Одной из интересных тем в 11-м классе на уроках
литературы является, на мой взгляд, творчество
И.А.Бунина. Произведения данного автора
заставляют учащихся задуматься о проблемах,
актуальных в любое время: любви, смысле жизни.
Рассказ "Антоновские яблоки” интересен тем, что
он позволяет не только увидеть проблемы, которые
волнуют автора, но и почувствовать состояние
лирического героя. Кроме этого, данный рассказ
даёт возможность проанализировать произведение
с точки зрения его грамматического строя и выйти
на идейное содержание – увядание дворянских
гнёзд.
Тип урока: урок изучения новых
знаний.
Цели урока:
Образовательные:
– показать особенности поэтики
И.А.Бунина на примере анализа рассказа
"Антоновские яблоки”;
– раскрыть особенности "лирической прозы”;
– проследить единство русского языка и
литературы;
– работа над терминологическим аппаратом;
Развивающие:
– развитие монологической речи
учащихся;
– развитие навыка работы с текстом с точки
зрения его грамматического строя;
– развитие мышления (учить анализировать,
обобщать и систематизировать, определять и
объяснять понятия, учить строить аналогии)
Воспитательные:
– воспитывать интерес к истории
России, традициям и быту русского народа;
– воспитывать любовь к русской литературе и
русскому языку.
Оборудование к уроку:
1) доска;
2) текст рассказа И.А.Бунина "Антоновские
яблоки”;
3) портрет И.А.Бунина;
3) презентация;
4)тетрадь, письменные принадлежности .
Формы обучения:
– фронтальная;
Методы обучения:
– словесные (беседа, чтение);
– наглядные (демонстрация наглядных, экранных
материалов) ;
– практические (анализ текста с точки зрения его
грамматического строя).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя:
– За окном глубокая осень. Холодно,
неуютно. Хочется тепла, хорошего настроения.
Можно ли всё это получить в данный момент, на
уроке? Да, я думаю, можно, так как мы с вами сегодня
погрузимся в мир удивительного произведения
И.А.Бунина "Антоновские яблоки”, проникнемся
атмосферой того времени, "золотого века”
русской культуры, увидим, как автор, используя
различные грамматические приёмы, помогает
понять идею своего произведения.
С творчеством Бунина вы знакомились
сравнительно недавно. Какие произведения вы
читали? (ответы учащихся) Хорошо, если вы
знакомились с рассказом "Антоновские яблоки”,
значит, нам с вами работать будет легко.
Наш урок носит название:
"Грамматический строй рассказа И.А.Бунина
"Антоновские яблоки”. Давайте для начала
вспомним значение слова "грамматика” (ответ
учащихся: формальный строй языка –
словообразование, морфология, синтаксис,
образующий вместе с фонетикой и лексикой его
целостную структуру). Что изучает каждая из
перечисленных наук: синтаксис, морфология и
словообразование? (ответы учащихся: синтаксис
изучает строение словосочетаний и предложений,
морфология – части речи и их формы,
словообразование – словообразовательную
структуру слов и законы образования слов)
Одним словом, мы с вами сегодня, рассмотрев
грамматический строй рассказа, увидим, как тесно
связаны русский язык и литература, какие
языковые единицы использует автор, чтобы более
точно раскрыть тему произведения – увядание
русских дворянских гнёзд.
3. Работа с текстом.
– Как читалось произведение? Можете ли
вы пересказать рассказ? Почему? (ответы учащихся.
Пересказать невозможно, т.к. отсутствует сюжет,
событийная динамика)
– Что является сюжетообразующим
элементом рассказа? (впечатления, переживания,
воспоминания героя, лирические откровения,
философские раздумья).
– Хотя перед нами и произведение
прозаического жанра, сюжет в нём не эпический, а
лирический, что позволяет нам сказать о новом
направлении в литературе – лирической прозе (лирическая
проза – это произведение любого прозаического
жанра, эмоционально насыщенное, пронизанное
авторским чувством).
– Обратимся непосредственно к тексту:
первые слова рассказа: "Вспоминается мне ранняя
погожая осень” – несут немалую информацию и
дают пищу для размышлений. Как вы думаете, какую?
