В третьем и четвёртом классах словарные слова
можно изучать по темам: "Птицы",
"Животные", "Огород", "Сад",
"Лес", "Поле", "Машины", "Явления
природы" и т.д.
Задания, связанные с изученной темой по
русскому языку:
- Разделить слова для переноса.
- Записать слова с мягким знаком на конце,
поставить ударение.
- Записать слова, начинающиеся с буквы К,
подчеркнуть звонкие и глухие согласные.
- Образовать новые слова с суффиксом –К от слова
БЕРЁЗА и т.д.
В своей работе мы привлекаем слова с
непроверяемой орфограммой в качестве
иллюстративного материала при изучении многих
грамматических тем, включая их в разные виды
работ, в различные задания и упражнения.
Например, при изучении темы "Имя
существительное", кроме тех упражнений ,
которые есть в учебнике учащимся на уроках
предлагались следующие задания:
- Из группы слов выписать только имена
существительные: АГРОНОМ, ПРЕКРАСНЫЙ,
ПРАВИТЕЛЬСТВО, СЕЙЧАС, РЕВОЛЮЦИЯ, СВЕРКАТЬ,
ОКОЛО, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, ИНТЕРЕСНЫЙ, КИЛОГРАММ.
- Из группы имён существительных в первый столбик
выписать имена существительные мужского рода, во
второй – женского рода, в третий – среднего рода.
- Определить склонение имён существительных:
ВЕЯЛКА, ДИРЕКТОР, МЕБЕЛЬ, БИБЛИОТЕКА, САЛЮТ,
КИЛОГРАММ, ВОКЗАЛ, ОБОРОНА.
- Указать падежи имён существительных в
сочетаниях слов:
УВЕРЕННОСТЬ В (ПОБЕДА), ВЕРА В (ПОБЕДА), ЕЗДА В
(АВТОМОБИЛЬ), ЕЗДА В (ШОССЕ). - Поставить в нужном падеже: НАПЕЧАТАНО В (ГАЗЕТА),
ЕХАЛ В (ВАГОН), ЖДАЛ НА (ВОКЗАЛ), УЗНАЛИ О (ПОБЕДА).
- Из группы слов, начинающихся с буквы К, выпишите
существительные с мягкой согласной на конце и
определите их склонение: КАЛЕНДАРЬ, КАРТОФЕЛЬ,
СЛОВАРЬ.
В 4 классе ведётся работа по закреплению и
углублению знаний по теме "Состав слова".
При этом появляется возможность снова
использовать слова с непроверяемой орфограммой.
Выполняя упражнения, связанные с разбором слов
по составу со словообразо-ванием, ученики
усваивают написание слов, однокоренных тем,
которые предлагаются в списке. Ниже представлены
задания в которых можно использовать слова с
непроверяемой орфограммой:
1. Выписать из словаря 5 слов, состоящих из
одного корня: БАГАЖ, БИЛЕТ, ИНЖЕНЕР, КОМБАЙН.
2. Из группы слов выписать слова, состоящие из
корня и окончания; из корня и суффикса; из корня,
суффикса и окончания:
БЕСЕДА, ИНТЕРЕСНЫЙ, ГАЗЕТА, ЖЕЛАТЬ, ЧЁРНЫЙ.
3. Подобрать к именам существительным
однокоренные имена прилагательные с суффиксами -
Н, - СК.
АДРЕС – АДРЕСНЫЙ (СТОЛ)
ШОФЁР – ШОФЁРСКИЕ (ПРАВА)
ПАССАЖИР – ПАССАЖИРСКИЙ (ПОЕЗД)
4. Подобрать к именам существительным
однокоренные имена существительные с суффиксами
-ЧИК, - ИК.
ВАГОН – ВАГОНЧИК,
БИЛЕТ – БИЛЕТИК,
ГАЗЕТА – ГАЗЕТЧИК.
Среди слов с непроверяемой орфограммой имеется
несколько таких, написание которых можно
объяснить, опираясь на происхождение слова.
Например, в слове БЕРЁЗА в первом слоге пишется
гласная Е, потому, что слово произошло от слова
БЕЛАЯ. Так дерево было когда-то названо по цвету
его белой коры. Значит слово БЕЛАЯ является как
бы косвенной мотивировкой правописания слова
БЕРЁЗА и помогает учащимся понять. Почему в корне
БЕРЁЗ- пишется Е, тем самым быстрее
запоминается его написание. А короткая
этимологическая справка объясняет, почему
данные слова были когда-то родственными.
Учителя широко используют и такие виды работ:
Замени одним словом и напиши.
- Человек, который передаёт свои знания другим,
учит. (учитель)
- Член колхоза. (колхозник)
- Двенадцатая часть года. (месяц)
Допишите предложение.
- Чистота – залог …(здоровья).
- В лесу созрела …(земляника).
- На жарком солнышке подсох
- И рвётся из стручков … (горох).
Творческие работы.
- Составить предложения с данными словами:
КОРАБЛЬ, ГЕРОЙ.
