(The Song of Hiawatha)
Эпическая поэма (1855)
Во вступлении автор вспоминает музыканта Навадагу,
когда-то в старинные времена певшего песнь о Гайавате: «О его рожденье
дивном, / О его великой жизни: / Как постился и молился, / Как трудился
Гайавата, / Чтоб народ его был счастлив, / Чтоб он шел к добру и
правде».
Верховное божество индейцев, Гитчи Манито — Владыка
Жизни, — «сотворивший все народы», начертавший пальцем русла рек по
долинам, слепил из глины трубку и закурил ее. Увидев поднимавшийся к
небу дым Трубки Мира, собрались вожди всех племен:
«Шли Чоктосы и Команчи, / Шли Шошоны и Омоги, / Шли
Гуроны и Мэндэны, / Делавэры и Могоки, / Черноногие и Поны, / Оджибвеи и
Дакоты».
Гитчи Манито призывает враждующие племена
примириться и жить, «как братья», и предрекает появление пророка,
который укажет им путь к спасению. Повинуясь Владыке Жизни, индейцы
погружаются в воды реки, смывают боевые краски, закуривают трубки и
пускаются в обратный путь.
Победив огромного медведя Мише-Мокву, Мэджекивис
становится Властелином Западного Ветра, другие же ветра отдает детям:
Восточный — Вебону, Южный — Шавондази, Северный — злому Кабибонокке.
«В незапамятные годы, / В незапамятное время» прямо
с месяца упала на цветущую долину прекрасная Нокомис, дочь ночных
светил. Там, в долине, Нокомис родила дочь и назвала ее Веноной. Когда
дочь выросла, Нокомис не раз предостерегала ее от чар Мэджекивиса, но
Венона не послушалась матери. «И родился сын печали, / Нежной страсти и
печали, / Дивной тайны — Гайавата».
Коварный Мэджекивис вскоре оставил Венону, и та
умерла от горя. Гайавату вырастила и воспитала бабка. Став взрослым,
Гайавата надевает волшебные мокасины, берет волшебные рукавицы,
отправляется на поиски отца, горя желанием отомстить ему за гибель
матери. Гайавата начинает бой с Мэджекивисом и вынуждает его отступать.
После трехдневного сражения отец просит Гайавату прекратить бой.
Мэджекивис бессмертен, его нельзя одолеть. Он призывает сына вернуться к
своему народу, расчистить реки, сделать землю плодоносной, умертвить
чудовищ и обещает сделать его после смерти владыкой Северо-Западного
ветра.
В лесной глуши Гайавата постится семь ночей и дней.
Он обращается к Гитчи Манито с молитвами о благе и счастье всех племен и
народов, и как бы в ответ у его вигвама появляется юноша Мондамин, с
золотистыми кудрями и в зелено-желтых одеждах. Три дня Гайавата борется с
посланником Владыки Жизни. На третий день он побеждает Мондамина,
хоронит его и затем не перестает навещать его могилу. Над могилой один
за другим вырастают зеленые стебли, это иное воплощение Мондамина —
кукуруза, пища, посланная людям Гитчи Манито.
Гайавата строит пирогу из березовой коры, скрепляя
ее корнями тэмрака — лиственницы, делая раму из ветвей кедра,
разукрашивает иглами ежа, окрашивает соком ягод. Затем вместе со своим
другом силачом Квазиндом Гайавата поплыл по реке Таквамино и очистил ее
от коряг и мелей. В заливе Гитчи-Гюми Гайавата трижды забрасывает
удочку, чтобы поймать Великого Осетра — Мише-Наму. Мише-Нама
проглатывает пирогу вместе с Гайаватой, и тот, находясь в чреве рыбы,
изо всех сил стискивает сердце огромного царя рыб, пока тот не погибает.
Затем Гайавата побеждает злого волшебника Меджисогвона — Жемчужное
Перо, которого охраняют страшные змеи.
Гайавата находит себе жену, прекрасную Миннегагу из
племени дакотов. На свадебном пиру в честь жениха и невесты танцует
красавец и насмешник По-Пок-Кивис, музыкант Чайбайабос поет нежную
песню, а старый Ягу рассказывает удивительную легенду о волшебнике
Оссэо, сошедшем с Вечерней Звезды.
Чтобы уберечь посевы от порчи, Гайавата велит
Миннегаге во мраке ночи обойти поля обнаженной, и она послушно, «без
смущенья и без страха» повинуется. Гаиавата же ловит Царя-Ворона,
Кагаги, осмелившегося привести стаю птиц на посевы, и для острастки
привязывает его на кровле своего вигвама.
