в комнате ещё не зажгли лампу. Только из окна льётся странный серовато-синий свет. В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Все предметы в комнате теряют чёткие очертания, словно расплываются и человека охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение передаёт музыка. У поэта А.С.Пушкина есть такие строки о времени белых ночей, когда сероватый, волнующий свет наполняет улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург становится непостижимо прекрасным.

"Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц”.

Главный, задумчивый ритм стиха созвучен музыке П.И.Чайковского. Музыка "Мая” не рисует никаких изображений, не рассказывает ни о чём определённом. Главное в ней – настроение. Музыка рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи.

5. Раздел "Лето”.

Миниатюра "Красные шишки”.

(Анализ миниатюры по вопросам учителя литературы: выявление образов, нахождение языковых средств, наблюдение за настроением очерка, слогом писателя, звуками и красками, которые использует автор и т.д.)

(Чтение творческих работ учащихся)

Учитель музыки:

(Сообщения учеников)

"Июнь”

Вот и наступило лето. О чём же рассказывает музыка "Июня”? П. И. Чайковский назвал пьесу "Баркаролой”. Слово это родилось в Италии, и переводится оно "лодочная” или "песня в лодке”, потому что "барка”, по-итальянски и означает "лодка”. Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, море знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко-далеко.

Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю "Баркаролу”. Широко и привольно льётся на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь – и, кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь, то ли от ровных ударов вёсел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим тёплым и лёгким ветерком. Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето.

"Июль”

Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей деревни в это время! Косить пора.

Музыка "Июля” рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня – композитор назвал её "Песня косаря”. Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари. Ослепительно вспыхивают на солнце лезвия из кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.

"Август”

Эту пьесу композитор назвал "Жатва”. Музыка её не очень похожа на песню. Скорее это музыкальная картинка. Если в "Песне косаря” ощущается мужественность, сила, энергия, то музыка "Жатва” звучит мягче, женственнее. Но косить – всегда считалось делом мужским, а жать серпом – женским. Поэтому и музыка "Жатва” хотя и очень быстрая, звучит немного нежнее, чем "Песня косаря”.

Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвоны серпов. Подвижная, весёлая мелодия как бы рисует оживлённую картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно жёлтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы. Интересно, какие картинки вы нарисуете.

Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об этом и мечтал П. И. Чайковский.

"Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались,
Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге

Он хотел, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.
Пусть музыка всегда живёт,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт!
Чайковского повсюду знают

6. Раздел "Осень”.

Миниатюра "Осинкам холодно”.

- Как Пришвин описывает наступление осени? (стало холодно и осинки вышли, как будто погреться на опушку; сравнение)

- Какие слова здесь являются ключевыми? (разноцветные, вышли погреться)

- Пришвин рисует словами картину наступления изменений в природе – от тепла к похолоданию, и это всё заключено всего лишь в двух словосочетаниях: разноцветные осинки и на опушке елового леса. А при помощи сравнения (как будто им там...) усиливается впечатление от наступления осени. Образы очень яркие. Есть и второе сравнение. Какое? ("как у нас в деревнях люди выходят и сидят на завалинках”)

- Создаётся ещё один сюжет, теперь из жизни людей.

Миниатюра "Поздняя осень”.

- Какие образы мы может выделить в этой миниатюре? (берёзка с золотыми листиками, "как обмерла, так и осталась”; "рябина сморщится и станет "сладкой””, муравей, стрекоза).

- Какое сравнение использует писатель, говоря об осени? ("...как узкий путь с крутыми поворотами”).

- О чём говорит это сравнение? (о том, что осенью погода очень изменчива).

- Как действует поздняя осень и ранняя весна на настроение человека? (осенью человек думает: "Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь”. А ранней весной он получает радость без всяких заслуг: "...придёт весна, ты оживёшь в ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая о муравье”).

(Чтение мини-сочинений об осени)

Учитель музыки:

(Сообщения учеников)

"Сентябрь”

Начинается "Сентябрь” с призывного, фанфарного сигнала, больше похожего на звуки гулкого, громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке слышится скачка - стремительный чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется "Охота”

"Октябрь”

Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

Пьеса "Октябрь” называется ещё "Осенняя песня”. Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлёт - и снова падение. Не подняться, не вздохнуть полной грудью. И хочется плакать от непонятной обиды. Второй голос более уверенный – короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают.

"Унылая пора, очей очарованье”, - писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке П. И. Чайковский.

"Ноябрь”

Хотя ноябрь - это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка "Ноября” называется "На тройке”.

Слушаешь её, и, кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня. Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невесёлое настроение. Прислушайся, снова звучит тихий звон колокольчиков.

"Кто долго жил в глуши печальной
Друзья, тот, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам”. Так писал А. С. Пушкин.

7. Раздел "Зима”.

Миниатюра "Деревья в снегу”.

- Какие образы использует писатель в этой миниатюре?

- Назовите сравнения.

- Назовите новый для вас образ. (тишина)

- Почему вы так решили? (в зимнем лесу очень тихо: не слышно птиц, они улетели, деревья не шумят, потому что на них много снега).

- И в этой тишине у человека появляются мысли, уводящие в сказочный мир. Какие же? ("Отчего... они (фигуры из снега) ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?” Так тихо, что, когда полетел снег, казалось, был слышен шёпот снежинок).

- В зимнем лесу, в отличие от летнего и особенно весеннего, устанавливается таинственная, снежная тишина.

Годовой круговорот завершился.

(Чтение мини-сочинений)

Учитель музыки:

(Сообщения учеников)

"Декабрь”

Это последняя пьеса из альбома "Времена года”. Она называется "Святки”. Святки - старинный праздник перед Новым годом. Музыка декабря, не рассказывает нам именно о святках. Это просто вальс. Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний. И немножко грустный. Ведь расставаться - всегда грустно. А вальс этот в альбоме "Времена года” последний. Композитор прощается со своими слушателями. Концерт окончен, музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит, и будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас.

"Январь”

Первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё одно название "У камелька”. "Камелёк” - уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка "Января” вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней –
Не спугнуть бы нам его.

Что нарушило тёплый, уютный покой? Может быть, в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём- то тревожном и таинственном? Затихает, успокаивается музыка - улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Послушайте внимательно эту музыку, а потом сами придумайте маленький рассказ о зимнем вечере.

"Февраль”

"И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней – полусказкой
Нас, шутя развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить”.

Каждый знает, что такое масленица. Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка "Февраля”. Вслушайтесь в неё - словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.

8. Итог урока.

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из тем:

1. Моё любимое произведение М.М.Пришвина.

2. Миниатюры "Времена года” и музыка.

3. Каким я представляю себе М.М.Пришвина.

4. Прогулка в лес (в поле, на речку...). (На основе личных наблюдений и впечатлений.).

5. Чем интересны "Времена года” Чайковского?

Категория: МХК | Добавил: Ronaldo | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, музыка, конспекты уроков скачать, театр, Эстетика, пособие для учителя, Культура, урок МХК
Просмотров: 1166 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0