Цель:
1. Ознакомить с произведениями декоративно-прикладного
искусства (ДПИ); определить роль орнамента в украшении предметов.
2. Учить распознавать геометрические, растительные и
зооморфные орнаменты, составлять раппорт из геометрических фигур и стилизованных
элементов растительного и животного мира, развивать зрительную память; активизировать
творческую деятельность.
3. Воспитывать любовь к природе, аккуратность при
выполнении работ.
Оборудование: материалы: цветная бумага, клей,
ножницы; альбом с шаблонами;
зрительный ряд: образцы закладок с орнаментом
(геометрическим, растительным и зооморфным мотивами).
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Какие предметы окружают человека в повседневной жизни?
— На какие свойства этих предметов мы обращаем
внимание в первую очередь, выбирая ту или иную вещь? Почему, как вы считаете?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
С самого раннего детства нашим другом и помощником
является книга. Книга — это труд многих людей, а бережное отношение к ней
поможет сохранить ее долгие годы. Для этого мы часто пользуемся закладкой —
вещью не только полезной, но и красивой.
IV. Объявление темы урока
Сегодня мы будем изготавливать орнаментальную
закладку. Вы сможете ею пользоваться, читая книги.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
В ходе рассказа учитель демонстрирует фотографии
произведений ЦПЦ.
Декоративное искусство прошло огромный путь развития:
от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, посуды, одежды
до сложных предметов в современном интерьере, городе. Классифицировать
произведения ДПИ можно
по признакам материала, техникам исполнения и по
назначению. Так, основным видом материала художественного ремесла в лесных районах
служила древесина. Из лозы черемухи и ивы изготавливались емкости для воды,
корзины для ягод и грибов. Изготовление глиняной посуды было одним из самых
распространенных промыслов, который совершенствовался с течением времени: люди
научились подбирать сорта глины, обжигать ее, обливать стеклом, расписывать.
Украшение одежды — один из. самых массовых и самобытных видов творчества. На
ткань набивали орнамент с резных досок, ее расписывали (батик), вышивали
шелком, жемчугом, бисером. Кочевые племена являются создателями ковроделия, а
северные народы славятся изделиями из меха и кожи, мелкими скульптурами из
кости; в Прибалтике ведущее место занимали изделия из янтаря. Во всех народных
промыслах важная роль принадлежит орнаменту.
Орнамент — это узор, состоящий из отдельных элементов,
расположенных в определенном порядке, и предназначенный для украшения различных
предметов обихода, архитектурных сооружений, предметов ДПИ. В одних случаях
орнамент подчеркивает сущность предмета, в других — доминирует над ним.
Орнамент может являться как неотъемлемой частью произведения прикладного
искусства, так и самостоятельным художественным произведением. Создавая
определенный художественный образ, мастера ДПИ используют средства
художественного выражения. Этот процесс отбора наиболее существенных
особенностей формы, сознательный отказ от всего второстепенного называют
стилизацией.
Орнаментальные мотивы подразделяются на несколько
групп. Наиболее распространенный — геометрический, растительный и зооморфный.
Учитель демонстрирует образцы видов орнамента.
Геометрический орнамент интересен строгим чередованием
элементов и их цветовых сочетаний. Растительный орнамент состоит из декоративно
переработанных цветов, листьев, ветвей каких либо растений. Формы растительного
орнамента могут отличаться от природных форм. В основу зооморфного орнамента
положены как реалистичные, так и более условные, стилизованные изображения
птиц, зверей, рыб и насекомых.
Характерная особенность орнамента — ритмическое
чередование похожих элементов. Один и тот же элемент или их группа могут
повторяться бесчисленное количество раз. Такую повторяющуюся часть орнамента
называют раппортом. При этом повторяющиеся элементы или их группы могут быть
разными.
VI. Практическая работа
7. Выполнение тренировочных упражнений.
На семи горизонтальных линиях постройте различные орнаменты,
используя только листочек. Нельзя добавлять другие элементы и цвет.
2. Изготовление закладки.
Вы можете выполнить работу в технике аппликации или
вытынанки. (Учитель демонстрирует образцы закладок с разным орнаментом.)
Представленные закладки выполнены в виде раппорта, где
основным элементом являются геометрические фигуры, элементы растительного и
животного мира.
Учитель напоминает правила работы с ножницами.
Этапы выполнения работы.
Аппликация.
1) Выберите один из элементов того или иного мотива,
нарисуйте его и упростите форму, цвет, т. е. стилизуйте.
2) Если в аппликации один и тот же элемент повторяется
несколько раз, подготовьте шаблон основной формы.
3) Подберите цвета основного фона закладки и ее
элементов.
4) Чтобы выполнить сразу несколько одинаковых
элементов, лист бумаги сложите несколько раз, обведите шаблон и вырежьте.
5) Расположите элементы на полоске в определенном
порядке и наклейте их.
Вытынанки.
1) Для изготовления вытынанки полоску бумаги сложите
«гармошкой» и вырежьте узор.
2) Подобрав подкладочный фон, наклейте вытынанку.
Учитель проводит текущий инструктаж.
VII. Завершение урока
Демонстрация детских работ. Задание на следующий урок:
принести цветную бумагу, клей, ножницы, квадраты (1x1 см) двух цветов. |