школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Воскресенье, 17.11.2019, 20:04:56

ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК   ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ   КРОССВОРДЫ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫТЫЙ УРОК
РУССКИЙ ЯЗЫК
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
МАТЕМАТИКА
ИСТОРИЯ
ФИЗИКА
БИОЛОГИЯ
ХИМИЯ
ГЕОГРАФИЯ
АСТРОНОМИЯ
ИНФОРМАТИКА
ОБЖ
ЭКОНОМИКА
ЭКОЛОГИЯ
ФИЗКУЛЬТУРА
МУЗЫКА
ИЗО
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
ТЕХНОЛОГИЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
МХК
ОСНОВЫ ПРАВА
РУССКИЙ ЯЗЫК
СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО
  ЯЗЫКА. ОБМЕН
  ОПЫТОМ

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
  ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И
  УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ
  "СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ"

ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС

ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
  СИМПТОМАТИКА
  ТРУДНОСТЕЙ ПРИ
  ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС

КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ


ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ

КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО
  ТЕМЕ "ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА"

ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ

КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ИСТОРИЯ

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
  АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ

ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ
УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ

ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА

АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ

КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ
Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [409]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [258]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [482]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [700]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [318]
ИСТОРИЯ [326]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [368]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [207]
АСТРОНОМИЯ [67]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [213]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [147]
ФИЗКУЛЬТУРА [266]
МУЗЫКА [186]
ИЗО [218]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [762]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [207]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [169]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [11]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [73]
ОСНОВЫ ПРАВА [63]
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ОТКРЫТЫЙ УРОК » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок "Антитеза - основной прием раскрытия авторской позиции в рассказе И.А. Бунина "Легкое дыхание""
14.09.2013, 18:11:41

Цели урока:

образовательные:

  • научить применять литературоведческие знания к анализу произведения;
  • раскрыть смысловую глубину рассказа "Легкое дыхание”;
  • проследить, как в художественной канве рассказа «Легкое дыхание» воплощается философская концепция И.А.Бунина, его понимание мира и места человека в нем.

развивающие:

  • развить навыки анализа художественного произведения;
  • совершенствовать умение делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию.

воспитательные:

  • развить эмоционально-образную область восприятия;
  • помочь учащимся в осознании себя как личности, в понимании себя как части большого сложного мира.

Ход урока

Слово учителя

Мы источник веселья – и скорби рудник.
Мы вместилище скверны – и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир – многолик.
Он ничтожен – и он же безмерно велик!
Омар Хайям.

О чём будет наш разговор сегодня, как вы думаете?

– Послушайте (звук биения сердца)

– Что это? Какие ассоциации вызывает у вас этот звук? (жизнь, чувство, любовь)

– Один из критиков писал: «Всё, что написано Буниным, – о любви». Рассказ Бунина «Лёгкое дыхание» о любви? (о любви, о смерти, о смысле жизни)

– Вот и выявилось у нас с вами первое противоречие, своего рода противопоставление. Как в литературе мы называем противопоставление? Тема урока сегодня «Антитеза как основной приём раскрытия авторской позиции в рассказе «Лёгкое дыхание». Наша задача – научиться применять литературоведческие знания к анализу произведения; раскрыть смысловую глубину рассказа "Легкое дыхание”; проследить, как в художественной канве рассказа «Легкое дыхание» воплощается философская концепция И.А. Бунина, его понимание мира и места человека в нем.

Итак, начнём. Перед вами листочки с текстом. Нам предстоит много подчёркивать, а в листочках это делать удобнее.

– Читаем первый абзац. Что-то поразило, может быть, показалось несовместимым?

(Кладбище – радостные глаза, дубовый крест – поразительно живые глаза)

– Мы оказались с вами на кладбище, у могилы молодой девушки. Какой вопрос напрашивается?

(Что случилось с молодой девушкой? Почему она так рано умерла?)

– Начало рассказа окутано тайной. И следующий абзац возвращает нас в прошлое, туда, где героиня была ещё жива.

На экране фрагмент из кинофильма «Посвящение в любовь» (3 мин.)

– Каково ваше первое впечатление об Оле Мещерской? (весела, беззаботна, жизнерадостна)

Какие краски к вашему видению героини добавляет портрет Оли у Бунина?

– Используется ли здесь антитеза? Зачем? (Оля противопоставлена другим гимназисткам, которые, словно играя заученную роль, «тщательно причёсывались, следили за своими сдержанными движениями, она в отличие от них естественная, полная жизни, настоящая. «Она ничего не боялась, – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос…)

– Никого не напомнила Оля? (Наташу Ростову – эмоциональностью, непосредственностью, неуёмной жаждой жизни)

– В отличие от Наташи Оля уже «в пятнадцать лет слыла красавицей». Только что мы услышали, что значит красивая женщина в понимании Оли, но один атрибут красоты она выделяет особо. Какой? (лёгкое дыхание)

– Как вы понимаете это выражение?

– Назовите однокоренные слова к слову «дыхание» (дыхание, дышать, вздох, душа), впоследствии на слайде появляются графические объекты по ходу беседы

– Как интересно, главным в красоте женщины вдруг оказывается душа? Есть ли у Бунина указание на Олину душу? (несколько раз упоминаются живые глаза, «почему-то никого не любили так младшие классы как её»)

– Объясните это «почему-то». (она дарит тепло и свет)

– В чём, на ваш взгляд главная потребность Олиной души? (она хочет любить)

Итак, перед нами Оля Мещерская, светлая, воздушная, готовая любить весь мир. Как же принимает её этот мир?