- Составить рассказ, употребляя слова по теме:
"Железная дорога".
Значительное место в процессе
словарно-орфографической работы следует
отводить самостоятельной работе учащихся.
Предлагая детям задания, направленные на
усвоение беспроверочных написаний, учителю
необходимо связывать эти задания с изучением
программного материала. Это особенно важно в 4
классе, когда большая насыщенность уроков
учебным материалом требует от учителя и большей
продуманности в организации
словарно-орфографической работы.
Работая самостоятельно с указанным учителем
словом, ученики должны:
- Найти его в словаре;
- Определить место ударения в нём;
- Найти и выписать гласную, правописание которой
следует запомнить;
- Поставить к слову вопрос и определить к какой
части речи относится выписанное слово;
- Затем учащиеся записывают слова различных
грамматических категорий, которые могут быть
употреблены с выписанным словом;
- Устно составляют словосочетания, подбирая к
существительному подходящие прилагательные,
существительные в косвенных падежах с
предлогами и без предлогов, глаголы (в данном
случае составляется нераспространённые
предложение).
- Учащиеся подбирают однокоренные слова, устно
указывают их принадлежность к определённой
части речи.
Запись своей самостоятельной работы над
словами с непроверяемой орфограммой учащиеся
оформляют в виде таблицы:
слово |
Гласная для запоминания |
Вопрос. Часть речи. |
С какими словами можно употреблять
данное слово. |
Однокоренные слова. |
герой |
е |
Кто? Имя сущ. |
Известный Прославленный |
Героический Героизм |
песок |
е |
Что? Имя сущ. |
Речной Золотистый |
Песчаный Песчинка. |
В качестве проверки правописания слов с
непроверямой гласной используется как
контрольное списывание, так и словарные слуховые
диктанты, которые могут проводиться с целью
текущей проверки за качеством усвоения
написания слова, так и с целью контроля.
В последнем случае они приобретают вид
контрольных словарных диктантов.
Работа с орфографическим словарём.
Учащиеся начальных классов, как правило, имеют
два словарика:
1. Словарик трудных слов, помещённый в конце
учебника.
1. Орфографический словарик П.А.Грушникова.
Чтобы выработать у учащихся навык работы со
словарём необходимо отводить на уроках русского
языка время на специальные упражнения.
Первая группа упражнений направлена на
развитие у учащихся навыка пользования словарём:
- быстрое отыскивание слов на одну и ту же букву,
расположенных в разных местах раздела: ГАМАК,
ГРУЗОВИК, ГОНЧАР, ГЕОЛОГ и т.п.
- отыскивание слов, начинающихся с разных букв.
Контрольное время, указанное учителем на
нахождение нужного слова, должно постепенно
сокращаться.
Вторая группа упражнений со словарём
связана с изучением основных программных тем
каждого класса. Упражнения этой группы могут
быть направлены на использование материала
словарей:
- для подбора примеров на изучаемую тему по
грамматике и орфографии;
- для грамматического разбора;
Разбери указанные слова по составу.
Выпиши слова, состоящие из одного корня, из
корня и окончания и т.п.
Третья группа упражнений имеет своей целью
использование для предупреждения ошибок в
самостоятельной работе учащихся:
- перед письменной работой учащиеся по заданию
учителя справляются о написании ряда слов;
- учащиеся сами находят в написанном или
продиктованном тексте слова, о правописании
которых они будут справляться по словарю.
При выполнении письменных самостоятельных
работ полезно предлагать учащимся следующие
задания:
- справляйся по словарю о словах, в написании
которых сомневаешься;
- проверь записанные слова по словарю, или
проверь всю работу, используя словарь.
На начальном этапе использование указанных
видов работ со словарём можно предлагать
учащимся рядом с записанным словом указывать
страницу словаря, на которой помещено данное
слово. Это необходимо для того, чтобы можно было
проверить работу ученика и убедиться, как часто,
и в каких именно случаях он прибегал к помощи
словаря.
Чтобы проверить, как усвоено правописание слов,
непроверяемых ударением, проводятся словарные
диктанты (8-10 слов).
Огромно образовательное и воспитательное
значение русского языка как учебного предмета.
Научить школьников правильно пользоваться
русским языком, обеспечить подготовку вполне
грамотных людей – важнейшая задача школы.
Одной из основных трудностей прочного усвоения
учащимися основ орфографии является наличие в
русском языке сравнительно большого количества
слов, правописание которых не определяется ни
правилами, ни произношением. Усвоить
правописание этих слов ("трудных,"
словарных) учащиеся могут только путём
заучивания и систематической тренировке в их
написании.
Подходить к их изучению нужно
дифференцированно: в первую очередь учащихся
целесообразно знакомить со словами, часто
употребляемыми в речи. А учительский опыт
показывает, что попутное включение слов с
непроверяемой орфограммой в различные виды
упражнений в течение всего учебного года даёт
хорошие результаты. Учащиеся усваивают слова, а
сам процесс усвоения исключает томительное
однообразие. |