Цели и задачи:
– дать возможность осознать отцам, что отцовское счастье – высшая
ценность;
– привлечь отцов к коллективному обсуждению трудных педагогических
ситуаций;
– дать рекомендации отцам, как строить отношения с детьми на основе
взаимопонимания;
– направить усилия отцов на совместную деятельность в жизни классного
коллектива.
Участники собрания:
папы учеников 3 класса, классный руководитель, школьный
педагог-психолог.
Оформление, оборудование:
выставка литературы о воспитании; выставка детских рисунков «Мой папа»;
на классной доске - название темы родительского собрания; столы в классе
расставлены для трех групп (на столах листы с описанием педагогических
ситуаций); мультимедийный проектор.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
«А придут ли вообще отцы на собрание?» - сомневалась я. Поэтому
заранее продумала «Приглашение».
А как начать разговор? И тут мне на помощь приходят анкеты,
которые я заранее попросила заполнить отцов. Ответы на вопросы анкеты
дают «зацепки», начальные темы для общения.
Полностью подготовка классного часа включила в себя следующие
этапы:
1. Подготовка презентации.
2. Проведение среди детей класса конкурса рисунков «Мой папа».
3. Написание детьми в классе сочинения на тему «Мой папа».
4. Анкетирование отцов (Приложение №1).
5. Подготовка приглашений на собрание.
6. Приглашение школьного психолога для участия в работе собрания.
7. Подготовка выставки книг о воспитании.
ХОД СОБРАНИЯ
Папы проходят в класс, занимают места за «круглыми столами», в
результате чего образуются три группы участников собрания.
1. Вступительное слово учителя
Поблагодарила присутствующих за то, что нашли время для нашей
встречи, за откровенные и полные ответы на вопросы предложенной анкеты,
за доверие.
Почему на собрание сегодня приглашены только папы? Ответила на этот
вопрос и предложила их вниманию свои размышления как классного
руководителя на тему: «Какой папа нужен ребенку?». Выступление
сопровождала показом слайдов.
2. «Круглый стол»: «Проблемы и решения: что делать,
если...»
Учитель: Уважаемые, папы! Очень часто мы со своими детьми
попадаем в трудные ситуации. Я вам предлагаю попробовать найти
правильное решение.
...Что делать, если ребенок плохо ведет себя на улице или в
гостях, то есть в тот момент, когда на вас устремлены взоры других
людей. Что делать в таком случае?
Папы глубоко и детально обсуждают данную ситуацию в своей группе,
вырабатывают решение, и представитель каждой группы предлагает выход из
ситуации, а приглашенный психолог обобщает ответы и комментирует их.
Совет психолога: Если есть возможность, пойдите в
критической, «предскандальной» ситуации ребенку навстречу. Разумеется,
не заискивая, а очень спокойно. Не бойтесь, что в этот момент ребенок
может почувствовать себя безнаказанным.
Важнее то, что сейчас вы подаете ему пример спокойного и
корректного поведения: «Вот так надо себя вести в гостях, в театре - как
я, а не как ты...»
...Что делать, если к вам пришли гости? Отправить ребенка
гулять? Уложить его спать пораньше? Или, следуя правилу XIX века,
постараться, чтобы дети были видны, но не слышны?
Совет психолога: А почему бы не воспользоваться случаем и
не дать сыну или дочери поучиться умению вести себя в обществе?
Научите ребенка задавать вопросы для поддержания беседы, отвечать
на неизбежные вопросы.
...Что делать, если у вашего ребенка нет желания делиться с
вами своими мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему вы.
Совет психолога: Желательно заранее предупредить
возникновение такого отношения. У ребенка пропадает охота говорить,
когда он чувствует, что он не в центре вашего внимания.
Всегда внимательно слушайте ребенка, смотрите ему в глаза,
поощряйте продолжать рассказ, спрашивайте, предстаньте перед ребенком
живым человеком, просто расскажите о школе, где вы учились, о жизни в
пионерском лагере, о первом свидании и так далее.
3. Знакомство с выдержками из сочинений ребят
(естественно, не указывая на автора)
Учитель: Я думаю, что мои ученики всегда с удовольствием делятся
своими мыслями, впечатлениями, вы пользуетесь у них авторитетом. Но
согласитесь, авторитет не заменит любви. Предлагаю вашему вниманию
выдержки из сочинений ребят.
4. Воспитательный сюжет «Раскаяние отца». Чтение и обмен
мнениями
Предлагаю вниманию отцов сюжет горького признания отца, который, к
счастью, понял, что его методы воспитания порочны, и просит прощения у
своего маленького сына. Этот текст написан известным американским
журналистом Ливингстоном Ларнедом. Но мне кажется, он созвучен тому, что
переживают родители, независимо от того, в какой стране живут
(Приложение № 2)
Учитель: Не правда ли, впечатляет и заставляет пересмотреть
некоторые собственные подходы к воспитанию? Как вы полагаете, насколько
описанная ситуация типична?
Дается время для свободных высказываний отцов.
5. Презентация книг о воспитании:
А.С. Спиваковская. «Как быть родителями» - книга посвящена
психологии родительской любви;
В.А. Сухомлинский. «Письма к сыну». Автор ведет разговор о
гражданском долге, о нравственности и морали;
В.А. Сухомлинский. «Как воспитать настоящего человека».
