Новые социальные требования к системе
образования, которые были определены в
Национальной доктрине образования на период до
2025 г., Федеральной программе развития
образования на 2000-2005гг. и конкретизированы в
Концепции модернизации российского образования
на период до 2010 г., обусловливают сущностные
изменения целей и задач психологической службы
школы.
Основными направлениями практической
психологической работы в школе сегодня должны
стать:
- сохранение психического и психологического
здоровья всех субъектов образовательной среды
школы;
- забота о реализации права ребенка на
полноценное и свободное развитие;
- гуманизация и демократизация системы
образования;
- целостное обеспечение психологических условий
развития образовательной системы и всех ее
субъектов;
- повышение психологической культуры всех
субъектов образовательного сообщества;
- психологическое проектирование и обеспечение
инновационных программ;
- развитие субъектных качеств личности,
способной целенаправленно преобразовывать
объективную действительность и осуществлять
творческое саморазвитие.
В связи с этим важными задачами деятельности
психологической службы гимназии в настоящий
момент являются:
- психологическое сопровождение становления
личности как субъекта психической активности;
- развитие навыков полисубъектного
взаимодействия между всеми субъектами
образовательного сообщества гимназии.
По Вачкову, полисубъектное
взаимодействие характеризуется приданием
ценности каждым участником взаимодействия
каждому, т.е. самоценности. Субъекты такого
взаимодействия нацелены на конструктивные
взаимоотношения с другими, видят самоценность
себя и партнера, принимают другого самого по
себе, самостоятельны, креативны, способны
рассматривать как субъектную целостность и себя,
и свою общность, и другие общности.
Это достигается в результате
рефлексии себя как личности, своих отношений с
окружающими, различных других аспектов своей
жизнедеятельности, жизнедеятельности своей
семьи, школы, социальной ситуации развития
общества. Ведь субъектом психической
активности личность может становиться лишь в
том случае, если объектом для нее выступает ее
собственная психика в своем функционировании и
развитии.
Все это обусловило появление новых
рефлексивных форм нашей деятельности, и в первую
очередь, форм взаимодействия с родителями,
семьей в целом, так как полноценное развитие
ребенка во многом зависит от эмоционального
благополучия, внутренней атмосферы и образа
жизни семьи.
В 2002–2003 учебном году мы активно
использовали как традиционные формы работы с
родителями (индивидуальное и групповое
просвещение и консультирование, дискуссии,
"круглые столы” по проблеме), так и апробировали
новые. В частности, это было проведение
детско-родительских собраний по следующим темам:
"Проект семьи XXI века”, "Проект школы XXI века”.
Данные собрания организуются в форме
деловой игры, само построение которой
представляет модель разрешения конфликтной
ситуации. Основным видимым результатом игры
является создание проекта, в котором семья и
школа предстают в виде образов, отражающих их
важную роль и значимые функции, определяются
принципы взаимоотношений как между детьми и
родителями, так и между субъектами
образовательного сообщества, практические
действия по их реализации. Но этот проект
рождается на основе актуализации собственного
опыта, сложившихся представлений и
сопоставлении своих представлений с другими, т.е.
происходит серьезная, качественная
внутренняя работа личности, мобилизация
субъектной психической активности.
Также самим ходом собрания
организуется личностное, неформальное,
эмоциональное положительное общение между
детьми, родителями и учителями, в ходе которого
они взаимодействуют как равноправные участники
диалога, как активные субъекты совместной
творческой деятельности. В результате они
получают возможность лучше узнать друг друга,
взглянуть друг на друга по-новому, учатся
понимать и принимать друг друга, становятся
ближе. К тому же в предлагаемых играх они могут
перевоплотиться, попробовать себя в новой роли
(дети в роли родителей и учителей, родители в роли
детей и учителей, учителя в роли детей и
родителей), прочувствовать, пережить своеобразие
этой роли, получив таким образом
новый эмоциональный опыт, расширив границы
собственного знания.
Детско-родительское собрание "Проект
семьи XXI века”
Цели:
- Актуализация сложившихся представлений о
семье, ее роли в жизни человека, особенностях
семейных взаимоотношений.
- Определение причин конфликтов, возникающих
между детьми и родителями.
- Определение конструктивных способов выхода из
конфликтных ситуаций, особенностей адекватного
выражения своих чувств и переживаний.
- Развитие социальной восприимчивости,
социального воображения, доверия, умения
выслушивать другого человека, способности к
эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
- Создание проекта.
Время: 2 часа.
Ход собрания.
- Приветствие участников. Объяснение целей
встречи. Введение в проблему.
- Деление на группы: "дети” и "родители”.
