Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 02:12:28
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок культурологической направленности по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
22.06.2012, 13:41:25

Цель: дать всестороннюю характеристику образа Софьи через взаимоотношения с Молчалиным и Чацким.

Ход урока

Слово учителя: Сегодня мы остановимся на образе Софьи, на её взаимоотношениях с Молчалиным и Чацким. В конце урока вы должны ответить на вопрос: «Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому».

Мещеряков В.П. писал: «Грибоедовым соблюдена «классическая для комедии его времени расстановка сил: незадачливый любовник (Чацкий), любовник «счастливый» (Молчалин), влюбленная девушка (Софья)».

Именно об этом любовном треугольнике и пойдет речь на уроке.  А поможет нам в этом дневник Софьи Фамусовой, случайно попавший нам в руки. Давайте же откроем его, прочтем первую запись…

Запись первая.

20.11.182… Посвящено …

Уехал навсегда мой друг,
Покинул он Москву.
Вокруг меня замкнулся круг,
И впала я в тоску.
А скука проникает в дом,
И узы дружбы рвутся.
Но, может быть, придет тот день,
Когда ему захочется вернуться?

Беседа с классом:

  1. Каким чувствами проникнуто стихотворение (ответ с основой на стихотворение)(Грустью, нежностью, надеждой на скорую встречу)
  2. Кому оно, по вашему мнению, посвящено? (Чацкому)
  3. Опираясь на текст комедии, ответьте на вопрос: «Какие отношения существовали между героями»?
  4. И. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «…Чацкий, конечно, прежде всего нравился Софье, когда она его любила…» Согласны ли вы с мнением И. Гончарова? Свой ответ обоснуйте.
  5. Обратим к Образу Софьи. Как А.С. Грибоедов характеризует свою героиню? Найдите ответ в тексте. (Девушка сама неглупая)
  6. Как вы думаете, почему автор использует именно этот эпитет для характеристики Софьи? (Автор использует данный эпитет, для того чтобы подчеркнуть ум Софьи, в этом мы может убедиться, прочитав о её литературных пристрастиях). 

Слово учителя: Обратимся к следующей записи

15.09.182…

Летели дни, неделя за неделей.
Так год прошел.
Я всё была одна,
Но, встретив в доме Алексея,
Я разом вдруг очнулась ото сна.
Я полюбила,
А любовь – прекрасна,
Во мне горит пожаром страстным.

Беседа с классом:

  1. Найдите в тексте слова и выражения Софьи, которые содержат оценку Молчалина (записи оформляются в таблицу (первый столбик)).
  2. А теперь найдите самохарактеристику Молчалина (занесите свои наблюдения в таблицу (второй столбик)).
  3. Как вы думаете, можно любить человека только за те качества, которые вы отметили? Почему? (занесите свой ответ в таблицу (третья колонка)).

Софья

Молчалин (о себе)

Собственное мнение

 

 

 

  1. Сколько личин имеет Молчалин в комедии и какие? (Любовник Софьи, услужливый работник, слуга, влюбленный в Лизу, учитель жизни Чацкого).
  2. Каким его видит Софья? (Молчалин – идеальный человек, лучше его нет на свете).

Слово учителя:  Перевернем страницу дневника и прочтем следующую запись.

20.11.182…

Прошлое к нам возвращается,
Санные пути пересекаются,
Вновь люди друг с другом встречаются,
Но вкусы у них изменяются …
… После скитаний вдалеке
Примчался Чацкий налегке.
Вернулся он назад,
Весь пламенем любви объят.
Слова его ко мне все лестны:
«В семнадцать лет вы расцвели прелестно
Неподражаемо, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет
Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ».
Нет, не раскрою я ему великий свой секрет.

Беседа с классом:

  1. Как ведет себя Софья после возвращения Чацкого? (Софья всем своим видом выказывает недовольство, так как в настоящее время около неё есть человек, в которого она влюблена).
  2. В какой момент в комедии появляется интрига? (В момент приезда Чацкого, который до сих пор влюблен в Софью).