(первым словом "вспоминается”, возвратным
глаголом, автор сразу погружает читателя в
стихию собственных – "мне” – воспоминаний)
– Но начинается рассказ не
предложением, а разделительным знаком
препинания – многоточием. И если вы внимательно
читали произведение, то обратили внимание, что
этот пунктуационный знак – один из самых часто
употребляемых Буниным. Найдите в 1-ой части
предложения, в конце которых стоит многоточие.
("Помню раннее, свежее, тихое утро...”; "Много
тенетника на бабье лето – осень ядрёная…” и др.)
Обратите внимание на последнее предложение
рассказа: оно тоже заканчивается многоточием.
– Что хочет Бунин этим пунктуационным
знаком подчеркнуть в рассказе? Как соотносятся
между собой многоточие и слово "вспоминается”?
(Воспоминание – это воспроизведение какого-либо
эпизода из бесконечного потока жизни. А
многоточие – это знак, позволяющий отразить этот
отрезок жизни, показать, что до него было что-то и
после следует продолжение.)
– Таким образом, мы с вами ещё раз
убедились, что основой рассказа является
воспоминание, прошлое. Найдите в тексте 1-ой части
слова, однокоренные слову "память”
(вспоминается, помню). Причём слово "помню”
употребляется чаще других в рассказе. Найдите во
2-ой части предложения с этим словом ("Помню я и
старуху его”; "И помню, мне порою казалось на
редкость заманчивым быть мужиком”;
"Крепостного права я не знал и не видел, но,
помню, у тётки Анны Герасимовны чувствовал его”).
Мы не случайно обратили внимание на данное слово:
оно помогает соединить отдельные эпизоды в одну
большую картину – картину жизни дворянской
России и личные впечатления лирического героя.
– Что вспоминается нашему герою? Что
предстаёт его воображению в первой части? (ранняя
погожая осень, сад с запахом яблок, мужики,
насыпающие яблоки; мещане и их быт; сказочная
картина вечернего сада; ночь) Демонстрация
картин: слайды
– Во второй части? (Урожайный год,
Выселки, усадьба тётки Анны Герасимовны и её сад,
угощения, жизнь среднего дворянства) Демонстрация
картин: слайды
– В третьей части? (охота и
впечатления от неё, жизнь огромного поместья) Демонстрация
картин: слайды
– В четвёртой части? (жизнь
мелкопоместного дворянства, заброшенный сад,
наступление холодов, зима) Демонстрация картин:
слайды
– То есть перед нашими глазами
проходит жизнь усадебной России, весь уклад
помещичьей жизни, тесно связанный с природой,
родовыми обычаями и жизнью крестьян. А как вы
думаете, почему Бунин вспоминает именно осеннюю
пору, а не летнюю, зимнюю или весеннюю? (Тема
рассказа – увядание дворянских гнёзд. У Бунина
это увядание ассоциировалось с осенним пейзажем.
Он писал: "Как я люблю осень! у меня не только
пропадает всякая ненависть к крепостному праву,
но я даже невольно начинаю поэтизировать его.
Хорошо было осенью чувствовать себя именно в
деревне, в дедовской усадьбе…Право, я желал бы
пожить прежним помещиком!”)
– Бунин вспоминает 80-90-е годы 19 века,
своё детство, юность. Это воспоминание, поэтому в
рассказе должно быть большое количество
глаголов в форме прошедшего времени. Так ли это?
(Нет).
– В форме какого времени чаще всего
встречаются глаголы? (в форме настоящего
времени). Приведите примеры (вспоминается, помню,
насыпают, нарушает квохтанье дроздов, пахнет,
толпятся, раздаются, кричат петухи и др.)
– Как вы думаете, почему Бунин
применительно к прошлому употребляет глаголы
настоящего времени? (для лирического героя
описываемое происходит не в прошлом, а в
настоящем, сейчас. Он живёт этими воспоминаниями.
Это одна из черт бунинской поэтики –
относительность времени)
– Обратите внимание на то, что глаголы,
стоящие в форме настоящего времени,
употребляются часто без подлежащего, то есть
предложения по структуре главных членов
односоставные. Например: "Надышавшись на гумне
ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро
идёшь домой к ужину мимо садового вала”.
