Выше мы говорили о лежащей в основе вальдорфской педагогики
антропологии. Человек - самое сложное и загадочное существо.
Эмпирическая наука нового времени стремится разрешить эту загадку,
объяснив человека и его развитие из каких-либо факторов - природных или
социальных, - лежащих вне человека. Так была потеряна духовная
составляющая человека, и человек сделался объектом разного рода
манипулирования. В соответствии с этой картиной человека стали
формулироваться цели и методы педагогики. Вальдорфская педагогика
осознанно ставит проблему образа человека в центр своей педагогической
рефлексии.
Центральная антропологическая категория - категория личности.
От всех других природных существ человек отличается тем, что он
является носителем духовного "Я"-существа, принципа личности, которое
накладывает отпечаток на все его бытие, вплоть до тела. Это духовное
"Я"-существо - и есть источник развития.
"ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПЛОДОТВОРНОЙ ШКОЛА СМОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТОГДА,
КОГДА УЧИТЕЛЯ БУДУТ ИСХОДИТЬ В СВОЕЙ РАБОТЕ ИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ В РАЗВИТИИ
КОНКРЕТНЫХ ДЕТЕЙ В КАЖДЫЙ КОНКРЕТНЫЙ МОМЕНТ РАЗВИТИЯ".
"При основании вальдорфской педагогики главным намерением Штайнера
было вплоть до структуры школы, методов преподавания, до выбора
предметных областей и форм учебного плана способствовать раскрытию тех
способностей ученика, на которых основывается автономия человека в
смысле социально-ответственного формирования жизни". (Е. М. Краних). "Я"
человека индивидуально.
Индивидуальность есть вторая основополагающая
категория штайнеровской антропологии; ее следует отличать от тех
индивидуальных различий, которые изучает дифференциальная психология;
последняя исследует отличия одного человека от другого в развитии
отдельных психических функций, а также отличия людей в смысле различных
конституциональных типов, темпераментов. Все эти различия относятся к
природному в человеке.
Например, А. С. Пушкин был циклоидом и обладал
сангвиническим темпераментом. Однако эти характеристики являются
внешними по отношению к индивидуальности Пушкина. Не им обязан Пушкин
своим неповторимым гением. Индивидуальность связана с призванием, с
жизненной задачей человека и проявляется в его биографии. Биография -
есть еще одна сущностная характеристика человека. В каждом ученике
таится этот скрытый гений жизненного призвания. Эти основополагающие
характеристики человека недоступны внешнему, чисто эмпирическому или
рационалистическому рассмотрению. Понятая таким образом антропология не
объясняет человека, но пробуждает в сознании педагога чувство
загадочности каждой человеческой жизни. В каждом ребенке скрыта Тайна,
превышающая способность понимания. Это - духовная основа бережного,
трепетного отношения к каждому ребенку, даже трудному в каком-либо
отношении.
|