Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 23.04.2024, 21:21:00
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок литературы "Грамматический строй рассказа И.А. Бунина "Антоновские яблоки""
05.04.2013, 13:09:35

Одной из интересных тем в 11-м классе на уроках литературы является, на мой взгляд, творчество И.А.Бунина. Произведения данного автора заставляют учащихся задуматься о проблемах, актуальных в любое время: любви, смысле жизни. Рассказ "Антоновские яблоки” интересен тем, что он позволяет не только увидеть проблемы, которые волнуют автора, но и почувствовать состояние лирического героя. Кроме этого, данный рассказ даёт возможность проанализировать произведение с точки зрения его грамматического строя и выйти на идейное содержание – увядание дворянских гнёзд.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

– показать особенности поэтики И.А.Бунина на примере анализа рассказа "Антоновские яблоки”;
– раскрыть особенности "лирической прозы”;
– проследить единство русского языка и литературы;
– работа над терминологическим аппаратом;

Развивающие:

– развитие монологической речи учащихся;
– развитие навыка работы с текстом с точки зрения его грамматического строя;
– развитие мышления (учить анализировать, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, учить строить аналогии)

Воспитательные:

– воспитывать интерес к истории России, традициям и быту русского народа;
– воспитывать любовь к русской литературе и русскому языку.

Оборудование к уроку:

1) доска;
2) текст рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки”;
3) портрет И.А.Бунина;
3) презентация;
4)тетрадь, письменные принадлежности .

Формы обучения:

– фронтальная;

Методы обучения:

– словесные (беседа, чтение);
– наглядные (демонстрация наглядных, экранных материалов) ;
– практические (анализ текста с точки зрения его грамматического строя).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

– За окном глубокая осень. Холодно, неуютно. Хочется тепла, хорошего настроения. Можно ли всё это получить в данный момент, на уроке? Да, я думаю, можно, так как мы с вами сегодня погрузимся в мир удивительного произведения И.А.Бунина "Антоновские яблоки”, проникнемся атмосферой того времени, "золотого века” русской культуры, увидим, как автор, используя различные грамматические приёмы, помогает понять идею своего произведения.

С творчеством Бунина вы знакомились сравнительно недавно. Какие произведения вы читали? (ответы учащихся) Хорошо, если вы знакомились с рассказом "Антоновские яблоки”, значит, нам с вами работать будет легко.

Наш урок носит название: "Грамматический строй рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки”. Давайте для начала вспомним значение слова "грамматика” (ответ учащихся: формальный строй языка – словообразование, морфология, синтаксис, образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную структуру). Что изучает каждая из перечисленных наук: синтаксис, морфология и словообразование? (ответы учащихся: синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений, морфология – части речи и их формы, словообразование – словообразовательную структуру слов и законы образования слов) Одним словом, мы с вами сегодня, рассмотрев грамматический строй рассказа, увидим, как тесно связаны русский язык и литература, какие языковые единицы использует автор, чтобы более точно раскрыть тему произведения – увядание русских дворянских гнёзд.

3. Работа с текстом.

– Как читалось произведение? Можете ли вы пересказать рассказ? Почему? (ответы учащихся. Пересказать невозможно, т.к. отсутствует сюжет, событийная динамика)

– Что является сюжетообразующим элементом рассказа? (впечатления, переживания, воспоминания героя, лирические откровения, философские раздумья).

– Хотя перед нами и произведение прозаического жанра, сюжет в нём не эпический, а лирический, что позволяет нам сказать о новом направлении в литературе – лирической прозе (лирическая проза – это произведение любого прозаического жанра, эмоционально насыщенное, пронизанное авторским чувством).