– Давайте вспомним, какие бывают
односоставные предложения с главным членом
-сказуемым. (Определённо-личные,
неопределённо-личные и безличные. Выделяются ещё
предложения обобщённо-личные). Как мы их отличаем
друг от друга? (По форме глагола-сказуемого. К
определённо-личным относятся глаголы, стоящие в
форме настоящего-будущего времени
изъявительного наклонения, повелительного
наклонения 1-го и 2-го лица. Мы легко можем
восстановить подлежащее, подставив местоимения
"я”, "мы”, "ты”, "вы”. Неопределённо-личные
предложения – это предложения с
глаголом-сказуемым в форме 3-го лица
множественного числа в настоящем и будущем
времени и в форме множественного числа в
прошедшем времени. В безличных предложениях
сказуемое выражается глаголом неопределённой
формы, отрицательным словом "нет”, безличным
глаголом ("вечереет”), безличной формой личного
глагола ("пахнет”), словом категории состояния.)
– Найдите в тексте 1,2,3 частей
определённо-личные предложения. (примеры
учащихся) В чём принципиальное отличие
предложений, содержащих глагол-сказуемое в форме
1 лица ед.ч., от предложений с глаголом-сказуемым 2
лица ед.ч.? Какова роль каждого из этих типов в
тексте? (Предложения с глаголом-сказуемым в форме
1 лица ед.ч. – "помню”, "иду”, "вспоминаю” –
указывают на близость лирического героя
описываемым событиям; поскольку это
воспоминание, то и повествование должно вестись
от 1 лица ед.ч.. А предложения, в которых
глагол-сказуемое стоит в форме 2 лица ед.ч., носят
как бы обобщающий характер: здесь не только
описываются чувства, эмоции лирического героя,
здесь ощущается стремление автора вовлечь
читателя в действие, дать возможность и читателю
проникнуться той атмосферой прошлого, которая
так волнует лирического героя. Автор не хочет,
чтобы читатель остался лишь пассивным
слушателем; он призывает не растерять того, что
достойно памяти, что прекрасно и вечно. И
обращается Бунин в частности к вам тоже, ко всем
нам, читающим его рассказ.
– А какую же тогда смысловую нагрузку
несут безличные предложения? Найдите их в тексте.
Посмотрите на то, чем выражено сказуемое в этих
предложениях. (примеры учащихся: "Славно лежать
на возу”: "Сильно пахнет яблоками”;
"Становится холодно и росисто”; "Темнеет”;
"Тянет душистым дымом”; "Как холодно, росисто и
как хорошо жить на свете”; "Так весело в
открытом поле в солнечный и прохладный день!”;
"А в саду становилось пустынно и скучно” и др.) В
основном сказуемое выражено словами категории
состояния (состояния природы и человека). А это
ещё раз подтверждает мысль о том, что цель автора
– передать чувства, эмоции лирического героя в
своём "осеннем рассказе”.
– Итак, мы с вами увидели, что
односоставные предложения с главным
членом-сказуемым организуют цепь воспоминаний,
которые представляют некий комплекс физических
ощущений. Окружающий мир воспринимается всеми
органами человеческих чувств: зрением, слухом,
осязанием, обонянием, вкусом. Одним из главных
образов-лейтмотивов является, конечно же, образ
запаха, сопровождающий повествование от начала и
до конца. Какие однокоренные слова к слову
"запах” встречаются в тексте? (запах – пахнет–
пахнущий; предмет-действие-признак предмета по
действию) Известный русский философ Ильин
написал: "Бунин обоняет мир всегда и везде; он
слышит и передаёт запахи – и дивные. И
отвратительные, и утончённые. И непередаваемо
сложные. Он умеет показать вещь через её запах с
такой яркостью и силой, что образ её как бы
вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его
и дарит его запахи читателю”.
– Докажите, ребята, что это
действительно так. Какие запахи автор ощущает в
рассказе? (Аромат опавшей листвы, запах
антоновских яблок, мёда, осенней свежести, дёгтя,
краски, аромат новой соломы, мякины, душистого
дыма вишнёвых сучьев – в 1 части; в 3 ч. – запах
грибной сырости, перегнивших листьев, мокрой
древесной коры, книг, старинных духов; в 4 ч. –
запах дыма, жилья, зимней свежести соломы, псины,
зари, запах озябшего обнажённого сада). Обратите
внимание, какой предметный ряд запахов:
конкретные существительные (вишнёвые сучья,
яблоки, листья, книги), собирательные (дым, кора,
жильё, листва), вещественные (мёд, солома, мякина,
псина, краска), абстрактные (осенняя свежесть,
грибная сырость, заря). Чаще всего в памяти
человека сохраняются именно предметы, что мы с
вами сейчас и увидели. *Сначала запахи были
приятные, тонкие, гармоничные, потом они
становятся резкими, неприятными, а запах
антоновских яблок совсем исчезает в 4 части. Это
не случайно. Почему, как вы думаете? (ответы
учащихся: меняется жизнь – меняются запахи,
"золотой век” уходит, а с ним и всё гармоничное,
приятное)
– Мы с вами сейчас говорили о запахах и
обращали внимание на их признаки. Обратим
внимание, что именно предмет и его признак
вынесены в заглавие рассказа "Антоновские
яблоки”.
