Цели
урока:
закрепить
знания учащихся о разделительных ъ и ь,
их месте в слове;
развивать
умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи
слова с разделительными ъ и ь;
совершенствовать
навыки в разборе слов по составу, в синтаксическом разборе предложений,
продолжать работу над обогащением словарного запаса учащихся;
развивать
у учащихся интерес к предмету;
воспитывать
любовь к родному языку.
Оборудование: маршрутные листы, оформленная доска
Ход
урока:
Организационный момент
Учитель: Занимаем свои места, нас ждет интересный урок, а
почетными гостями его будут очень загадочные буквы, которые стоят ближе к концу
алфавита и не умеют «говорить». Но прежде,
чем мы догадаемся, кто они, давайте вспомним, что нам потребуется на
уроке.
На доске (хором):
Договор
документ
инструмент
Учитель: Проверьте, какой документ должен быть у вас на
месте?
Дети: Дневник.
Учитель: Какие инструменты у вас готовы?
Дети: Ручка, линейка, карандаши.
Учитель: Хорошо! Давайте вспомним наш договор.
Дети (хором):
Я
тетрадочку открою,
Уголочком
положу.
Вам,
друзья, секрет открою:
Ручку
правильно держу.
Сяду
ровно, не согнусь,
За
работу я возьмусь.
Чистописание
Учитель: На доске буквосочетания. Это значит сейчас …
Дети: Минутка чистописания.
тья нье
льё вьи пью
бъя дъе
съё съю
Учитель: Прочитайте глазами эти буквосочетания.
-
Что объединяет слоги 1-ой строчки?
Дети: Во всех слогах разделительный ь.
Учитель: Что объединяет слоги 2-ой строчки?
Дети:
Во всех слогах разделительный ъ.
Учитель: Почему во 2-ой строчке один слог отсутствует?
Дети: ъ не пишется перед гласной и.
Сообщение темы и цели урока
Учитель: Хорошо! Молодцы! А теперь узнайте наших почетных
гостей:
Что
за буква, кто узнает:
Звука
не обозначает, перед е, ё,и,ю,я
Я
в корнях стою, друзья!
Дети: Это буква разделительный ь.
Учитель:
Было
- сели, стало - съели.
Догадаться
вы сумели,
Почему
случилось так?
Кто
виновник?
Дети: Твердый знак.
Учитель: Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей. А
теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Дети: Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком.
Учитель: А что вы знаете о букве ь ?
Дети:
-
Буква ь
- показатель мягкости согласного звука на письме
( пальто, уголь, степь)
-
Буква ь
пишется на конце слов после согласных и в середине слова между
согласными (дождь, письмо).
-
Разделительный ь пишется после согласных перед гласными
е, ё, ю, я, и в корне слова (соловьи, семья, деревья).
-
Разделительный ь разделяет два согласных звука, один из которых
[й`]
спрятан
в буквах е, ё, ю, я, и.
-
ь не пишется в сочетаниях ЧК,ЧН,НШ,ЩН(печка, мощный).
-
ь не пишется между двумя мягкими согласными( листик, бантик, исключение
школьник, деньки и др.)
-
не пишется после приставок (объезд, съемка).
Учитель:
Что вы знаете о разделительном ъ?
Дети:
- ъ
разделяет два согласных звука, один из которых [й`] спрятан
в буквах
е,ё,ю,я.
-
Разделительный ъ пишется после приставки на согласный перед
гласными е,ё,ю,я (подъем, объявление).
- В сложных словах типа двухъярусный.
-
В иностранных словах типа объект, инъекция.
Учитель: Как переносятся слова с разделительными ь и
ъ?
Дети: Слова переносятся по слогам, а буквы
ь и ъ не
отрываются от предшествующего согласного: подъ – ём, соло – вьи.
Учитель: Молодцы! Дружно жили не тужили ь
и ъ . Но однажды заспорили между собой. Давайте
послушаем, о чем этот спор.
Ъ:
Не чересчур ли ты добряк?
Автор: Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак.
Ъ:
Слова и буквы ты всегда
Смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
Ь:
Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
Автор: Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
Ь:
Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву «ять»,
Тебя из азбуки изъять…
А:
Друзья! Ваш разговор – никчемные слова.
Автор: Услышав этот спор, сказала буква А.