– Интересует ли кого–нибудь из окружающих душа Оли, как вы думаете? Давайте обратимся к эпизоду разговора Оли Мещерской с начальницей гимназии. Можно ли назвать его диалогом?

Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем в парах. Ребята, работающие по 1 варианту, записывают на листочках свои мысли по поводу того, как должна бы проводить беседу начальница, ребята, работающие по второму варианту, выписывают из текста слова, характеризующие ход беседы. По сигналу вы начнёте работу, по второму сигналу начнёте обмениваться информацией, в ходе этого обмена мыслями вы и сформулируете ответ на вопрос.

(Со стороны начальницы это беседа для галочки, она произносит казённые фразы, она «принуждена …говорить о поведении» гимназистки, больше увлечена вязанием, даже не поднимает глаз на Олю. Начальница не задаёт вопросов, так как ей не нужны ответы. Равнодушие и отсутствие уважения к личности превращают этот разговор в невыносимую для героини назидательную проповедь.)

Итак, мир неприветлив, у гимназисток красота Оли вызывает зависть, начальница гимназии равнодушна к душевному состоянию воспитанницы, а для мужчин Оля – всего лишь объект страсти.

– С какой целью писатель вводит в рассказ страничку из Олиного дневника? (дневник обнажает настоящие мысли и переживания героини, из него мы наконец узнаём всю правду)

В дневнике указана точная дата. Как вы думаете, почему?

«Я была так счастлива, что одна!» – напишет в дневнике Оля. Какой смысл она могла вложить в эту фразу? (Сначала работаем в статичных группах, затем в группах сменного состава – в четвёрках)

(1. Ей было хорошо в своём мире, где царила красота и гармония. Самодостаточность. «Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всём мире, и я думала, так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто».
2. Одна, без Малютина. Ещё ничего не произошло, ещё была счастлива, потом будут другие мысли: «Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!»)

– Кого винит в случившемся Оля? (Формально она называет виновника в разговоре с начальницей гимназии, но внутренне обвиняет во всём себя: «Я никогда не думала, что я такая!»)

– Можем ли мы осуждать Олю?

– Стала ли Оля другой? Докажите это на примере текста.

(естественность – «казалась»беззаботной и счастливой
доброта – резкость, даже жестокость при объяснении на вокзале
потребность любить – отвращение к мужчине и к себе самой
жизнерадостность – опустошение, мысли о смерти, «теперь мне один выход»)

– Литературный критик Выготский считал, что Оля Мещерская спровоцировала казачьего офицера на выстрел, что это завуалированное самоубийство. Представим на мгновение, что выстрел не прозвучал. Как могла бы сложиться судьба Оли? (Она лишила себя будущего, отняла сама у себя возможности быть любимой, почувствовать радость материнства)

А мир? Ощутил ли он потерю Оли? Посмотрим на пейзажные зарисовки города, они выделены у вас цветом. Выпишите ключевые существительные, а рядом слова, иллюстрирующие настроение.

(город – зима, снежная, солнечная   город – весна, сереет весеннее поле
 Соборная площадь – гулянье, веселье   Соборная площадь – грязная
 сад – музыка, катанье   сад – обнесён оградой
 Оля – счастливая, беззаботная   Оли уже нет)

– На какие мысли натолкнуло вас это сравнение? (Всё осталось на месте: и город, и сад, и Соборная площадь, жизнь продолжается, но с уходом Оли стало меньше света, меньше радости, меньше тепла.)

– Для чего классная дама приходит на могилу своей воспитанницы? Опишите своими словами те чувства, которые она испытывает, глядя на юное смеющееся лицо Оли. 

– Какой смысл придаёт произведению заключительная фраза писателя? Почему рассказ назван «Лёгкое дыхание»? (это чья-то индивидуальность, неповторимость, уникальность)

Отрывок из кинофильма «Посвящение в любовь» (1.04 мин.) 

Мы заканчиваем наш разговор, я попрошу вас продолжить любое из предложений:

  1. Я понял(а), что …
  2. Мне понравилось …
  3. Меня удивило …

– Зачем же Бунину столько противопоставлений?

Каждый из нас – это огромный мир, сложный, противоречивый, но безгранично интересный. Душа наша ранима, хрупка, она, как лёгкое дыхание, может «рассеяться в мире, в этом облачном небе, исчезнуть безвозвратно. Цените человеческую душу, берегите её, ведь она исключительна и неповторима. 

Домашнее задание:

Составить синквейн по рассказу И.А. Бунина «Лёгкое дыхание».

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, Скачать, конспект урока, презентация powerpoint
Просмотров: 2009 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Поиск
ИНФОРМАТИКА
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА

СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
  СТАРШЕКЛАССНИКОВ

РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ

ТЕСТЫ. 9 КЛАСС
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ

ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ


ХИМИЯ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
  ЗНАНИЯ

КРОССВОРДЫ ПО
  ЭКОНОМИКЕ
ОБЖ
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
  "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"

РЕКОРДЫ СТИХИИ
СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
  ВЕЛОСИПЕДИСТА

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ

ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ
КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС

УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ
ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ

РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ


МХК
СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА

ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ

МУЗЕЕВ МИРА
ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА
СОКРОВИЩА РОССИИ
КРОССВОРДЫ ПО МХК
ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на укр.яз.)

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ
СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ

ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ
БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО
ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО
ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ

МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ

УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ
МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ
МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ
НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН
ПОДРОСТКАМ О
  ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ
  ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
  "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0