Поэма
Все знают: греческая мифология — это прежде всего
очень много имен. Это для нас; а для самих греков их было еще больше.
Почти в каждом городке или селе были свои местные божества; и даже про
тех, которые были общими, в каждом городе рассказывали по-своему. Кто
всю жизнь жил на одном месте и мало что знал о других, тех это мало
беспокоило. Но кто часто переходил из города в город и из области в
область, как, например, бродячие певцы, тем от этого было много
неудобств. Чтобы петь, упоминая множество богов и героев, нужно было
согласовать местные предания и хотя бы договориться о том, кто кому сын и
кто кому муж. А чтобы лучше запомнить — изложить эти родословные
складными стихами и сказать, будто эти стихи продиктованы самими Музами,
богинями разума, слова и песни.
Это и сделал певец Гесиод из-под Витой Горы —
Геликона, где будто бы Музы водят свои хороводы. Из этого и получилась
поэма «феогония» (или «Теогония»), что по-гречески значит «О
происхождении богов» — от самого начала мироздания и до тех пор, когда
от бессмертных богов стали рождаться смертные герои. На тридцати
страницах здесь названы и связаны друг с другом больше трехсот имен. Все
они укладываются в три мифологические эпохи: когда правили древнейшие
боги во главе с Ураном; когда правили старшие боги — Титаны во главе с
Кроном; и когда стали править и правят младшие боги — Олимпийцы во главе
с Зевсом.
Вначале был Хаос («зияние»), в котором все было
слито и ничто не разделено. Потом из него родились Ночь, Земля-Гея и
Подземелье-Тартар. Потом от Ночи родился День, а от Земли-Геи —
Небо-Уран и Море-Понт. Небо-Уран и Гея-Земля стали первыми богами:
звездное Небо лежало на широкой Земле и
оплодотворяло ее. А вокруг клубились первые порождения богов — то
призрачные, то чудовищные.
От Ночи родились Смерть, Сон, Скорбь, Труд, Ложь,
Месть, Казнь, а самое главное — Рок: три богини Мойры («Доли»), которые
каждому человеку отмеривают жизнь и определяют несчастье и счастье. От
Моря родились старший- морской бог, добрый Нерей, два его брата и две
сестры, а от них — много-много чудовищ. Это Горгоны, убивающие взглядом;
Гарпии, похищающие людские души; подземная Эхидна — спереди дева,
сзади змея; огнедышащая Химера — «спереди лев, сзади дракон и коза
серединой»; коварная Сфинкс, женщина-львица, губившая людей хитрыми
загадками; трехтелый великан Герион; многоглавый адский пес Кербер и
многоглавая болотная змея Гидра; крылатый конь Пегас и еще многие
другие. Даже у Геи и Урана первые порождения были чудовищны: трое
сторуких бойцов и трое одноглазых кузнецов — Киклопов, жители черного
подземелья — Тартара.
Но главными были не они. Главными были Титаны —
двенадцать сыновей и дочерей Урана и Геи. Уран боялся, что они его
свергнут, и не позволял им родиться. Один за другим они вздували чрево
матери-Земли, и вот ей стало невмоготу. «Из седого железа» она сковала
волшебный серп и дала его детям; и когда Уран вновь захотел соединиться
с ней, то самый младший и хитрый из Титанов, по имени Крон, отсек ему
детородный член. С проклятием Уран отпрянул в вышину, а отрубленный
член его пал в море, взбил белую пену, и из этой пены вышла на берег
богиня любви и желания Афродита — «Пенная».
Началось второе царство — царство Титанов: Крона и
его братьев с сестрами. Одного из них звали Океан, он породнился со
старым Нереем, и от него родились все на свете ручьи и реки. Другого
звали Гиперион, от него родились Солнце-Гелиос, Луна-Селена и Заря-Эос, а
от Зари — ветры и звезды. Третьего звали Иапет, от него родились
могучий Атлант, который стоит на западе земли и держит небо на плечах, и
мудрый Прометей, который прикован к столбу на востоке земли, а за что —
об этом будет речь дальше. Но главным был Крон, и владычество его было
тревожным.
Крон тоже боялся, что рожденные им дети его
свергнут. От сестры его Реи у него было три дочери и три сына, и
каждого новорожденного он отнимал у нее и проглатывал заживо. Только
младшего, по имени Зевс, она решила спасти. Крону она дала проглотить
большой камень, завернутый в пеленки, а Зевса скрыла в пещере на острове
Крите. Там он и вырос, а выросши, хитростью заставил Крона изрыгнуть
своих братьев и сестер. Старшие боги — Титаны и младшие боги — Олимпийцы
сошлись в борьбе. «Море взревело, земля застонала и ахнуло небо».
