• Программно – методическое обеспечение:
- - программа под ред. А.И. Власенкова;
- - учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Грамматика. Текст. Стили речи».
5. Тема урока: «Способы
моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения»
(урок-практикум с применением информационно – коммуникационных
технологий).
6. Цели:
а) подготовить учащихся к написанию сочинения (часть С);
б) рассмотреть основные способы моделирования вступления;
в) развивать навыки работы с текстом;
г) воспитывать чувство любви к Родине, к ее истории.
7. Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры, тексты
8. Ход урока
• Организационный момент
• Повторение пройденного
Трое учащихся класса выполняют индивидуальные задания по предложенным текстам на компьютере.
Текст №1
Прочитайте текст.
(1) Это было на
оккупированной немцами территории в Орловской области. (2) В деревеньке
произошла стычка немцев с партизанами. (3) После перестрелки партизаны
отошли в лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в
другой населённый пункт. (4) Во дворе дома, где обитала
женщина-крестьянка с двумя мальчишками, остался лежать тя жело раненный
немецкий солдат. (5) Без сознания, стонет. (6) И вот задача для женщины
с мальчишками: что с ним делать? (7) Добить? (8) Но разве они способны
на такое? (9) Оставить так, пусть сам «доходит»? (10) Но ведь человек
всё-таки. (11) Каково слушать его пред смертные стоны? (12) В конце
концов они, сжалившись, затащили его в избу, дали попить. (13) Он - таки
через несколько дней пришёл в себя. (14) Теперь уж и вовсе невозможно
было добить его, несмотря на то, что он враг, оккупант. (15) Шаг за
шагом, день за днём начали они немца чисто по-человечески выхаживать.
(16) Каждое существо, которому помогаешь, не вольно и неизбежно
привязывает к себе. (17) И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали
привязываться к раненому. (18) Так среди чудовищной мясорубки и бойни
той жуткой войны расцвёл цветок милосердия. (19) И когда при новой
перестрелке партизан и фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть,
не поверите) жалели уже почти как родного. (20) Нароч но не придумаешь
такого сюжета — настолько необыкновенны, интересны, общечеловечны,
гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход этого эпизода.
(По В. Солоухину)
Задания
• Укажите стиль текста.
• Определите тип текста.
• Определите тип речи.
• Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
• Определите позицию автора.
Текст № 2
Прочитайте текст.
(1) Пётр был
великан, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы,
среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. (2) Христосуясь на
Пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине.
(3) От природы он был
силач; постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его
мускульную силу и сноровку. (4) Он мог не только свернуть в трубку
серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету.
(5) Пётр был гостем у
себя дома. (6) Он вырос и возмужал на дороге и на работе под от крытым
небом. (7) Многолетнее безустанное движение развило в нём подвижность,
потреб ность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений.
(8) Торопливость стала его привычкой. (9) Он вечно и во всём спешил.
(10) Его обычная походка, особенно при по нятном размере его шага, была
такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. (11) Ему
трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто
вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться.
(12) Если Пётр не спал,
не ел, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно
что-нибудь строил. (13) Руки его были вечно в работе, и с них не сходили
мозоли.
(По В. Ключевскому)
Задания
• Укажите стиль текста.
• Определите тип текста.
• Определите тип речи.
• Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
• Определите позицию автора.
Текст №3
Прочитайте текст.
(1) Есть люди, о которых
говорят: «Это человек слова!». (2) Значит, на такого человека можно
положиться — он выполнит своё обещание без напоминания. (3) Вы обещали
по звонить по телефону товарищу и не позвонили — забыли. (4) Вы
опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли,
сославшись потом на нездоровье или на другую причину. (5) Вас попросили
опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане
всю неделю.
(6) Мы довольно часто
совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большого
значения, не замечая их и прощая друг другу. (7) Эта небрежность в
человеческих отноше ниях вошла у многих в привычку. (8) «В конце концов
не на этом строятся отношения между людьми!» — думают некоторые. (9) И
ошибаются.
(10) Они просто не
понимают, насколько легче жить людям организованным, обязатель ным.
(11) Как же стать таким человеком? (12) Здесь трудно дать рецепт, но
многое, по-моему, зависит от самовоспитания. (13) С юных лет надо
научиться заставлять себя делать не толь ко то, что хочется, но и то,
что надо. (14) Не откладывать на завтра то, что можно сделать се годня,
сейчас.
(По С. Михалкову)
Задания
• Укажите стиль текста.
• Определите тип текста.
• Определите тип речи.
• Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
• Определите позицию автора.
Остальные учащиеся в этот момент должны определить
изобразительно-выразительные средства в текстах, представленных на
экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою – как никто другой.
М.Цветаева
(анафора)
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после,
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
С.Есенин
(сравнение)
Ваш шпиц, прелестный шпиц,
Не более наперстка.
А.Грибоедов
(литота)
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.
