Орфографический словарь и приемы работы с ним. Урок русского языка в 3 классе
10.11.2010, 12:23:26
ЦЕЛЬ:
Создать условия для:
знакомства с орфографическим словарем и приемами работы с ним, для
постановки задачи о проверке орфограммы слабой позиции по словарю.
развития внимания, мыслительных операций, орфографические зоркости.
воспитания умения общаться друг с другом, выслуживать ответы других,
интереса к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ:
_ _ _
ХОД УРОКА
ЧИСТОПИСАНИЕ.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Знакомы ли всем эти модели? О чем они рассказывают?
- О сильной и слабой позиции..
- Где сильная позиция? Где слабая позиция?
(Указывают).
- Согласны ли вы с этими моделями?
- есть неточности, исправляют.
- Помогут ли вам ваши знания выполнить вот это задание?
(на доске написано залание)
- Запишите с пропуском орфограмм слабых позиций.
(на доске и в тетрадях).
- Почему мы решили орф. сл. Позиций пропускать?
- это опасные места - есть выбор.
- Можно ли писать по слуху? Почему?
- Так и будем писать дырки в словах до конца школы. Вам же они нравятся,
вы к ним привыкли.
- Нет!
- Хотим писать как взрослые, без пропусков, хоть некоторые слова, хотим
быть грамотными.
- А чтобы быть грамотными, для этого мы должны научиться проверять
орфограммы слабых позиций.
На уроке русского языка мы раскрываем секреты, ведь у письма они свои.
Учебная задача:
Как правильно написать слово.
С (и/е) к р е т.
Решение учебной задачи.
Спросим у взрослого.
Посмотреть в книге.
Нам поможет орфографический словарь.
Откроем словарь, прочитаем первые 10 слов.
- Что вы заметили?
- все на букву А.
- Есть слово С - к р е т
- нет
Откроем конец словаря. Прочитаем несколько слов с конца
- они на букву Я
- Нет и здесь слова с - к р е т -
- Нет и здесь слова С - к р е т -
- Почему? Что заметили? Как расположены слова в словаре?
- Вывод 1: Слова в словаре - в алфавитном порядке.
Что нужно знать, чтобы найти слово в словаре?
- алфавит, он на партах.
- С какой буквы начинается наше слово? С? Где находится?
после Р
- Ищем Си - Нет! Се - нашли! Секрет
- Но нам нужно секреты (секрет - один, секрет - много) слово -
одно и тоже.
Вывод 2: Слово - только в единственном числе.
- Легко или трудно находить слова в словаре?
- Что нужно помнить? На доске:
Слова в словаре:
- в алфавитном порядке
- в единственном числе
в) Упражнения. Найди слово в словаре:
прочитай орфографически.
1) Я предполагаю: дети находят. Кто первый нашел, сообщай страницу.
Читаем орфографически - хором.
Калитка, лопата, телевизор. жираф.
2) Но нам нужно не только находить и читать слово, но и записывать его. А
умеем ли мы с вами списывать? Вспомним наши правила?
- Подходят ли эти правила для словаря?
- В этом нам поможет учебник, (стр. 74 упр. 60)
- Прочитаем алгоритм.
а) Работа со словами:
к-ртоф-ль - картофель
уч-ник- ученик
учит-ль - учитель
п-ртфель - портфель
б) Работа в парах
1 вариант - читает алгоритм
2 вариант - работают со словом (потом наоборот) - Кто быстрее сработает!
- Что нужно знать?
- алфавит
- Какой шаг самый главный?
- диктовать по слогам, проговаривать орфографически.
в) Последние слова из упражнения:
тетрадь
кора
карандаш
самостоятельно
ИТОГ УРОКА.
(проверка).
Словарные слова - особые, их нужно учить наизусть, чтобы уметь писать по
памяти.
- С чем познакомились?
- Для чего нужен орфографический словарь?
- Какие секреты нужно знать про словарь?
САМООЦЕНКА.
- Легко или трудно работать со словарем?
- Кто сегодня не зря просидел на уроке?
- Посмотрите в тетрадочку, оцените себя.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
с. 74, упр. 60 - алгоритм знать.
сл. слова подготовить писать под диктовку.