По-настоящему плодотворной школа сможет быть только тогда, когда
учителя будут исходить в своей работе из потребностей в развитии
конкретных детей в каждый конкретный момент развития. Для этого
необходимо, во-первых, дать учителю ключ к пониманию природы ребенка,
детства, научить его мастерству индивидуального педагогического
действия. Для этих целей Штайнер разработал педагогическую антропологию
развития.
Во-вторых, необходимо дать учителю возможность творчески
реализовать свое мастерство, приобретать индивидуальный опыт, что с
необходимостью влечет за собой предоставление ему значительной степени
автономии и свободы в работе. Принцип творческой автономии учителя -
важнейший в вальдорфской педагогике. Учитель, постоянно оглядывающийся
на предписания извне, дрожащий перед очередной комиссией или
контрольной, не в состоянии выполнять свои прямые обязанности -
осуществлять полноценный образовательный процесс, понимаемый в нашей
стране как обучение плюс воспитание. Такой учитель, поставленный в
жесткие рамки формальных предписаний, вынужден работать, ориентируясь на
формальные достижения. В результате страдает качество его работы, и
весь педагогический процесс становится односторонним.
Отчуждение, являющееся следствием такого положения учителя, не может
не сказаться и на учениках и проявляется в многообразных формах
скрытого пассивного или открытого протеста, в потере интереса к учению.
Тогда мы начинаем искать выход из сложившегося положения тем, что
предлагаем ввести дополнительно еще одного "специалиста"-воспитателя,
тем самым еще больше дробя единый процесс становления и развития
человека. Ведь настоящий учитель не может не быть и воспитателем, и
разделение воспитания и образования как основных педагогических
категорий возможно только в рамках отвлеченной педагогической науки.
Воспитывающая функция присуща всем предметам в той или иной степени и
крайне важно выявить этот воспитательный потенциал самого содержания
образования.
Было бы роковой ошибкой дробить единый образовательный
процесс по разным ведомствам. Выход - вальдорфская идея классного
учителя, педагога-мастера, обладающего значительной степенью автономии и
свободы в своей работе. Нужно сделать все, чтобы учитель мог стать
мастером своей профессии, и затем строить отношение с ним на основе
доверия, что, конечно, не отрицает разумных форм контроля и самоконтроля
учителем своей работы. Мастерство и свобода - две стороны одной медали,
которые взаимообусловлены. Свобода без мастерства и умения, без
педагогического понимания разрушительна.
С другой стороны, без передачи
значительной доли ответственности из рук управленцев в руки самих
участников образовательного процесса не может быть здоровой педагогики,
полноценного образования. Отсюда та роль, которую вальдорфцы придают
подготовке учителя. Именно в этом - решающий фактор любой плодотворной
школьной реформы. Искусство воспитания, основанное на понимании
растущего человека, и идея классного учителя, несущего ответственность
за свою работу и являющегося гарантом целостности педагогического
процесса, - вот краеугольный камень вальдорфской педагогики. Таким
образом, целостность здесь зиждется не на принципах, а на живом
человеке.
|