Сухомлинский считал самой главной в работе школы проблему нравственного
воспитания. В этой книге он дает практические советы по воспитанию;
В. Леви. «Нестандартный ребенок». Эта книга объединяет в себе
свойства учебника и романа, она о детях и не только о детях. Ребенок как
человек и человек как ребенок: общение старшего с младшим; дети, не
похожие на других; интимное воспитание;
Э. Ле Шан. «Когда ваш ребенок сводит вас с ума». Автор
рассматривает наиболее типичные конфликтные ситуации, возникающие
практически в каждой семье;
А.С. Макаренко. «Книга для родителей». Обращение к жизненному
опыту помогает лучше понять и усвоить рекомендации по воспитанию детей,
которые даются в книге.
6. Советы родителям
Отцам вручаются памятки «Советы родителям» (см. Приложение № 3) и
визитки.
7. Решение собрания
1) Принимать активное участие в воспитании детей, так как воспитание
только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в
нем участвуют оба родителя.
2) Строить между отцом, сыном или дочкой добрые, взаимообогащающие
отношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.
3) Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
4) Не применять к детям физических мер воздействия.
ПОСЛЕСЛОВИЕ К СОБРАНИЮ
Что же дало мне, классному руководителю, это собрание? Должна
признаться, эффект превзошел даже самые смелые ожидания. Диалог с отцами
получился! Я увидела, насколько многие папы тревожатся за своего
ребенка, многое узнала об учениках. Мне стали понятны некоторые
совершенные детьми поступки, а также то, чему нужно уделять больше
внимания. Начало положено - есть доверие, есть повод задуматься...
А отцы благодарили за встречу, выражали готовность оказать любую помощь
при организации походов и спортивных мероприятий, при организации
экскурсий на место работы родителей. И это не осталось только словами:
так, усилиями отцов была организована экскурсия на Ириклинскую ГРЭС,
папа - воин-интернационалист принял активное участие в классном часе на
тему «Спасибо,
солдат!».
Приложение №1
Анкета для отцов
1. Знает ли Ваш ребенок, где Вы работаете и что делаете на работе? Был
ли он у Вас на работе?
2. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним
в свободное время?
3. Задает ли Вам ребенок вопросы? Много ли их? К каким областям жизни
они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей,
спорт, др.)?
4. Какие испытываете трудности в общении с ребенком?
5. Что Вы делаете, если ребенок отказывается выполнять домашнюю работу?
6. Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?
7. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
8. Каким бы Вы хотели видеть будущее ребенка? Есть ли у Вас пожелания и
предложения относительно его воспитания и обучения в школе?
Благодарим за участие.
Приложение №2
Воспитательный сюжет
«Раскаяние отца»
«Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты
спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я
сидел в библиотеке и читал книгу, на меня нахлынула тяжелая волна
раскаяния. Я пришел к твоей кровати с осознанием своей вины.
Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение.
Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты
только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за
то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты
бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно
глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб
маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд,
ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же
нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»
Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я
заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были
дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди
меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на
собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын,
что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с
болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты,
раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у
двери. «Что тебе нужно?» - резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею
и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое
сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло
иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих
рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала
привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя награда тебе
за то, что ты маленький мальчик.
А в твоем характере так много здорового, прекрасного и
искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над
далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты
бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто
другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в
темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!»
У. Ливингстон Ларнед
Приложение №3
Памятка «Советы родителям»
1. Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все наши
суждения - истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских
сомнений в вашей правоте!
2. Обычно советуют: если вы в чем-то отказали ребeнку, будьте
последовательны - и не уступайте ему. Но этот совет не всегда хорош.
Бесконечно уступая, вы можете избаловать ребeнка, но, никогда не
уступая, вы выглядите жестокосердными в его глазах.
3. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще
смеются дети, тем лучше воспитание.
4. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают,
что заласканному ребeнку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка
смягчает душу ребeнка, снимает напряжение.
5. Ни в чeм не подозревайте ребенка, даже если вам кажется, что он
украл, что он курит, что он совершил что-то дурное. Лучше подавите
подозрение. Даже невысказанное, оно унижает его.
6. Никогда не упрекайте ребeнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни
полом: «А ещe мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя поим, кормим...»
7. Бывает так: папа уходит утром, мальчик ещe спит, приходит вечером -
мальчик уже спит. А в воскресенье папа - на рыбалку. Хотя бы после
рыбалки спросите у сына: «Как дела?»
8. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное
о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.
9. Мы привыкли, что дети о чeм-то просят родителей. А сами вы умеете
просить детей или только приказываете?
10. Когда ребeнок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает
совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно.
11. Провожайте ребeнка до дверей; советуйте ему быть осторожным на
улице. Встречайте ребeнка у дверей, когда он возвращается из школы или с
прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.
12. Внушайте ребeнку давно известную формулу психологического здоровья:
«Ты хорош, но не лучше других».
13. Во всeм действуйте собственным примером.
14. В гостях одни дети ведут себя лучше, чем дома, а другие - гораздо
хуже. Не увеличивайте обычную дозу замечаний, даже рискуя выглядеть
плохим воспитателем.
15. Говорите обо всeм без боязни. Речь - золото, а молчание - свинец.
16. Никогда не принимайте решения в одиночку. Когда отец и мать
противоречат друг другу - для ребeнка это занимательное зрелище.
17. Следите, чтобы ваш ребeнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся
ребeнок на уроке - грустное зрелище.
18. Принимайте участие в жизни класса и школы. Для ребeнка важно, чтобы
его школа стала частью вашей жизни. |