"Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он,
с человека же спросится”.
В.Г.Распутин
I. Орг. момент
II. Мотивация
Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и
обсуждение фильма "Мы из будущего”. (Просмотр
коротких фрагментов).
При обсуждении этого фильма мы все обратили
внимание на проблемы, поднятые его авторами.
Сформулируйте их: (Слайд 1)
- проблема благодарности человека за сделанное
прошлыми поколениями и ответственности за
будущее;
- проблема молодежи, не чувствующей себя частью
единой цепи поколений;
- проблема истинного патриотизма;
- проблемы совести, нравственности и чести.
- Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши
современники. Скажите, а в русской классической
литературе поднимались подобные проблемы?
Приведите примеры произведений ("Война и мир”,
"Капитанская дочка”, "Тарас Бульба”, "Слово о
полку Игореве” и т.д.)
- Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые
волнуют человечество на протяжении веков, это
так называемые "вечные” проблемы.
- На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г.
Распутина, дома вы читали его повесть "Прощание
с Матерой”. А какие "вечные” проблемы поднимает
В.Г. Распутин в этом произведении?
- Проблему человека, осознающего себя звеном в
бесконечной цепи поколений, не имеющего права
порвать эту цепь.
- Проблемы сохранения традиций.
- Поиска смысла человеческого существования и
человеческой памяти.
Как решает их автор? На что обращает
внимание читателей? К чему призывает
современников? На эти вопросы мы и попытаемся
ответить на сегодняшнем уроке.
III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом
Тема нашего сегодняшнего урока
"Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г.
Распутина "Прощание с Матерой”. Посмотрите на
эпиграф к уроку. В уста какого своего героя
Распутин вкладывает эти слова? (Дарьи)
IV. Сообщение учащимся целей урока
Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой
героине, но и
- Проанализируем эпизоды повести, ответим на
проблемные вопросы, сформулированные в начале
урока.
- Охарактеризуем героев произведения и дадим им
оценку.
- Выявим особенности авторских и речевых
характеристик в повести.
V. Изучение нового материала
1. Беседа с учащимися
- Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, Хозяина
острова. А какой вы запомнили распутинскую
Матёру? (Ответы учащихся).
- В повести показана деревня в последнее лето её
существования. Почему именно это время
заинтересовало писателя?
- Почему он считает, что мы, читатели, должны
знать об этом? (Может потому, что гибель Матёры -
это время испытаний для человека, характеры и
души обнажаются и сразу видно кто есть кто?). Давайте
рассмотрим образы героев произведения.
2. Анализ образов повести
а) Дарья
- Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к
ней тянутся люди?
("Дарья имела характер, который с годами не
измяк, не повредился, и при случае умела постоять
не только за себя”. В каждом нашем поселенье
всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с
характером, под защиту которого стягиваются
слабые и страдательные.” Распутин)
Почему характер Дарьи не измяк, не повредился?
Может потому, что она всегда помнила заветы отца?
(О совести стр.446)
Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи
сельского кладбища.
- Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие
вопросы ее мучают?
(А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от
вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку
отрубит наш род и унесет). Дарья ощущает себя
частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь
эта может порваться.
(И кто знает правду о человеке: зачем он живет?
Ради жизни самой, ради детей, или ради еще
чего-то?). Дарью можно назвать народным
философом: она всерьез задумывается о смысле
человеческой жизни, о его назначении.
(И уже с трудом верилось Дарье, что она жива,
казалось, что произносит она эти слова, только
что познав их, пока не успели ей запретить их
открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того
нет жизни). Она находит свою жизненную правду.
Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни.
И это для Дарьи не просто слова. Сейчас я
предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а
вы, просматривая его, подумайте: как этот
поступок Дарьи подтверждает ее жизненную
философию, прокомментируйте его.
Видеосюжет "Прощание с избой”.
Вывод. Деревенский неграмотный
человек, бабка Дарья думает о том, что должно
беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём?
Что должен чувствовать человек, ради которого
жили поколения. Дарья понимает, что
предшествующая матёринская рать отдала для неё
всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого
нет памяти, у того нет жизни".
б) Образы неравнодушных и безразличных к
происходящему героев повести.
- Кто из героев произведения близок по взглядам
и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из
текста. (Схожи взглядами на жизнь, на
происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья
и дед Егор, Екатерина, Симка, Богодул, так как они
переживают происходящее, чувствуют
ответственность за Матеру перед своими предками;
они честны, трудолюбивы; живут по совести).
- А кто из героев противопоставлен Дарье?
Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их
не коробит от того, что избы, построенные
предками сгорят. Земля, возделываемая многими
поколениями будет затоплена. У них нет связи с
Родиной, с прошлым).
- Как можно назвать людей, подобных Дарье и
людей, подобных Петрухе и Катерине?
(Неравнодушные и безразличные)
(По ходу беседы заполнятся таблица)
Работа с публикацией
Откройте вторые страницы ваших публикаций.
Посмотрите на речевые и авторские
характеристики персонажей. Что вы можете сказать
о них?
- Как можно назвать людей, подобных Дарье и
людей, подобных Петрухе и Катерине?
(Неравнодушные и безразличные)
- О таких, как Клавка и Петруха Распутин говорит:
"Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли
друг друга, и не было сейчас друг в друге
надобности”. - О подобных Дарье можно сказать,
что они привыкли друг к другу, любили бывать
вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от
друга не представляет интереса. Кроме того, они
слишком любили свою Матеру. (на слайде после
таблицы). Дома вам предстоит продолжить работу
с публикациями, ответив на вопросы.
3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3),
заполненение СЛС.
- В сцене разорения кладбища мы видим
столкновение жителей Матеры с
рабочими-вандалами. Подберите нужные реплики для
диалога без слов автора, чтобы противопоставить
героев повести и развести их по разные стороны.
(Ответы учащихся)
- Т.о. мы видим, что автор противопоставляет
рабочих жителям деревни. В связи с этим мне
хотелось бы привести пример высказывания
критика Ю. Селезнева, который говорит о земле как
о земле-Родине и земле-территории: "Если
земля - это территория и только, то, и отношение к
ней соответственное". Землю-Родину -
освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин
на земле-территории - завоеватель, покоритель. О
земле, которая "всем принадлежит - кто до нас
был, и кто после нас прейдёт" не скажешь:
"После нас хоть потоп…". Человека, видящего
в земле только территорию, не слишком интересует,
что было до него, что останется после него…".
- Кто из героев относится к Матере как к
земле-Родине, а кто как к земле-территории”? (По
ходу беседы заполняется СЛС)
- Родину, как и родителей, не выбирают, она
даётся нам вместе с рождением и впитывается с
детством. Для каждого из нас это центр Земли,
независимо от того, большой это город или
маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами,
становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы
присоединяем к центру всё новые и новые края,
можно сменить место жительства, но центр
по-прежнему там, на нашей "малой” родине. Её
сменить нельзя.
В.Распутин. Что в слове, что за словом?
4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним.
Давайте вспомним эпиграф к нашему
сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что
слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не
спросится, что камень он, с человека же спросится.
- Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители
Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и
Воронцов – исполнители. Так с кого же спросится
за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры
и ее жителей?
(Люди, наделенные властью, с них и спросится).
- А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам
автор оценивает их действия?
(Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках
Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти
люди заблудились и не ведают, что творят).
5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых
Распутиным.
Ребята, посмотрите еще раз на тему урока:
"Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г.
Распутина "Прощание с Матерой”. О вечных
проблемах мы сегодня говорили. Что это за
проблемы? (учащиеся их называют).
- А что означает слово актуальные? (Значимые,
важные и сейчас для нас)
А какие актуальные проблемы поднимает Распутин
в повести? (Экологические проблемы (защиты
окружающей среды), проблемы "экологии души”:
важно, кем чувствует себя каждый из нас:
временщиком, желающим ухватить от жизни кусок
пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в
бесконечной цепи поколений). А эти проблемы нас
касаются? Насколько остро перед нами стоят
проблемы защиты окружающей среды? (можно
вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера).
- - Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву
можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз
хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости
нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены
душой. С камня не спросится, что камень он, с
человека же спросится.
За все дела и поступки наши обязательно
спросится с каждого из нас.
VI. Подведение итогов
- Какова авторская позиция, высказанная в
повести "Прощание с Матерой”?
Распутин тревожится не только за судьбу
сибирской деревни, но и за судьбу всей страны,
всего народа, беспокоится об утрате нравственных
ценностей, традиций, памяти. Несмотря на
трагический финал повести, нравственная победа
остается за людьми ответственными, несущими
добро, хранящими память и поддерживающими огонь
жизни в любых условиях, при любых испытаниях.
VII. Домашнее задание
- Написать сочинение-миниатюру: "Память и ее
нравственные проявления в юношеском возрасте”.
- Заполнить таблицу "Символы, помогающие
раскрыть авторский замысел”.
- Продолжить работу с публикациями, ответив на
вопросы (стр.2).
|