Большинство записей музыкальных иллюстраций Г.Свиридова звучат в такой
последовательности:
- Тройка
- Вальс
- Весна и осень
- Романс
- Пастораль
- Военный марш
- Венчание
- Отзвуки вальса
- Зимняя дорога
В учебнике Г.П. Сергеевой "Музыка” 6 класс дается разбор этого произведения в
традиционной последовательности.
А мы в своей работе взяли за основу видеозапись выступления Большого
симфонического оркестра под управлением В. Федосеева в концертном
зале имени П.И. Чайковского (запись 2005 года), т.к. считаем, что интерпретация
В. Федосеева (а именно-определенный порядок номеров) наиболее достоверно
раскрывает замысел Пушкина:
- Тройка
- Пастораль
- Вальс
- Венчание
- Марш
- Весна и осень
- Романс
- Отзвуки вальса
- Зимняя дорога
Уже в начале статьи мы обратили внимание на две неточности – Г.П. Сергеева
пишет, что "события в повести Пушкина происходят в начале 19 века, в
1811–1812 годах…”. А теперь обратимся к А.С. Пушкину. События повести
начинается в конце 1811 года, Владимир погиб в 1812 году, а в конце повести
Бурмин говорит Марье Гавриловне: "… смерть и три года сетований…”.
Следовательно, действие повести заканчивается в 1815 году (а не в 1812 году!).
Кроме того, Г.В. Свиридовым написано девять музыкальных иллюстраций, а
не семь, как пишет Г.П. Сергеева. Пьесы "Отзвуки вальса” и "Зимняя
дорога” несут большую смысловую нагрузку и играют важную роль в раскрытии
содержания и идеи повети А.С. Пушкина.
Мы не согласны с тем, что в учебнике пьесы "Тройка”, "Весна и осень”,
"Пастораль” описываются лишь как картины природы, "Вальс” и "Романс”
– бытовые жанры, "Марш” – только как образ героев России.
Мы хотим высказать свою точку зрения, свои мысли о Музыкальных иллюстрациях
Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель”.
Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами.
Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами.
Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно "увидеть” (услышать –
представить) ушами и прочувствовать сердцем.
Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса "Тройка”. Г.П. Сергеева
предлагает ученикам прочитать отрывки из повести Пушкина, рисующие, как Владимир
и Бурмин волею судьбы в один и тот же вечер стали заложниками метели. Но, как
нам кажется, музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы. Этот
номер иллюстрирует эпиграф к повести:
Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский)
Настроение, душевные порывы этой музыки замечательно переданы в отрывке
произведения еще одного великого русского классика Николая Васильевича Гоголя:
"И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся
закружиться, загуляться, сказать иногда; "черт побери все!” – его ли душе не
любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное?
Кажется, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все
летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с
обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим
криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую далью, и что-то страшное
заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий
предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни
кажутся недвижны.
Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла
только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем
разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в
очи”.
Этот литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику
русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда
берут верх над рассудком, и "виновница” всех произошедших в повести событий
вовсе не метель, а именно эта черта характера. Поэтому события, описанные в
повести так нам близки и понятны. Созвучны они и строкам барда Александра
Розенбаума:
"Любить, так любить.
Гулять, так гулять.
Стрелять, так стрелять…”
Второй номер этой сюиты называется "Пастораль”.
Пастораль в переводе с латинского означает "пастушечий”. Это музыкальное
произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.
Вспомните, как начинается повесть:
"В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье
Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе
гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить,
поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые
для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную
семнадцатилетнюю девицу”.
Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести. Рисует
идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.
Разговор о "Вальсе” Г.П. Сергеева начинает так:
"Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их
исчезала. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали
они: ура!... Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан
он был лучшей, драгоценнейшей наградою?.. Но в уездах и деревнях общий восторг,
может быть, был еще сильнее. Появление в сих местах офицера было для него
настоящим торжеством…”.
Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин
к военным дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих
музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых
любимых и популярных жанров музыки – вальсе.
С этой мыслью Г.П. Сергеевой пожалуй можно было бы согласиться. Но давайте
вслушаемся в музыку Свиридова.
В повести Пушкина действительно нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать
этот "Вальс”, но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в
провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не
только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые
люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии,
привязанности, любви. И, скорее всего, первая встреча с Владимиром произошла
именно на балу.
"Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается
радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому
кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И
вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот
Вальса.
И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи
Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для
них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых
инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.
Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих
пар.
У Пушкина достаточно подробно описаны в повести сцены блуждающих в метели
Владимира и Бурмина. Но обратите внимание, что в музыкальных иллюстрациях
Свиридова отсутствует пьеса с названием "Метель”. Мы говорили с вами уже об
особенностях русского характера, когда слушали первую пьесу. Все безрассудство
главных героев, приведшее к таким необычным последствиям, передано в той музыке,
которая звучала взволнованно, порывисто. ("Тройка”)
Четвертым фрагментом ("Венчание”) композитор переносит нас в
маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. Что такое венчание? Как на
ваш взгляд должна звучать музыка, рисующая обряд венчания?