– Обратимся непосредственно к тексту: первые слова рассказа: "Вспоминается мне ранняя погожая осень” – несут немалую информацию и дают пищу для размышлений. Как вы думаете, какую? (первым словом "вспоминается”, возвратным глаголом, автор сразу погружает читателя в стихию собственных – "мне” – воспоминаний)

– Но начинается рассказ не предложением, а разделительным знаком препинания – многоточием. И если вы внимательно читали произведение, то обратили внимание, что этот пунктуационный знак – один из самых часто употребляемых Буниным. Найдите в 1-ой части предложения, в конце которых стоит многоточие. ("Помню раннее, свежее, тихое утро...”; "Много тенетника на бабье лето – осень ядрёная…” и др.) Обратите внимание на последнее предложение рассказа: оно тоже заканчивается многоточием.

– Что хочет Бунин этим пунктуационным знаком подчеркнуть в рассказе? Как соотносятся между собой многоточие и слово "вспоминается”? (Воспоминание – это воспроизведение какого-либо эпизода из бесконечного потока жизни. А многоточие – это знак, позволяющий отразить этот отрезок жизни, показать, что до него было что-то и после следует продолжение.)

– Таким образом, мы с вами ещё раз убедились, что основой рассказа является воспоминание, прошлое. Найдите в тексте 1-ой части слова, однокоренные слову "память” (вспоминается, помню). Причём слово "помню” употребляется чаще других в рассказе. Найдите во 2-ой части предложения с этим словом ("Помню я и старуху его”; "И помню, мне порою казалось на редкость заманчивым быть мужиком”; "Крепостного права я не знал и не видел, но, помню, у тётки Анны Герасимовны чувствовал его”). Мы не случайно обратили внимание на данное слово: оно помогает соединить отдельные эпизоды в одну большую картину – картину жизни дворянской России и личные впечатления лирического героя.

– Что вспоминается нашему герою? Что предстаёт его воображению в первой части? (ранняя погожая осень, сад с запахом яблок, мужики, насыпающие яблоки; мещане и их быт; сказочная картина вечернего сада; ночь) Демонстрация картин: слайды

Во второй части? (Урожайный год, Выселки, усадьба тётки Анны Герасимовны и её сад, угощения, жизнь среднего дворянства) Демонстрация картин: слайды

В третьей части? (охота и впечатления от неё, жизнь огромного поместья) Демонстрация картин: слайды

– В четвёртой части? (жизнь мелкопоместного дворянства, заброшенный сад, наступление холодов, зима) Демонстрация картин: слайды

– То есть перед нашими глазами проходит жизнь усадебной России, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, родовыми обычаями и жизнью крестьян. А как вы думаете, почему Бунин вспоминает именно осеннюю пору, а не летнюю, зимнюю или весеннюю? (Тема рассказа – увядание дворянских гнёзд. У Бунина это увядание ассоциировалось с осенним пейзажем. Он писал: "Как я люблю осень! у меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному праву, но я даже невольно начинаю поэтизировать его. Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе…Право, я желал бы пожить прежним помещиком!”)

– Бунин вспоминает 80-90-е годы 19 века, своё детство, юность. Это воспоминание, поэтому в рассказе должно быть большое количество глаголов в форме прошедшего времени. Так ли это? (Нет).

– В форме какого времени чаще всего встречаются глаголы? (в форме настоящего времени). Приведите примеры (вспоминается, помню, насыпают, нарушает квохтанье дроздов, пахнет, толпятся, раздаются, кричат петухи и др.)

– Как вы думаете, почему Бунин применительно к прошлому употребляет глаголы настоящего времени? (для лирического героя описываемое происходит не в прошлом, а в настоящем, сейчас. Он живёт этими воспоминаниями. Это одна из черт бунинской поэтики – относительность времени)

– Обратите внимание на то, что глаголы, стоящие в форме настоящего времени, употребляются часто без подлежащего, то есть предложения по структуре главных членов односоставные. Например: "Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину мимо садового вала”.

