"Эффективная система развивающего обучения
реализуется на основе совместной продуктивной
деятельности учителя и учащихся с подключением
родителей к этой деятельности”- это первая
концептуальная формула модели "Экология и
Диалектика”, по которой в течение многих лет
работала наша школа.[2] Поскольку работа с
родителями проводится недостаточно эффективно,
часто бывает трудно начать откровенный разговор
с ними, учителя иностранных языков школы решили
опросить детей и родителей, как они представляют
себе идеальные семьи, идеальных родителей и
идеальных детей. В сентябре 2004 года было опрошено
86 детей, учеников 5-8 классов. Были получены
откровенные признания детей, которые отвечали на
наши вопросы, используя элементы сочинения.
Количество опрошенных родителей этих же
учащихся – 79 человек.
Целью опроса было сблизить родителей и
детей, помочь им в понимании друг друга и
познакомить родителей с тем, как дети
представляют себе семью, родителей и детей в
идеале.
Анкетирование проводилось анонимно.
Познакомьтесь с результатами анкетирования.
|
Ответы детей: |
Ответы родителей: |
Идеальные родители |
не ругаются
любят ребенка
не пьют
заботятся о ребенке
добрые
не курят
не бьют детей
не разводятся
ходят с детьми в театр
любят детей и друг друга
понимают детей и друг друга |
20 %
17 %
13 %
13 %
13 %
4 %
4 %
3 %
2 %
|
43 %
46 %
|
Идеальная семья |
все любят друг друга
не ссорятся, не дерутся
помогают друг другу
есть папа и мама
не бьют посуду
идеальные дети + идеальные родители
умеют радовать друг друга
поддерживают в трудную минуту
понимают друг друга |
31 %
30 %
13 %
2 %
1 %
1 %
|
36 %
36 %
37 %
38 % |
Идеальные дети |
послушные
хорошо учатся
умные
помогают родителям
не курят
не пьют
не нюхают клей
едят все подряд
одинокие
любят родителей
дети, которых любят
понимает родителей |
55 %
29 %
13 %
13 %
8 %
4 %
1 %
1 %
1 %
|
36 %
18 %
20 %
|
Выдержки из ответов сочинений
"Семья – один из шедевров природы”
"…Идеальная семья – это та семья, в которой
все живут счастливо, не ссорятся, ходят на
прогулки вечером, имеют домашнего любимца, лучше
кота или кошку, а еще лучше – котенка”.
"…Идеальная семья – это семья, в которой
никогда не ссорятся, не ругаются, не бьют посуду,
где все друг друга любят”.
"…Идеальная семья – та семья, в которой
дружное согласие. В этой семье не ссорятся папы и
мамы, и при этом не страдают их дети”.
"…Идеальная семья – та, в которой все друг
друга понимают, не обижают друг друга, никто
никого не предает”.
"…Это моя семья. Я считаю свою семью идеальной.
Я думаю, что идеальная семья – это та, где все у
всех хорошо”.
"…Идеальная семья – это когда все дружно
ходят в парк, в цирк, не ругаются, не пьют водку,
зарабатывают деньги своим делом и живут вместе”.
"…Идеальные родители – это родители, которые
не должны бить своих детей ремнем каждый день и
не должны все время пить спиртное”.
"…Идеальные родители – это такие родители,
которые живут вместе, не разводятся”.
"…Идеальные родители – эти родители не ругают
за плохие оценки, все родители должны баловать
детей, но в меру. Должны заботиться о детях”.
"…Идеальные родители – это такие родители,
которые не бросают своих детей, любят их, уважают,
внимательно относятся к детям. Я рада, что у меня
идеальная мамочка”.
"…Идеальные родители уделяют детям много
внимания, оберегают их от опасности”.
"…Идеальная семья – это семья, в которой есть
папа и мама, а не как у меня, только мама. В ней
должны понимать и любить друг друга”.
Как мы видим из результатов анкетирования,
часто ответы детей и родителей не совпадают,
поэтому мы решили провести родительское
собрание. В его подготовке и проведении
принимали участие дети, родители, педагоги.
Особым элементом, позволившим создать
эмоциональную атмосферу, было чтение сказки
"Слезы ивы”, которая настроила участников
собрания на серьезное отношение к предлагаемой
работе. Участники собрания прослушали начало
сказки "…Ива плакала. Прозрачные слезы ее
капали в воду, и по гладкой поверхности озера
расходились хрупкие круги. Ива плакала о своей
горькой участи. "Почему я всегда одна, а ветви
мои всегда опущены. Почему мне всегда хочется
плакать, и я тоскую целыми днями?” – спрашивала
она себя. Но ответа не было; вместо него в озеро
капали ее слезы, и иве становилось еще тоскливее.
"Другие деревья хороводы водят, ветви их к
солнцу тянутся, небу радуются, а я все вниз
смотрю. От тоски сгорбилась, не от старости…” –
сетовала и плакала ива…”.[1] После прослушивания
сказки было предложено придумать ее конец и
ответить на вопрос: почему плакала ива? И тогда
участники собрания сделали предположение что,
возможно, у нее не было семьи и детей.
В ходе родительского собрания необходимо было,
разбив всех участников на группы по 5–7 человек,
совместно создать образ семьи в виде дерева.
Каждая группа предложила те составляющие, без
которых невозможна жизнь семьи и дерева,
например, что является их корнями, ветвями,
листьями, плодами, внешней средой, создающей
условия для роста красивого здорового дерева,
семьи. Для создания комфорта была использована
музыка.
Главным результатом работы было изменение
отношения родителей и детей к семье. Мы считаем,
что обсуждение таких вопросов на совместных
собраниях родителей и детей необходимо, хотя мы
не можем говорить однозначно об изменении
отношений в семье. Во время работы по лицам детей
и родителей, по их высказываниям мы видели, что
эту тему следует и в дальнейшем поднимать для
обсуждения на родительских собраниях, и особую
роль в этом сыграло сочетание анкетных данных с
абстрактным моделированием образа семьи,
позволившим родителям и детям быть активными
участниками собрания, а главное – в душах детей
зародить понимание значимости семьи в жизни
каждого.
Литература
1. Лопатина А., Скребцова М. Книга по
духовному воспитанию. Книга IV. М.: Русский
Раритет, 1997.
2. Тарасов Л.В. Особенности концепции модели
"Экология и Диалектика”, рассматриваемые с
позиций педагогической психологии.// Школа
радости. –1995. – № 2. |