Олимпийцы освободили из Тартара бойцов — Сторуких и кузнецов — Киклопов;
первые ударили в Титанов каменьями в три сотни рук, а вторые сковали
Зевсу гром и молнию, и против этого Титаны выстоять не могли. Теперь их
самих заточили в Тартар, в самую глубь: сколько от неба до земли,
столько и от земли до Тартара. Сторукие стали на страже, а
Зевс-громовержец с братьями принял власть над миром.
Началось третье царство — царство Олимпийцев. Зевс
взял в удел небо с поднебесной горой Олимпом; брат его Посейдон — море,
где ему подчинились и Нерей и Океан; третий брат, Аид, — подземное
царство мертвых. Сестра их Гера стала женою Зевса и родила ему дикого
Ареса, бога войны, хромого Гефеста, бога-кузнеца, и светлую Гебу, богиню
юности. Сестра Деметра, богиня пахотной земли, родила Зевсу дочь
Персефону;ее похитил Аид, и она стала подземной царицей. Третья сестра,
Гестия, богиня домашнего очага, осталась девственной.
Зевсу тоже грозила опасность быть свергнутым:
старые Гея и Уран предупредили его, что дочь Океана, Метида-Мудрость,
должна родить дочь умнее всех и сына сильнее всех. Зевс соединился с
нею, а потом проглотил ее, как когда-то Крон глотал его братьев. Дочь
умнее всех родилась из головы Зевса: это была Афина, богиня разума,
труда и войны. А сын сильнее всех так и остался нерожденным. От другой
из дочерей Титанов у Зевса родились близнецы Аполлон и Артемида: она —
охотница, он — пастух, а также целитель, а также прорицатель. От третьей
у Зевса родился Гермес, сторож перекрестков, покровитель дорожных
путников и торговцев. Еще от одной родились три Оры — богини порядка;
еще от одной — три Хариты, богини красоты; еще от одной — девять Муз,
богинь разума, слова и песни, с которых начинался этот рассказ. Гермес
изобрел струнную лиру, Аполлон играет на ней, а Музы водят вокруг него
хоровод.
Двое сыновей Зевса рождены были от смертных женщин,
но все же взошли на Олимп и стали богами. Это Геракл, любимый его сын,
который обошел всю землю, освобождаяее от злых чудовищ: это он победил и
Гидру, и Гериона, и Кербера, и других. И это Дионис, который тоже
обошел всю землю, творя чудеса, обучая людей сажать виноград и
приготовлять вино и вразумляя их, когда пить в меру, а когда без удержу.
А откуда взялись на свете сами смертные люди,
Гесиод не говорит: может быть, из скал или деревьев. Боги их сперва не
любили, но им помог выжить Прометей. Люди должны были чтить богов,
принося им в жертву часть своей еды. Прометей устроил хитрый дележ:
зарезал быка, положил отдельно кости, прикрытые жиром, и мясо,
прикрытое желудком и кожею, и предложил Зевсу выбрать долю богам и долю
людям. Зевс обманулся, выбрал кости и со зла решил не давать людям огня
для приготовления мяса. Тогда Прометей сам похитил огонь на Олимпе и
принес его людям в пустом тростнике. За это Зевс наказал и его и людей.
Людям он сотворил, «на горе мужчинам», первую женщину, Пандору, и от
женщин, как известно, пошло на свете очень много худого. А Прометея, как
сказано, он приковал к столбу на востоке земли и наслал орла каждый
день выклевывать у него печень. Только много веков спустя Зевс позволил
Гераклу в его странствиях застрелить этого орла и освободить Прометея.
Но оказалось, что люди богам нужнее, чем боги это
думали. Богам предстояла еще одна борьба — с Гигантами, младшими сынами
Геи-Земли, рожденными из капель Урановой крови. И было суждено, что боги
победят их, только если им поможет хотя бы один человек. Значит, нужно
было родить таких могучих людей, которые могли бы помочь богам. Вот
тогда-то и стали боги сходить к смертным женщинам, а богини рождать от
смертных мужчин. Так родилось племя героев; лучшим из них был Геракл, он
и спас богов в войне с Гигантами. А потом это племя погибло в Фиванской
войне и Троянской войне. Но до этого Гесиод не дописал: рассказ его
обрывается в самом начале героического века. «Феогонии», родословию
богов, здесь конец. |