– Как вы думаете, почему именно
антоновские яблоки, их запах так запомнились
автору? (Антоновка – сорт осенних яблок, самый
душистый сорт, дворянский сорт, неотъемлемая
часть помещичьих садов. Антоновские яблоки
созревали поздней осенью, запах их держался
долго, а автору не хочется расставаться с
прошлым, хочется его продлить)
– Давайте найдём в тексте определения,
которые характеризуют сад, полный антоновских
яблок. (Большой, золотой, подсохший, поредевший –
в 1 части; прохладный – во 2 части; засыпанный,
почти обнажённый, смирившийся, чёрный – в 3 части;
обнажённый – в 4 части)
– Посмотрите, как меняются
определения: золотой – большой – почти
обнажённый – чёрный – обнажённый. Как это
связано с темой рассказа? (сад – символ
дворянской России; дворянские гнёзда угасают, и
сад с антоновскими яблоками "умирает”,
исчезает) * Обратите внимание: в 1 части мы
наблюдаем суету в саду, во 2 части – тишину,
прохладу, в 3 части – бурю в саду, в 4 части мы
видим наполовину вырубленный, обнажённый сад.
– Какой картиной заканчивается
произведение? (выпадает первый снег, наступает
зима, играет гитара, слышится песня, которую
"подхватывают с грустной, безнадёжной удалью:
Широки мои ворота растворял, белым снегом
путь-дорогу заметал…”)
– Что символизирует зима в рассказе?
(закат дворянской культуры, приход новой эры,
неизвестной, чужой лирическому герою)
– Какое настроение оставляет образ
сада, образ запаха антоновских яблок и в целом
весь рассказ? (грустное)
– Но почему рассказ оставляет
ощущение светлой грусти? (Рассказ оставляет
такое ощущение, потому что на протяжении всего
произведения наряду с ностальгией слышится
восторг лирического героя, его вера в то, "как
хорошо жить на свете!”, вера в то, что читатель не
растеряет того, что достойно памяти, что
прекрасно и вечно)
– Бунин постарался различными
художественными средствами, грамматическими
приёмами, лексическим разнообразием
"опоэтизировать” образ родной земли, соединить
эпическое (жизнь русской усадьбы) и лирическое
(чувства героя), что было ново в русской
литературе и получило название "лирическая
проза”. Не случайно эпиграфом к уроку служат
слова автора: "Если писать о разорении, то я
хотел бы выразить только его поэтичность”.
– Чтобы более отчётливо представить
себе запах антоновских яблок, а может и дух
дворянской усадьбы, предлагаю вам откушать
антоновских яблок. Прежде чем их съесть, вдохните
их аромат, представьте себя барчуками 19 столетия.
– И в заключение нашего урока хотелось
у вас спросить, ребята: в каких произведениях
русских классиков мы встречаемся с темой
угасания дворянских гнёзд? (к этой теме обращался
Н.В.Гоголь в повести "Старосветские помещики”,
А.И.Гончаров в романе "Обломов”, И.С.Тургенев в
романе "Дворянское гнездо”, А.П.Чехов в пьесе
"Вишнёвый сад”)
– Да, И.А.Бунин был не одинок; многих
русских поэтов и писателей волновала эта тема. А
иначе и быть не могло. Происходит смена веков.
Неслучайно рассказ написан в 1900 году. Дворянство
перестаёт играть ведущую роль в
общественно-политической жизни страны. Бунина
волнует будущее России.
– Наш урок подходит к концу. Если у вас
возникли вопросы, задавайте, если возникло
желание высказать своё впечатление о рассказе,
мы вас послушаем. Спасибо за работу. Всего
доброго.
|