– Давайте вспомним, какие бывают односоставные предложения с главным членом -сказуемым. (Определённо-личные, неопределённо-личные и безличные. Выделяются ещё предложения обобщённо-личные). Как мы их отличаем друг от друга? (По форме глагола-сказуемого. К определённо-личным относятся глаголы, стоящие в форме настоящего-будущего времени изъявительного наклонения, повелительного наклонения 1-го и 2-го лица. Мы легко можем восстановить подлежащее, подставив местоимения "я”, "мы”, "ты”, "вы”. Неопределённо-личные предложения – это предложения с глаголом-сказуемым в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В безличных предложениях сказуемое выражается глаголом неопределённой формы, отрицательным словом "нет”, безличным глаголом ("вечереет”), безличной формой личного глагола ("пахнет”), словом категории состояния.)

– Найдите в тексте 1,2,3 частей определённо-личные предложения. (примеры учащихся) В чём принципиальное отличие предложений, содержащих глагол-сказуемое в форме 1 лица ед.ч., от предложений с глаголом-сказуемым 2 лица ед.ч.? Какова роль каждого из этих типов в тексте? (Предложения с глаголом-сказуемым в форме 1 лица ед.ч. – "помню”, "иду”, "вспоминаю” – указывают на близость лирического героя описываемым событиям; поскольку это воспоминание, то и повествование должно вестись от 1 лица ед.ч.. А предложения, в которых глагол-сказуемое стоит в форме 2 лица ед.ч., носят как бы обобщающий характер: здесь не только описываются чувства, эмоции лирического героя, здесь ощущается стремление автора вовлечь читателя в действие, дать возможность и читателю проникнуться той атмосферой прошлого, которая так волнует лирического героя. Автор не хочет, чтобы читатель остался лишь пассивным слушателем; он призывает не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно. И обращается Бунин в частности к вам тоже, ко всем нам, читающим его рассказ.

– А какую же тогда смысловую нагрузку несут безличные предложения? Найдите их в тексте. Посмотрите на то, чем выражено сказуемое в этих предложениях. (примеры учащихся: "Славно лежать на возу”: "Сильно пахнет яблоками”; "Становится холодно и росисто”; "Темнеет”; "Тянет душистым дымом”; "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете”; "Так весело в открытом поле в солнечный и прохладный день!”; "А в саду становилось пустынно и скучно” и др.) В основном сказуемое выражено словами категории состояния (состояния природы и человека). А это ещё раз подтверждает мысль о том, что цель автора – передать чувства, эмоции лирического героя в своём "осеннем рассказе”.

– Итак, мы с вами увидели, что односоставные предложения с главным членом-сказуемым организуют цепь воспоминаний, которые представляют некий комплекс физических ощущений. Окружающий мир воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Одним из главных образов-лейтмотивов является, конечно же, образ запаха, сопровождающий повествование от начала и до конца. Какие однокоренные слова к слову "запах” встречаются в тексте? (запах – пахнет– пахнущий; предмет-действие-признак предмета по действию) Известный русский философ Ильин написал: "Бунин обоняет мир всегда и везде; он слышит и передаёт запахи – и дивные. И отвратительные, и утончённые. И непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю”.

– Докажите, ребята, что это действительно так. Какие запахи автор ощущает в рассказе? (Аромат опавшей листвы, запах антоновских яблок, мёда, осенней свежести, дёгтя, краски, аромат новой соломы, мякины, душистого дыма вишнёвых сучьев – в 1 части; в 3 ч. – запах грибной сырости, перегнивших листьев, мокрой древесной коры, книг, старинных духов; в 4 ч. – запах дыма, жилья, зимней свежести соломы, псины, зари, запах озябшего обнажённого сада). Обратите внимание, какой предметный ряд запахов: конкретные существительные (вишнёвые сучья, яблоки, листья, книги), собирательные (дым, кора, жильё, листва), вещественные (мёд, солома, мякина, псина, краска), абстрактные (осенняя свежесть, грибная сырость, заря). Чаще всего в памяти человека сохраняются именно предметы, что мы с вами сейчас и увидели. *Сначала запахи были приятные, тонкие, гармоничные, потом они становятся резкими, неприятными, а запах антоновских яблок совсем исчезает в 4 части. Это не случайно. Почему, как вы думаете? (ответы учащихся: меняется жизнь – меняются запахи, "золотой век” уходит, а с ним и всё гармоничное, приятное)

– Мы с вами сейчас говорили о запахах и обращали внимание на их признаки. Обратим внимание, что именно предмет и его признак вынесены в заглавие рассказа "Антоновские яблоки”.