Вы обратили внимание, что эта музыка не звучит празднично и торжественно? Она
звучит очень трепетно, печально, сумрачно. "Я вошел в церковь, слабо освещенную
двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая
терла ей виски…Старый священник подошел ко мне с вопросом: "Прикажете начинать?”
– "Начинайте, начинайте, батюшка”, – отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она
показалась мне недурна… Непонятная непростительная ветренность… я стал подле нее
перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту
и заняты были только ею. Нас обвенчали. "Поцелуйтесь”, – сказали нам. Жена моя
обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… она вскрикнула:
"Ай. Не он! Не он!” и упала без памяти”.
Г.П.Сергеева предлагает учащимся ответить на вопрос – почему минорная окраска
в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя детей на
мысль о счастливом конце повести.
А, на наш взгляд, все дело в том, что Г.В. Свиридов использовал в этой пьесе
элементы полифонии, где очень часто минорное произведение заканчивается на
тонике одноименного мажора.
Середина цикла – это яркий жизнерадостный "Марш”. Обратимся к учебнику
Г.П. Сергеевой: "Между тем война была кончена. Полки наши возвращались из-за
границы. Народ бежал им навстречу…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как
сильно билось русское сердце при слове отечество!” Так описана в повести
"Метель” победа над Наполеоном.
В другом сочинении А. Пушкина – в романе "Евгений Онегин” звучат такие слова:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенны,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
В пьесе "Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема
патриотических чувств народа России.
Мы позволим себе вновь не согласиться с автором учебника. На наш взгляд, Г.В.
Свиридов проиллюстрировал другие строки А.С. Пушкина:
"Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их
исчезла. Восторг их был истинно упоительным, когда, встречая победителей,
кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали.”
В уездных городах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее, чем
в столицах. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством, и
мужчине во фраке плохо было в его соседстве.
Кто из офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей
драгоценнейшей наградою?”. В музыке "Марша” на первый план выходят не
героизм и патриотизм русских военных, а их жизнерадостность, восторг от победы,
юмор и бесшабашность молодости…
С настроением пушкинских строк и музыкой Г. Свиридова перекликаются строки
Марины Цветаевой:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, –
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера –
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера! Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы Своих судеб!..
В начале нашей работы мы упоминали о том, что в учебнике Г.П. Сергеевой пьеса
"Весна и осень” трактуется просто как картина природы.
Давайте вновь обратимся к Пушкину – "… жизнь Марьи Гавриловны шла своим
чередом. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления
французов. Память его казалась священной для Маши; по крайней мере, она берегла
все, что могло его напомнить: книги, им когда-то прочитанные, его рисунки, ноты
и стихи, им переписанные для нее. Соседи, узнав обо всем, дивились ее
постоянству”.
Есть хорошая русская поговорка – Время лечит. Поэтому шестой номер
этого цикла называется "Весна и осень”. Как в природе одно время года
приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим.
Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру
сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви
непременно придет в ее сердце!
Напомним, что в своем учебнике Г.П. Сергеева пишет: "Чутко следуя
вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина,
композитор вводит в свой цикл "романс без слов”, подчеркивая, что это был
любимый жанр городского музицирования той поры”.
Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?! По накалу
эмоций и страстей "Романс” можно сравнить с симфонией! Несмотря на то,
что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии
и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах! Мы
постараемся вас убедить в этом.
Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а
кульминацией музыкальных иллюстраций является "Романс”. Оба отрывка – это
диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры
инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.
Первое проведение темы – начало объяснения. "Я вас люблю, – сказал Бурмин,
– я вас люблю страстно…” (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще
ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.
Второе проведение темы. "Я поступил неосторожно, предаваясь милой
привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…” В оркестре солируют гобой и
флейта, мелодия становится более взволнованной.
Третье проведение темы. "Теперь же поздно противиться судьбе моей;
воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и
отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть
вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…” – "она всегда
существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть
вашею женою…” "Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее
создание … я женат!”. Музыка точно передает смятение чувств главных героев.
Четвертое проведение темы. "Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже
четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею
когда-нибудь”. Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации,
здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство
молодости.
Пятое проведение темы. "Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не
помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности
преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой
день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе,
так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и
которая теперь так жестоко отомщена.
-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это
были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”
Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со
своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего
пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло,
печально, отрешенно…
В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую
непредсказуемую развязку!?
А далее следуют два номера, о которых не упоминает Г. Сергеева, но которые
очень важны для создания целостного образа!
Восьмой номер иллюстраций называется "Отзвуки вальса”.
Интонационно он похож на "Вальс”, но звучит эта музыка совершенно
по-другому... Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение,
как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но
уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.
Завершает музыкальные иллюстрации пьеса "Зимняя дорога”. Этот номер
интонационно перекликается с первым номером "Тройка”, но звучит уже
гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это
бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…
Когда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
Крайние части обрамляют музыкальные иллюстрации, как рама картину или как
обложка книгу.
Закончить нашу работу мы хотим все-таки цитатой из учебника Г.П. Сергеевой,
потому что с этими словами мы целиком и полностью согласны – "Музыкальные
иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы
пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными
современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий
смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он
превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность
образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном
зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”. |