Создание визитной карточки группы, согласно
принятой игровой роли. Представление групп.
- Введение игровой проблемной ситуации:
"Однажды в семье произошел серьезный
конфликт между родителями и детьми. Конфликт был
настолько серьезным, что в какой-то момент дети и
родители разошлись в разные стороны, не желая
больше взаимодействовать друг с другом, вообще
не желая друг друга видеть. Но, несмотря ни на что,
они понимали, что не смогут жить друг без друга,
они очень хотели помириться, поэтому решили
действовать. Уважаемые
"дети” и уважаемые "родители”, первое, что
вам необходимо сделать, это определить причины
возникшего конфликта, второе, написать
письмо-обращение друг к другу, определяющее пути
примирения”. - Представление группами писем-обращений.
- Объединение групп "Родители” и "Дети” в одну
"Семью” и создание проекта (определение понятия
"семья”, принципы взаимоотношений в семье,
практические действия).
- Представление проектов "Семья XXI века”
- Рефлексия собрания.
- Что новое, ранее неизвестное вы узнали сегодня
на собрании?
- Что радует, удивляет, наводит на размышления,
настораживает в содержании представленных
проектов?
- Как бы вы охарактеризовали психологический
климат собрания?
- Закончите начатые формулировки суждений:
"Сегодня мне понравилось…”
"Сегодня не получилось…”
"Сегодня я осознал…”
Результаты рефлексивной
экспресс-анкеты
Как отмечают участники собрания,
особенно им понравилось:
- "взаимодействие, единомыслие детей и
взрослых”;
- "общение, совместная работа”;
- "все и очень сильно”;
- "открытость”;
- "теплая, дружеская обстановка”;
- "состав команды, доброжелательный настрой
участников”;
- "актуальная тема встречи”;
- "необычный сюжет, взаимопонимание игроков”;
- "общение между родителями и детьми, совпавшие
между ними точки зрения”.
В ходе проведения собрания участники
осознали:
- "настоящую заботу родителей”;
- "как важно совместное творческое и
интеллектуальное общение”;
- "что семья – главное в жизни человека”;
- "важность мнения и родителей, и детей”;
- "что мысли, представления детей и взрослых
часто различны и нахождение компромисса
необходимо”;
- "что нужно быть другом своему ребенку”;
- "что конфликт можно решить очень легко”;
- "что нужно чаще слушать и слышать детей”;
- "что родители и дети не такие уж разные”.
Детско-взрослое собрание "Проект школы XXI века”
Цели:
- Совместное обсуждение всеми участниками
образовательного сообщества различных аспектов
жизни школы.
- Определение причин возникающих разногласий,
конфликтов.
- Определение конструктивных способов выхода из
конфликтных ситуаций, особенностей адекватного
выражения своих чувств и переживаний.
- Развитие навыков конструктивного
взаимодействия друг с другом, взаимопонимания,
социальной восприимчивости, доверия.
- Создание проекта.
Время: 2 часа.
Участники: учащиеся, родители, учителя.
Ход собрания.
- Приветствие участников. Объяснение целей
встречи. Введение в проблему.
- Деление на группы "учащиеся”, "родители” и
"учителя”. Создание визитной карточки группы,
согласно принятой игровой роли. Представление
групп.
- Введение игровой проблемной ситуации:
"Однажды в школе произошел очень
серьезный конфликт между учениками и учителями.
Это конфликт был настолько серьезным, что в
какой-то момент учителя и ученики разошлись в
разные стороны, не желая больше общаться друг с
другом. Их обида была очень сильной, но в какой-то
момент они почувствовали желание и увидели
необходимость встречи, понимая, что они не могут
друг без друга. Уважаемые "учащиеся” и
уважаемые "учителя”, первое, что вам
необходимо сделать, это определить причины
возникшего конфликта, второе, - написать
письмо-обращение друг к другу, определяющее пути
примирения”. (Используя метод "мозгового
штурма”). - Представление группами писем-обращений.
- Объединение групп "учащихся” и "учителей” в
одну под названием "Образовательное
сообщество” и создание в ее рамках проекта
"Школа XXI века”.
- Представление проектов.
- Рефлексия собрания.
- Что особенно понравилось в ходе работы,
особенно запомнилось?
- Что радует, впечатляет, волнует, наводит на
размышления в содержании представленных
проектов?
- Как можно охарактеризовать психологическую
атмосферу встречи?
- К какому осознанию вы сегодня пришли?
Данные детско-родительские собрания являются
частью
гуманитарной экспертизы образовательной
деятельности гимназии и отражают наличие
сформированного образовательного сообщества
гимназии, наличие основ полисубъектного
взаимодействия между всеми его субъектами. |