Цель: 1. Ознакомить со значением источников освещения
в живописи, раскрыть их влияние на цветообразование поверхностей предметов, среды;
дать характеристику цветовому контрасту, нюансу, родственным цветам.
2. Развивать умение передавать настроение контрастными
и нюансными цветами; совершенствовать художественные техники.
3. Воспитывать любовь к природе; развивать
эмоциональное восприятие окружающего мира.
Оборудование: материалы: краски (акварель, гуашь),
бумага, кисти, альбом с шаблонами; зрительный ряд: репродукции зимних пейзажей:
Семиноженко. «Холмы», «Февраль», Н. Глущенко. «Мартовские березы»; контрастное
цветовое решение: В. Ван Гог. «Лилии в медной вазе», М. Тагиев. «Маки»;
нюансное цветовое решение: К. Коровин. «Розы»; родственно-контрастное цветовое
решение: О. Ренуар. «Берега Сены в Шампросей», В. Ван Гог. «Подсолнухи», В.
Семиноженко. «Подсолнухи», К. Моне. «Впечатление, восход солнца»; литературный
ряд: стихотворения Е. Серовой «Ландыш», «Анютины глазки», «Незабудки»;
музыкальный ряд: П. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Из каких цветов состоит спектр солнечного света?
— Что собой представляет цветовой круг?
— Какими цвета называют основными? дополнительными?
- Какими основными признаками характеризуется цвет?
— Каким образом можно расширить и обогатить цветовую
палитру?
— Какие виды живописи вам известны?
— Что художник изображает в натюрморте?
III.
Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
Трудно не согласиться с мнением, что цветы дарят нам
радость. Писатели, художники, музыканты различными выразительными средствами
создают свои произведения, воспевая красоту весенних, летних, осенних цветов.
Звучит музыка, дети читают стихи Е. Серовой, на доске
репродукции с изображениями цветов.
Ландыш
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется, его задень —
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг,
и птицы, и цветы...
Давай послушаем, а вдруг
Услышим, — я и ты?
Анютины глазки
На солнечной опушке Фиалка расцвела.
Лиловенькие ушки тихонько подняла. В траве она
хоронится, Не любит лезть вперед. Но кто-то ей поклонится И бережно возьмет.
Незабудки
Их видимо-невидимо, Не сосчитаешь их! И кто их только
выдумал Веселых, голубых. Должно быть, оторвали От неба лоскуток, Чуть-чуть
поколдовали — И сделали цветок.
IV. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы изобразим цветы в вазе при помощи
средств живописи.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
В живописи без знания законов цвета трудно
реалистически изобразить натуру. Каждый предмет имеет свой определенный цвет,
т. е. цветовой тон, насыщенность и светлоту, которая в зависимости от
источника света различна. Солнце, горящая электрическая лампочка, пламя костра
или свечи — источники собственного света. А Луна, небосвод, Земля и все
предметы на Земле (кроме светящихся) — источники отраженного света. Поэтому
весь видимый мир состоит из предметов, являющихся источниками собственного или
отраженного света. Предметы, на которые падает солнечный свет, часть цветовых
лучей отражают. Отраженные лучи дают ощущение цвета предмета. Снег отражает
почти все лучи, черная копоть почти все лучи поглощает. Трава отражает зеленые
лучи, лимон — желтые и т. д. Искусственное освещение, в котором преобладают
красные, оранжевые и желтые лучи, позволяет сохранить цвет предмета. А в
спектре Луны наибольшей интенсивностью обладают зеленый и голубой лучи.
Поэтому в лунную ночь, кроме белых, особенно заметны светло-голубые и
светло-зеленые предметы, а красные кажутся серыми или черными.
Сила и цвет источника играют решающую роль в
цветообра-зовании поверхностей и среды. Достаточно посмотреть на зимние
пейзажи, чтобы понять способность освещения вызывать разные оттенки на
одинаковых по цвету поверхностях, скажем, на снегу. (Демонстрация зимних
пейзажей.)
Цвет снега в каждом пейзаже свой: в одном он
золотисто-розовый, в другом - серый, в третьем - голубоватый, а в ином -
густо-синий.
Большую роль в создании художественного образа имеет
цветовой контраст. В цветовом круге цвета, расположенные в противоположных
секторах, называются контрастными и дополнительными. (Учитель демонстрирует
цветовой круг, таблицу контрастных цветов). Например, красный и зеленый, синий
и оранжевый, фиолетовый и желтый. Сочетания этих пар цветов обладают наибольшей
цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность
композиции. Н. Глущенко.
Передать в своих произведениях Мартовские березы
богатство цвета в природе художнику помогает
использование контрастных отношений освещенных и теневых частей различных
предметов, т. е. света и тени.
Наряду с цветовым контрастом используется нюанс —
оттенок, что позволяет выполнять тонкие, незаметные переходы от одного цвета к
другому.
В живописи существуют так называемые родственные
цвета. В цветовом круге можно выделить четыре группы: желто-красные,
красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые. Введение в сочетание родственных
цветов небольшого количества белого или черного цветов приводит к гармонии,
вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия.
VI. Практическая работа
1. Выполнение тренировочных упражнений.
В альбоме с шаблонами представлены натюрморты с изображением
цветов. Каждая картина основывается на гармоничном сочетании определенных
цветов. Такие сочетания обусловлены знаниями о цвете: цветовой контраст-нюанс,
сочетание родственно-контрастных цветов. Проанализируйте и определите, какие
законы о цвете легли в основу написания этих натюрмортов.
2. Создание композиции «Натюрморт с цветами».
Создайте натюрморт с цветами, используя контрастный,
нюансный или родственный цвета.
Этапы выполнения работы.
1) Определите исходный цвет или группу.
2) Подумайте о его расширении другими цветами,
оттенками.
3) Чтобы композиционно правильно расположить изображение,
наметьте карандашом контуры всех предметов.
4) Прежде чем положить красочную смесь, внимательно
проверьте светлоту ее цвета, насколько один цвет разнится от другого по
легкому цветовому оттенку.
Для создания эмоционального фона звучит «Вальс цветов»
П. Чайковского из балета «Щелкунчик».
VII. Завершение урока
Демонстрация выполненных работ. Задание на следующий
урок: подобрать фотографии или репродукции с изображением неба и моря; принести
краски, бумагу, стекло, мыло, кисти, газету, губку. |