Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 12:40:00
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [185]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок сольфеджио в 4-й классе "С.А. Клычков "Ранняя весна"
25.05.2013, 16:25:30

Цели:

  • познакомить обучающихся с творчеством С.А.Клычкова, учить анализировать содержание лирического произведения;
  • формировать умение анализировать ритмический рисунок стихотворения и определять его размер;
  • развивать навык правильного и выразительного чтения, речь, чувство ритма, воображение;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы и искусства.

Оборудование урока: магнитофон, аудиозапись романса С.Рахманинова «Весенние воды» в исполнении Тамары Милашкиной, выставка «Весна в произведениях русских художников», выставка детских рисунков «И распахнем весне сердца…», портрет С.А.Клычкова, портрет С.Рахманинова, портрет Ф.И.Тютчева, таблица с изученными терминами, таблица для словарной работы, таблицы с ритмоблоками.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Посмотрите, пожалуйста, в окно. Какое время года сейчас в природе? (Весна).
– Какие признаки наступления весны в природе изобразили знаменитые русские художники на своих картинах, и вы на своих рисунках?
– Послушайте замечательный романс С.Рахманинова на стихи Ф.И.Тютчева и ответьте на следующие вопросы:
– О каком времени года идет речь?
– Какие средства использовал композитор в музыке для отображения данного времени года? (Мажорный лад, непрерывное движение звуков мелкими длительностями, высокий подвижный женский голос – сопрано).

(Показ портретов С.Рахманинова и Ф.И.Тютчева).

Звучит романс С.Рахманинова на слова Ф.И.Тютчева в исполнении Тамары Милашкиной.
После прослушивания дети дают ответы на поставленные вопросы.

3. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы рассмотрим, как тема весны представлена в творчестве С.А.Клычкова на примере стихотворения «Ранняя весна».

Сергей Антонович КЛЫЧКОВ (собств. Лешенков)

(1889–1937, по др. данным 1940)
Клычков (настоящая фамилия – Лешенков) Сергей Антонович (1889-1940), поэт, прозаик. Родился 1 июля (13 н.с.) в деревне Дубровке Тверской губернии в семье сапожника. Учился в сельской школе, тогда уже "пописывал стишки". Позднее прошел курс обучения в Москве в училище И.И.Фидлера. В 1906-1908 начинает публиковать свои стихи ("Мужик поднялся", "Вихрь", "Гимн свободе" были опубликованы в альманахе "На распутье" в 1906). В 1908 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, учился вместе с С.Соловьевым, оказавшим определенное влияние на Клычкова. В этом же году был в Италии, где познакомился с М.Горьким и А. Луначарским.
В 1911 в Москве вышел первый сборник стихотворений Клычкова "Песни" имевший большой успех у читателей, критиков, а главное, у мастеров поэтического цеха. О поэзии Клычкова писали Н.Гумилев, В.Брюсов, М.Волошин. В одном из его писем этого времени есть такие слова: "Я знаю теперь, что у меня талант... Только в этом для меня соль и значение моей беспутной жизни!"
В 1913 выходит второй сборник "Потаенный сад", встреченный так же восторженно, как и первый. Тогда же он познакомился с С.Есениным, дружба с которым продолжалась многие годы. Впоследствии они были соавторами нескольких произведений – "Кантаты", киносценария "Зовущие зори" и т.д.
Первая мировая война меняет жизнь Клычкова. Он призван в армию, служит на Балтике, затем в школе прапорщиков в Финляндии. В гражданскую войну поэт дважды приговаривался к расстрелу: один раз махновцами, другой раз белыми. Случайно Клычков остался жив.
Революцию встретил с восторгом ("Как не петь и не молиться..."). В 1918 выходит поэтический сборник "Дубравна", в 1919 – "Кольцо Лады", в 1923 – "Гость чудесный". Все эти и последующие сборники стихов говорят о плодотворности избранного им фольклорно-романтического направления.
В 1920-е годы обращается к прозе – романы "Сахарный немец" (1925); "Чертухинский балакирь" (1926); "Последний Лель" (1927); "Серый барин"(1927); "Князь мира" (1928); последний свой роман он написал в соавторстве с В.Поповым – "Зажиток" был напечатан в 1934 г.
После гибели С.Есенина активизировалась кампания нападок на крестьянских поэтов, она не миновала и Клычкова. Своей статьей в защиту поэзии "крестьянкой купницы" ("О зайце, зажигающем спички") он навлек на себя особое негодование борцов с "кулацкой литературой". В 1930 вышла его последняя книжка стихов "В гостях у журавлей", злобно встреченная критикой.
Клычков вынужден был заняться переводами. В 30-е годы выходят его переложения эпических произведений народов СССР. В сборник избранных переводов Клычкова "Сараспан" вошли марийские народные песни, произведения Г.Леонидзе, В.Пшавелы, А.Церетели и др.
В июле 1937 Клычков был арестован и вскоре (в октябре того же года) расстрелян. Посмертно реабилитирован [2].

4. Работа над новым материалом

Первичное восприятие текста

– Подумайте, почему стихотворение названо «Ранняя весна»? Какие признаки наступления весны в природе описывает автор?

(Чтение стихотворения учителем наизусть).

С.А.Клычков

Ранняя весна

Сегодня вечером над горкой
Упали с криками грачи,
И старый сад скороговоркой
Будили в сумраке ручьи.
Церковный пруд в снегу тяжелом
Всю ночь ворочался и пух,
А за соседним частоколом
Кричал не вовремя петух.
Пока весь снег в тумане таял,
Я слушал, притаясь к окну:
В тумане пес протяжно лаял
На запоздавшую луну…

Анализ первичного восприятия текста.