– Как вы думаете, почему именно антоновские яблоки, их запах так запомнились автору? (Антоновка – сорт осенних яблок, самый душистый сорт, дворянский сорт, неотъемлемая часть помещичьих садов. Антоновские яблоки созревали поздней осенью, запах их держался долго, а автору не хочется расставаться с прошлым, хочется его продлить)

– Давайте найдём в тексте определения, которые характеризуют сад, полный антоновских яблок. (Большой, золотой, подсохший, поредевший – в 1 части; прохладный – во 2 части; засыпанный, почти обнажённый, смирившийся, чёрный – в 3 части; обнажённый – в 4 части)

– Посмотрите, как меняются определения: золотой – большой – почти обнажённый – чёрный – обнажённый. Как это связано с темой рассказа? (сад – символ дворянской России; дворянские гнёзда угасают, и сад с антоновскими яблоками "умирает”, исчезает) * Обратите внимание: в 1 части мы наблюдаем суету в саду, во 2 части – тишину, прохладу, в 3 части – бурю в саду, в 4 части мы видим наполовину вырубленный, обнажённый сад.

– Какой картиной заканчивается произведение? (выпадает первый снег, наступает зима, играет гитара, слышится песня, которую "подхватывают с грустной, безнадёжной удалью: Широки мои ворота растворял, белым снегом путь-дорогу заметал…”)

– Что символизирует зима в рассказе? (закат дворянской культуры, приход новой эры, неизвестной, чужой лирическому герою)

– Какое настроение оставляет образ сада, образ запаха антоновских яблок и в целом весь рассказ? (грустное)

– Но почему рассказ оставляет ощущение светлой грусти? (Рассказ оставляет такое ощущение, потому что на протяжении всего произведения наряду с ностальгией слышится восторг лирического героя, его вера в то, "как хорошо жить на свете!”, вера в то, что читатель не растеряет того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно)

– Бунин постарался различными художественными средствами, грамматическими приёмами, лексическим разнообразием "опоэтизировать” образ родной земли, соединить эпическое (жизнь русской усадьбы) и лирическое (чувства героя), что было ново в русской литературе и получило название "лирическая проза”. Не случайно эпиграфом к уроку служат слова автора: "Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность”.

– Чтобы более отчётливо представить себе запах антоновских яблок, а может и дух дворянской усадьбы, предлагаю вам откушать антоновских яблок. Прежде чем их съесть, вдохните их аромат, представьте себя барчуками 19 столетия.

– И в заключение нашего урока хотелось у вас спросить, ребята: в каких произведениях русских классиков мы встречаемся с темой угасания дворянских гнёзд? (к этой теме обращался Н.В.Гоголь в повести "Старосветские помещики”, А.И.Гончаров в романе "Обломов”, И.С.Тургенев в романе "Дворянское гнездо”, А.П.Чехов в пьесе "Вишнёвый сад”)

– Да, И.А.Бунин был не одинок; многих русских поэтов и писателей волновала эта тема. А иначе и быть не могло. Происходит смена веков. Неслучайно рассказ написан в 1900 году. Дворянство перестаёт играть ведущую роль в общественно-политической жизни страны. Бунина волнует будущее России.

– Наш урок подходит к концу. Если у вас возникли вопросы, задавайте, если возникло желание высказать своё впечатление о рассказе, мы вас послушаем. Спасибо за работу. Всего доброго.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, Скачать, конспект урока, презентация powerpoint
Просмотров: 3191 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0