А:
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите оба в нужном месте!
Учитель: Ребята, как разрешить спор букв?
Дети: Надо писать их в нужном месте.
Учитель: Какие же цели мы поставим перед собой?
Дети: Совершенствовать умения писать слова с разделительными ъ
и ь, различать эти знаки между
собой.
Учитель: Да. Этому мы и посвятим наш урок. Работать вы будете группами под руководством капитанов
(назвать). У каждой группы есть свой маршрутный лист с заданиями (смотри приложение). Необходимо помнить
условия работы в группах.
Дети (хором):
Иди
верно по маршруту.
Дружно
шагай по маршруту.
Не
теряй времени даром.
Пройденный
маршрут – путь к успеху!
Учитель:
Ну, а теперь в путь.
4. Закрепление знаний о правописании
слов с разделительными ъ и ь
Однокоренные
слова
Учитель: Сейчас слушаем, отвечаем и одним словом называем:
Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре, -
это…
Дети: Варенье.
Учитель: Запишите это слово в тетрадь. Какие опасные места
здесь встретились?
Для этого надо умело
Выяснить линию родства
И однокоренные подобрать слова.
Учитель: Вспомним, какие слова называются однокоренными?
Дети: Это слова, у которых одинаковый корень.
Учитель: Пожалуйста, ваши однокоренные слова к слову варенье.
Варенье,
отварной, варит…
(дети
записывают в тетрадях, а учитель на доске)
Учитель: Поработаем с этими словами, опираясь на задания в
ваших маршрутных листах под №1. Приступим к работе.
1
группа: Дать полную характеристику слову
варенье.
2
группа: Дать полную характеристику слову отварной.
3
группа: Дать полную характеристику слову
варит.
4
группа: Разобрать по составу слово отварной.
5
группа: Сделать звуко-буквенный анализ слова
варенье
Учитель: Прежде, чем мы послушаем ваш разбор, вспомним, что
такое приставка, корень, суффикс, основа и окончание.
Группы готовы? Пожалуйста, слушаем ваши
отчеты.
Учитель:
Поработали мы дружно, отдохнуть теперь нам нужно!
Физкультминутка.
Словарная
работа.
Учитель: Мы работу
продолжаем
И словарные слова
повторяем.
А для этого
Ты ребусы реши
И словарные слова найди.
Ребусы
в ваших маршрутных листах под №2. Приступили к работе.
(смотри
приложение)
Группы
готовы? Пожалуйста, слушаем ваши отчеты (у детей получились слова семья,
съедобный, фасоль, подъезд, побережье).
Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?
Дети: Первая группа - слова с разделительным ь , вторая –
с разделительным ъ.
Учитель:
Какое слово лишнее?
Дети:
Лишнее слово фасоль, потому что в этом
слове нет ни разделительного ь, ни
разделительного ъ , а буква ь
используется для смягчения согласного звука на письме.
Учитель:
Разделите слова на слоги.
(ученик
у доски)
Предложение
Учитель: Молодцы! Ребята, давайте ответим на
вопросы.
-
Из чего состоит наша речь?
-
Что такое предложение?
-
Из чего состоит предложение?
-
Как связаны слова в предложении?
-
Какие правила оформления предложения на письме вы знаете?
Учитель:
Хорошо! А теперь минутку вам на составление предложений с использованием
словарных слов.
(Каждая
группа составляет своё предложение устно; записывается одно, выполняется
синтаксический разбор)
Например:
Семья
отдыхала на побережье.
(
Повествовательное, невосклицательное, простое)
Тренировочные
упражнения.
Учитель:
Подошло время проверить, как вы научились писать слова с разделительными
знаками. Порядок работы указан в ваших маршрутных листах под №3. Ознакомьтесь.
Какие задания надо выполнить?
Приступаем
к работе.
Готовы?
Проверяем.
9. Итоги урока
Учитель:
Вот и подошел к концу наш урок. Давайте проанализируем нашу работу.
Какие
задачи ставили перед собой?
Удалось
ли эти задачи решить?
Что
самое важное для себя нужно запомнить из сегодняшнего урока?
Учитель:
Молодцы, ребята! Спасибо вам за хорошую и дружную работу на уроке.
Выставление отметок
Домашнее
задание
Найти и записать 4 пословицы с разделительными знаками, повторить
правила |