– Что вы почувствовали, когда слушали стихотворение?

Вторичное чтение стихотворения обучающимися (про себя).

– А теперь давайте внимательно прочитаем текст стихотворения и поразмышляем над его содержанием; представим себе картину, описанную автором.

Выборочное чтение.

– Прочитайте строки, в которых говорится о том, в какое время суток происходит действие.
– От какого лица ведется повествование? Докажите словами из текста.
– Где рассказчик видит описанную картину?
– Что он видит? Какие звуки он слышит? (Прочтите).
– Что сказано о ручьях?
– Каким вам представляется пруд? Какой художественный прием использовал автор?
– Почему петух кричит не вовремя, по мнению автора?

Словарно-лексическая работа

Частокол изгородь из заостренных колышков.

– Почему рассказчик слушал, притаясь?
– Как вы считаете, почему стихотворение заканчивается многоточием?
– Какие художественные приемы использовал автор в этом стихотворении? Приведите примеры. (Эпитеты, метафоры, олицетворение).
– Какие чувства передает автор?
– Когда поздно вечером все засыпают, наступает тишина и покой. Почему же в этом стихотворении все персонажи ведут себя беспокойно? Что не дает им уснуть? (Наступление весны.)
– Какое состояние природы нужно передать при чтении?

5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения

Анализ чтения стихотворения учащимися.
Сольфеджио

6. Мотивация учебной деятельности

– Как вы думаете, для чего мы изучаем ритм стихотворения?
Стихотворения помогают услышать ударные и безударные слоги, осознать протяженность слогов и их соразмерность. Ритм разных слов передаётся с помощью нескольких групп длительностей. Из них складывается ритм стихов и песенок точно так же, как дом строится из отдельных кирпичиков. Эти ритмические группы получили название РИТМОБЛОКИ. Когда композитор выбирает какое-либо стихотворение для своей новой песни или романса, он в первую очередь обращает внимание на мелодику слова (поддаются ли слова распевам), расставляет ударение ( мы это называем выделением сильной доли). Затем у него вырисовывается размер, который становится основным размером нового романса. И кто знает, ребята, может быть кто-то из вас станет композитором и будет писать музыку для песен и романсов, а я буду исполнять на уроках сольфеджио ваши произведения.

7. Актуализация знаний

– Дайте определение понятиям, которые помогут нам в работе над ритмом.

На доске таблица с терминами:

Размер Ритм
Такт Тактовая черта
Затакт Лад

Размер – это две цифры, которые ставятся после ключа. Верхняя цифра обозначает, сколько долей в такте, а нижняя – какими длительностями выражены эти доли.
Такт – это расстояние от одной сильной доли до следующей.
Тактовая черта – это вертикальная черта, которая ставится поперек нотного стана и разделяет такты между собой.
Затакт – это неполный такт, который начинается со слабой доли. Последний такт при этом тоже неполный, но он начинается с сильной доли. Если соединить затакт и последний такт, то получится полный такт.
Ритм – это чередование длинных и коротких длительностей в произведении.
Лад – это когда звуки ладят между собой во главе с тоникой.

8. Анализ ритма стихотворения С.А.Клычкова «Ранняя весна»

– С какой доли начинается первое слово стихотворения? (Ударение падает на второй слог, а это значит, что стихотворение начинается из-за такта.)
– Давайте попробуем поставить ударение в первых словах каждой строки. Все ли они начинаются с затакта? (В первом слове каждой строки ударение падает на второй слог. Значит, ритм каждой строки начинается с затакта).
– Какая длительность находится в затакте? (Восьмая).
– Продирижируйте и подберите размер к данному стихотворению?
– Сколько тактов будет в каждой строке? (3 такта).
– Рассмотрите карточки с ритмическими рисунками. Каждая карточка изображает один такт. Расположите их в нужном порядке.

На доске:

Правильное расположение тактов:

– Проверьте, ритм второй строки такой же или отличается от данного?

Ритм второй строки отличается последним тактом.

(Аналогично проводится работа над ритмом следующих строк стихотворения).

– Проверьте, есть ли строки с одинаковым ритмическим рисунком? (Первая и третья строка, вторая и четвертая и т.д.).
– Какое настроение у этого стихотворения? Веселое, радостное или грустное, печальное? В каком ладу вы написали бы мелодию к данному стихотворению? (Мнение детей разделилось).
– Мы пришли к выводу, что мелодию к данному стихотворению можно написать и в мажоре, и в миноре.

9. Итог урока

– Что сегодня на уроке вызвало у вас особый интерес?
С.Клычков писал стихотворения о весне, С.Рахманинов – музыку, художники изображали весну на своих картинах. Мы увидели, что в поэзии, музыке и изобразительном искусстве существуют удивительные возможности, для того, чтобы высказаться о любви к родной природе.

10. Домашнее задание

  • Выучите стихотворение наизусть.
  • Напишите мелодию к данному стихотворению в одноименных тональностях: Ре мажор – Ре минор.
  • Нарисуйте иллюстрацию к данному произведению (по желанию).

Выставление оценок.

Категория: МУЗЫКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, урок музыки, музыкальный инструмент, композитор, педсовет, поурочное планирование, методика проведения урока, ноты
Просмотров: 1516 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0