Цель: 1. Ознакомить с контрастными и нюансными цветами
природных форм; учить анализировать произведения известных художников; продолжать
изучать законы контраста, нюанса, художественные техники и приемы.
2. Развивать наблюдательность, зрительную память,
воображение; совершенствовать умения и навыки работы в разных художественных
техниках, использование приемов передачи характера и цвета формы.
3. Воспитывать любовь к окружающему миру, бережное
отношение ко всему живому.
Оборудование: материалы: краски, кисти,
бумага; альбом с шаблонами;
зрительный ряд: репродукции: А. Кокорин. «Ромашки»;
Е. Белокур. «Букет цветов», «Огородные цветы»; X. Сутин. «Красные гладиолусы»,
М. Врубель. «Орхидея», «Полевые цветы», «Цветы в синей вазе»; М. Сарьян.
«Ереванские цветы»; фотографии животных, цветов.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Приведите примеры контраста и нюанса в окружающем
мире.
— Какие чувства вызывает цветовой контраст?
— Какова роль нюанса в живописи?
III. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы ознакомимся с цветом природных
форм, контрастом, нюансом и создадим композицию «Мои любимые цветы».
IV. Изучение нового материала
Слово учителя.
В ходе объяснения нового материала учитель
демонстрирует репродукции картин, фотографии животных и цветов.
Природа мастерски украсила все живое не планете
цветом, который помогает приспособиться к окружающему ландшафту и стать
незаметным либо обратить на себя внимание яркой окраской. Например,
австралийский морской конек-тряпичник, живущий среди бурых водорослей, похож
на водоросли; смертельно опасный коралловый аспид обладает окраской
слабоядовитой псевдокоралловой змеи, броская контрастная окраска
свидетельствует о том, что животное несъедобно; некоторые животные отпугивают
хищников, демонстрируя глазчатые пятна.
А сколько оттенков у цветков! Краски природы богаты и
разнообразны. Именно у природы художник заимствует их удивительные сочетания.
Вспомним полевые и садовые цветы. На одном стебле иван-да-марьи лепестки
разного цвета — желтые и фиолетовые. Бархатистые фиолетовые лепестки анютиных
глазок контрастируют с желтой серединкой. Давайте обратимся к репродукциям с
изображением цветков.
Художники смогли передать их неповторимость с помощью
средств художественных техник. Каждый цветок у М. Врубеля обладает
«характером». Стреловидные лепестки орхидеи («Орхидея») прорываются сквозь
темноту сумрачного синего фона, в ней есть что-то дерзкое, агрессивное,
устрашающее.
В акварели «Полевые цветы» создано впечатление случайности.
Красный цвет у X. Сутина всегда насыщенный, горящий, а в «Красных гладиолусах»
— триумфальный. Гладиолусы художника — это воинственные цветы, он не обращает
внимания на натуралистические детали, его интересует кровавый огненный цвет,
который ложится на полотно, как «языки пламени». Удивительны и по-своему
уникальны цветы Е. Белокур — они передают солнечную доброту и сродни народной
песне, дарящей человеческие чувства всему в природе.
V. Практическая работа
1. Беседа.
— Какие эмоции вызывают у вас представленные в
репродукциях цветы?
— Какими художественными и выразительными средствами
художник создает это настроение?
— Кому бы вы хотели и в связи с каким событием
подарить такие цветы?
— Средствами художественного языка расскажите о своих
любимых цветах, передайте настроение, которое они у вас вызывают.
2. Создание композиции «Мои любимые цветы».
Учащиеся самостоятельно выбирают материалы (гуашь или
акварель) и технику выполнения («по-сырому», мазками, «по-сухому»). Учитель
напоминает о значении фона: светлые, чистые и насыщенные цвета усиливаются на
темном фоне, а темные цвета контрастируют на светлом. В ходе работы учитель
проводит индивидуальный инструктаж.
VI. Завершение урока
Демонстрация композиций, их обсуждение.
Задание на следующий урок: принести краски, кисти,
бумагу. |