В.Маяковский
(метафора)
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
А.С.Пушкин
(перифраза)
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
А.С.Пушкин
(многосоюзие)
Легкомыслие!- Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
М.Цветаева
(оксюморон)
III . Работа с текстом, выведенном на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).
Прочитайте текст.
(1) Зима. (2) Из
канализационного колодца валит пар. (3) Вокруг оттаявшая земля. (4)
Подхожу ближе: земля шевелится. (5) Да это брошенные людьми собаки, и в
глазах их — горе и страх.
(6) Я знаю людей,
которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла боль ше
приносить потомства, а значит — дохода. (7) Что же получается: деньги
вместо души?
(8) Почему дефицит
милосердия сегодня так велик? (9) Что станет с нашим разумом и нашим
сердцем? (10) Не покинет ли нас доброта навсегда? (11) Ведь уже сегодня
её недо стаёт нам всем!
(12) Горе у товарища —
мы не спешим ему на помощь. (13) Ребёнок с интересом смотрит, как голубь
с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, — мы снова
проходим мимо.
(14) Преступно мало мы
говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей
жизни жестокости! (15) Человек не может состояться без доброго отношения
к меньшим своим братьям. (16) Космос, пограничная и милицейская службы,
медицина, гео логия — сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя
человека. (17) Где же наша чело веческая благодарность, милосердие?
(По Е. Лайковой)
Задания к тексту
1. Укажите стиль текста.
• Определите тип текста.
• Определите тип речи.
• Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
• Определите позицию автора.
• Укажите изобразительно-выразительные средства.
Прочитайте следующий текст.
(1) Суворов был ниже
среднего роста, сухощав, немного сутуловат. (2) Лицо его отлича лось
чрезвычайной выразительностью. (3) Лоб — высокий, глаза — большие,
голубые, искрившиеся умом и энергией. (4) Вся фигура, взгляд, слова,
движения — всё отличалось жи востью и проворством; не было той
солидности и важности, которые его современники привыкли считать
обязательным признаком крупного деятеля.
(5) Во всех своих
привычках Суворов был необыкновенно скромен. (6) Не говоря уже о
предметах роскоши: картинах, дорогих сервизах, нарядах, он лишал себя
даже элементарного комфорта, (7) Спал на покрытой простынёй охапке
сена, укрываясь вместо одеяла пла щом. (8) Вставал в 4 часа утра,
причём слуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. (9) Шубы,
перчаток никогда не носил. (10) Ездил всегда в простой таратайке,
пользовался самой простой мебелью.
(11) Суворов был одним
из самых образованных русских людей своего времени. (12) Он изучил
математику, историю, географию; владел немецким, французским,
итальянским, польским, турецким и финским языками; был основательно
знаком с древней и новой литературой. (13) Военная эрудиция его была
изумительна. (14) Он проштудировал все важнейшие военные книги, начиная
с древних авторов вплоть до своих современников. (15) Ум Суворова не
знал отдыха.
(16) Военное дарование —
та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его
интеллектуальная и волевая мощь. (17) Его имя и сегодня хранится в
памяти каждого русско го человека.
(По А. Осипову)
Задания
• Укажите стиль текста.
• Определите тип текста.
• Определите тип речи.
• Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
• Определите позицию автора.
• Определите изобразительно-выразительные средства.
IV . Изучение нового материала
Педагог знакомит учащихся со способами
моделирования вступления, представленными на экране (изображение
возникает с помощью медиа-приложения).
• Именительный темы
Схема приема:
• Запишите ключевое слово.
• Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.
• Сделайте переход к теме исходного текста.
Примеры выполнения:
1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому.
а) упрощенный вариант :
Достоевский …
Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской
литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность
без его произведений.
Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью…
б) усложненный вариант:
Ф.М.Достоевский… Стоит
только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов:
знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом…
Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор
волнует душу.
2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.
Память… Мы часто
произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.Лихачев
заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…
• Вопросы-стимулы
Схема приема:
1). Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста.
2). Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.
Почему человек перестает понимать другого человека?
Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия
сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти
мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.
• Картина
Схема приема:
1). Запишите три-четыре назывных предложения,
которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную
чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует
состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над
проблемами, поставленными автором текста. 2). Сделайте переход к исходному тексту. Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие…
Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит…
IV . Название
Схема приема:
1). Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.
2). Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.
«Ключи от счастья» - так можно было бы озаглавить
этот текст, потому что труд, о котором пишет автор делает человека
подлинно счастливым. Подумайте, что было бы, если у нас отняли
необходимость трудиться!
V .Отработка навыков написания вступления сочинения-рассуждения
Учащимся предлагается выполнить эту работу по вариантам по уже знакомым текстам.
Учащиеся читают свои образцы вступлений, отмечают достоинства и недостатки, редактируют их.
VI . Итог урока
Домашнее задание: написать вступление сочинения к заранее предложенным текстам. |