Слово учителя: Завязку интриги мы узнали. Перелистнем ещё несколько страниц и узнаем продолжение романа.

22.08.182…                                     

«Ах, Алексей! Боитесь вы молвы!» –
Его не раз я тихо упрекала.
Кто любит страстно,
Кто в ответ любим,
Не должен поклоняться им:
Преданьям старины глубокой.
Что мне молва? Кто хочет – так и судит!
Ну а любовь нас не осудит.

Беседа с классом:

  1. Почему же Алексей, наполненный только положительными качествами, по словам Софьи, боится молвы? Как вы думаете? (Молчалин не любит Софью, она ему нужна только в корыстных интересах).
  2. В чем, по вашему мнению, состоят «преданья старины глубокой»? (Уважать и поклоняться старшим, считаться с мнением «более авторитетных» и не высказывать своё мнение).
  3. Софья говорит: «Что мне молва? Кто хочет так и судит!» Почему она, молодая девушка, не боится людской молвы? (Она влюблена).
  4. Может ли любовь выступать в роли судьи и осудить героев? (Конечно, может, разве не любовь в финале помогла Софье увидеть реальное лицо Молчалина).

Слово учителя: Следующая запись в дневнике Софьи Павловны посвящено Чацкому.

22.08.182…

Как чужды мы друг другу,
Как далеки.
Его язык мне в сердце острый нож.
Он критикует всю Москву. И что ж?
Ни на кого из нас он не похож.
Он сердце мне вопросами терзает
И душу любопытным взглядом жжет.
Он жизнь мою спокойно разрушает
И связи со всем миром разом рвет.

Беседа с классом:

  1. Софья пишет: «Ни на кого из нас он не похож». Права ли она в своем утверждении? Ответ обоснуйте.
  2. Можно ли сказать, что Софья является одним из двойников Чацкого? Для ответа на этот вопрос в тексте комедии найдите её отзывы о Москве и её жителях. Сравните её высказывания с высказываниями Чацкого (записи оформляются в тетради).   

Софья

Чацкий

 

 

  1.  В чем проявляется их схожесть? (Оба героя проявляют резкость суждений во взглядах на жизнь).

Слово учителя: На этом дневник Софьи Павловны обрывается, но мы знаем, что развязка ещё не наступила, но близка. IV действие – финал отношений Чацкого и Софьи, Софьи и Молчалина. Грибоедову по пути в Петербург «пришло в голову приделать новую развязку». Зачем это было нужно Грибоедову, если в первоначальном варианте Софья произносит следующие слова в 13 явлении:

Первоначальный вариант

Конечный вариант

Какая низость! Подстеречь!
Подкрасться, и потом, конечно,
                        обесславить.
Что? этим думали к себе меня
                         привлечь?
И страхом, ужасом вас полюбить
                         заставить?
Отчетом я себе обязана самой,
Однако вам поступок мой
Чем кажется так зол и так
                          коварен?
Не лицемерила, и права я
                          кругом.

 

Беседа с классом:

  1. Изменился ли образ Софьи от первоначального варианта до конечного. Почему?
  2. Какой образ вам больше нравится? Ответ особснуйте.
  3. Чем было вызвано изменение 13 явления. О чем хотел сказать А.С.Грибоедов «новым вариантом комедии»?
  4. Считаете ли вы, что «новое окончание комедии» сильнее, важнее для замысла всей комедии? Поясните свою мысль.

Слово учителя: Подведем итог нашим размышлениям. Мы с вами отметили непостоянство Софьи, её изменчивость. Ответьте на вопрос: «Почему жизненные взгляды Софьи на протяжении комедии изменяются, чем вызвано это изменение?»

Кто же такая Софья Фамусова: «девушка, которая могла полюбить Скалозуба или Молчалина» (Белинский) или «московская кузина» (Пушкин)? Ответ поясните.

Домашнее задание. Продолжите стихотворение «Я обманулась в ожиданьях, / Он не любил меня совсем…»

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, русская литература, для учителя, Скачать, конспект урока, презентация powerpoint
Просмотров: 1185 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0