Гайавата придумывает письмена, «чтоб грядущим поколеньям / Было можно различать их».
Страшась благородных стремлений Гайаваты, злые духи
заключают против него союз и топят в водах Гитаи-Гюми его ближайшего
друга музыканта Чайбайабоса. Гайавата от горя заболевает, и его исцеляют
с помощью заклинаний и магических плясок.
Дерзкий красавец По-Пок-Кивис учит мужчин своего
племени играть в кости и безжалостно их обыгрывает. Затем,
раззадорившись и зная к тому же, что Гайавата отсутствует, По-Пок-Кивис
разоряет его вигвам. Вернувшись домой, Гайавата пускается в погоню за
По-Пок-Кивисом. а тот, убегая, оказывается на бобровом плотине и просит
бобров превратить его в одного из них, только больше и выше всех
остальных. Бобры соглашаются и даже избирают его своим вождем. Тут на
плотине появляется Гаиавата. Вода прорывает плотину, и бобры поспешно
скрываются. По-Пок-Кивис же не может последовать за ними из-за своих
размеров. Но Гайавате удается лишь поймать его, но не убить. Дух
По-Пок-Кивиса ускользает и вновь принимает облик человека. Убегая от
Гайаваты, По-Пок-Кивис превращается в казарку, только больше и сильнее,
чем все остальные. Это и губит его — он не справляется с ветром и падает
на землю, но снова бежит, и Гайавате удается справиться со своим
врагом, только призвав на помощь молнию и гром.
Гаиавата лишается еще одного своего друга — силача
Квазинда, которого погубили пигмеи, попавшие ему в темя «голубой еловой
шишкой», в то время как он плыл в пироге по реке.
Наступает суровая зима, и в вигваме Гайаваты
появляются призраки — две женщины. Они мрачно сидят в углу вигвама, не
говоря ни слова, лишь хватают лучшие куски пиши. Так проходит много
дней, и вот однажды Гайавата просыпается среди ночи от их вздохов и
плача. Женщины рассказывают, что они — души мертвых и явились с островов
Загробной Жизни, чтобы наставить живущих: не нужно мучить умерших
бесплодной скорбью и призывами вернуться назад, не нужно класть в могилы
ни мехов, ни украшений, ни глиняных чаш — только немного пищи и огня в
дорогу. Четыре дня, пока душа добирается до страны Загробной Жизни, надо
жечь костры, освещая ей путь. Затем призраки прощаются с Гайаватой и
исчезают.
В селеньях индейцев начинается голод. Гаиавата
отправляется на охоту, но безуспешно, а Миннегага слабеет день ото дня и
умирает. Гайавата, исполненный скорби, хоронит жену и четыре ночи жжет
погребальный костер. Прощаясь с Миннегагой, Гайавата обещает скоро
встретиться с ней «в царстве светлого Понима, / Бесконечной, вечной
жизни».
В селенье возвращается из далекого похода Ягу и
рассказывает, что видел Большое Море и крылатую пирогу «больше целой
рощи сосен». В этой лодке Ягу видел сто воинов, лица которых были
выкрашены белой краской, а подбородки покрыты волосами. Индейцы смеются,
считая рассказ Ягу очередной небылицей. Не смеется только Гайавата. Он
сообщает, что ему было видение — крылатый челн и бородатые бледнолицые
чужеземцы. Их следует встретить с лаской и приветом — так велел Гитчи
Манито.
Гайавата рассказывает, что Владыка Жизни открыл ему
будущее: он видел «густые рати» народов, переселяющихся на Запад.
«Разны были их наречья, / Но одно в них билось сердце, / И кипела
неустанно / Их веселая работа: / Топоры в лесах звенели, / Города в
лугах дымились, / На реках и на озерах / Плыли с молнией и громом /
Окрыленные пироги».
Но открывшееся Гайавате будущее не всегда лучезарно: он видит и индейские племена, гибнущие в борьбе друг с другом.
Гайавата, а за ним и остальные индейцы, приветливо
встречают приплывших на лодке бледнолицых и приобщаются к истинам,
которые провозглашает наставник бледнолицых, «их пророк в одежде
черной», — к началам христианской религии, рассказам «о Святой
Марии-Деве, / О ее предвечном Сыне».
Гости Гайаваты засыпают в его вигваме, истомленные
жарою, а сам он, простившись с Нокомис и со своим народом и завещая
внимать мудрым наставлениям присланных из царства света гостей, уплывает
в своей пироге на Закат, в Страну Понима, «к Островам Блаженных — в
царство / Бесконечной, вечной жизни!» |