Никто не говорит, что в нашей школе уж совсем все казенное и
творчества нет и быть не может. Но все-таки педагогический процесс
построен таким образом, что творчество если и бывает, то, скорее,
вопреки системе. Постоянные проверки, контроль, чему уделяется львиная
доля внимания, вряд ли способствуют творческому самовыражению.
Если мы берем трехчастную модель личности (тело, душа, дух), то дух в
данном случае – это и есть творческое начало. Можно сказать иначе: дух –
некоторая способность к осмысленной творческой жизни. Это надо отличать
от самоактуализации в традиции гуманистической психологии. Ведь я не
просто творю и самореализуюсь вообще, в некотором пустом пространстве
(невольно вспоминается творческая свобода Н. Бердяева, для которого
свобода – творческий акт без основания, «из ничего»). То, что я творю,
должно иметь какую-то значимость для другого. Свобода – это не творение в
пустоте. Это поступок, на основе понимания, т.е. ответственный
поступок.
В этом и состоит некоторая разница. Человек, некий специалист, может
просто отрабатывать свои 8 часов на своем рабочем месте, но такой
сотрудник для современной высокотехнологизированной и эффективной
компании уже не подходит. Человек должен делать свою работу с
удовольствием, подходить к ней творчески и быть успешным. Именно это и
характерно для здоровой в духовном отношении личности. Бессмысленной
работой заниматься вредно и для личности, и для здоровья. Одну и ту же
работу человек может делать с разным смыслом. Кто-то делает свою работу с
удовольствием, потому что видит в этом смысл – его действия
сопровождаются ощущением осмысленности жизни и своей деятельности. А для
другого это рутинная работа, крест, который он несет.
Если человек подходит к своей жизни с философией несения креста, то
она и будет превращаться в крест. А если человек способен увидеть смысл в
на первый взгляд рутинном занятии, у него есть некоторый избыток
душевно-духовного здоровья. Если человек постоянно находится в состоянии
стресса, принуждает себя, все делает из чувства долга, то в длительной
перспективе это принесет вред его здоровью, телесному в том числе, а
также и успешности в профессиональной деятельности, отражающейся на
прибыли или убытках компании, в которой он работает. Эти качества
сотрудника как целостной личности, выходящие за рамки профессиональной
квалификации, но играющие в профессиональной деятельности решающую роль,
стали называть в 90-е гг. ключевыми квалификациями, или компетенциями. Пафос трехчастной модели состоит в том, что тело, душа, дух
взаимосвязаны. Человек, живущий творческой осмысленной жизнью, и в
физическом отношении здоровее. Такой человек меньше устает, выдерживает
стрессы и т.д. Целостность здоровой личности можно разделить на духовную
составляющую, т.е. способность творчески осмысливать самостоятельные
действия в жизни и ставить цели, и душевную (или эмоциональную)
устойчивость. Чтобы стать врачом, я должен сделать много разных шагов –
поступить в институт, подготовиться к экзаменам. То, что я могу все это
выдержать и пройти, – это и есть моя эмоциональная устойчивость и
эмоциональное или душевное здоровье. Кстати, это вполне вписывается в
теорию деятельности и лишний раз подтверждает, что разные теории одно и
то же могут описывать разными концептуальными языками. |