1. ПРОСВЕЩЕНИЕ В
ГЕРМАНИИ.
В конце XVII в.
в Германии возникло новое влиятельное течение пиетистов, отвергавшее
обрядность и ученое богословие. Готфрид Арнольд (1666–1714) и другие более смелые деятели среди пиетистов
стояли уже, в сущности, на позициях деизма – рационалистической религии,
отвергавшей вместе с христианской обрядностью и учение о Божественном
откровении. Постепенно пиетизм выродился в мистико—аскетиче—скую секту,
выдвигавшую на первый план идеи смирения, отказа от своей личности.
Видным деятелем немецкого
Просвещения был Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716). Философия Лейбница является одним из
направлений объективного идеализма, но в ней имеются элементы диалектики, в
частности понимание неразрывной связи материи и движения, единичного и
всеобщего. Его учение о «предустановленной гармонии» означает, в сущности,
признание того, что все в мире хорошо и разумно.
Философские взгляды
Лейбница были приведены в новую систему его учеником Христианом Вольфом
(1679–1754). Вольф придал им более
резко выраженный рационалистический характер. Значение Вольфа специально для
Германии состоит в том, что он создал немецкую философскую терминологию.
Центральной фигурой
немецкого Просвещения был Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781). Свои взгляды на значение религии Лессинг
выразил в анонимно изданной в 1780 г. брошюре «Воспитание человеческого
рода». Здесь им проводится та мысль, что человечество, как и каждый отдельный
человек, проходит ряд ступеней органического развития. Господство религии, веры
в Божественное откровение свидетельствует о незрелости человеческого общества.
Однако религия не является только нагромождением глупостей и заблуждений.
Ступени ее развития зависят от исторического уровня культуры, они ведут к
высшей стадии – эпохе «вечного евангелия» – разума, стадии такого общественного
строя, при котором люди будут соблюдать порядок без всякого государственного
принуждения.
Идеи Лессинга развил Иоганн
Готфрид Гердер (1744–1803). В своих
знаменитых «Идеях к философии истории человечества» он развернул мысль о том,
что органическое развитие природы по замыслу творца необходимым образом
переходит в историю человечества. В ней культуры различных народов, от
первобытных до самых развитых, выступают ступенями восхождения человеческого
рода к состоянию гуманности, т. е. подлинной человечности, образованности
и просвещенности.
Развитие немецкого
Просвещения ярко выражено в философии Иммануила Канта (1724–1804). Для Канта просвещение – это более высокая
ступень в развитии человека, когда он освобождается от давления на его мысли
внешнего авторитета, достигает способности свободно и безгранично пользоваться
своим разумом и осмеливается с его помощью познавать все сущее. В своем
произведении «Критика чистого разума» (1781 г.) Кант заложил основы
т. н. трансцендентальной философии, которая переносит диалектическое
развитие в область чистого мышления.
По Канту, все, что нам
кажется закономерным, принадлежит нашему созерцанию и рассудку, может мыслиться
нашим разумом, но никоим образом не является отражением внешней
действительности. Познание ограничено миром явлений. Подлинное существо всякой
вещи – «вещь в себе» – недоступно нашему познанию. Философская позиция Канта
носит двойственный характер. Объективно существующая, хотя и непознаваемая
«вещь в себе» представляет собой остаток материализма в его учении. Отсюда
наличие критики философии Канта справа и слева – со стороны идеалистов и материалистов.
2. ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ.
В XVIII в.
в Европе возникло широкое культурное движение, известное в истории под
названием Просвещения. Оно
явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков
феодализма в общественных отношениях, государственном строе и господствующей
идеологии, тормозивших развитие капитализма.
Идеи Просвещения нашли
широкое отражение в литературе и искусстве ведущих стран Европы. В Германии
главным центром литературного движения в первой половине века Просвещения была
Саксония, особенно торговый и университетский город Лейпциг. Здесь протекала
деятельность влиятельного пропагандиста и теоретика классицизма Готшеда
(1700–1766). Готшед восставал «во
имя разума» против средневековой фантастики; его бесспорной заслугой является
борьба за ясный и правильный немецкий язык, за восстановление прямой связи
театра с литературой, за поднятие немецкого театра на уровень европейского
театра того времени. В эпоху Просвещения создавал свои произведения немецкий
писатель—просветитель Воланд (1733–1813). Его современники называли «немецким
Вольтером», которого он действительно напоминал изяществом стиля, остроумием,
смелыми выпадами против официального лицемерия и некоторыми другими чертами
таланта.
Под влиянием
просветительских идей сложилось реалистическое творчество немецких портретистов
Антона Графа (1736–1813) и Иоганна
Фридриха Тишбейна (1722–1789). Самое
заметное место в немецком искусстве XVIII в. принадлежит музыке,
представленной в первой половине этого века мужественным, полным глубокого
чувства творчеством Баха и Генделя – выдающихся немецких композиторов. Развитие
немецкой музыки было тесно связано с Реформацией.
Современник Баха, Г.Ф.
Гендель (1685–1759) написал более 40
опер, из которых наибольшей известностью пользовалась опера «Родалисто».
В эпоху Просвещения
создавали свои великолепные музыкальные произведения австрийские композиторы
Глюк, Гайдн и Моцарт. Широко известны замечательные музыкальные произведения В.А.
Моцарта (1756–1791): «Реквием»,
опера—комедия «Свадьба Фигаро» (1786 г.), опера—драма «Дон—Жуан»
(1787 г.) и философская опера—сказка «Волшебная флейта» (1791 г.).
Французская художественная
литература эпохи Просвещения сделала важный шаг в направлении реалистического
отображения действительности. В творениях Вольтера и Руссо французская
художественная литература непосредственно сливается с передовой общественной
мыслью эпохи Просвещения. Борьба за новые эстетические идеалы достигает своего
кульминационного пункта в период расцвета деятельности Дидро и энциклопедистов.
Архитектура, живопись,
ваяние, музыка – все эти виды искусства также испытывали на себе плодотворное
влияние передовых идей Просвещения. Ясность и простота, гармония и
пропорциональность всех частей архитектурной композиции – вот к чему стремились
архитекторы, испытавшие влияние просветительской мысли. Представителями
демократического направления в живописи были французские художники Шарден
(1699–1779) и Грез (1725–1805).
Заслуга реформы
итальянского театра в духе эпохи Просвещения принадлежит Карло Гольдони
(1707–1793). В своих комедиях
Гольдони указывает на деловитость, предприимчивость и семейные добродетели
буржуа.
К концу XVIII в.
буржуазия Европы настолько окрепла, что ждала от искусства эпохи Просвещения
призыва к подвигу, прославления гражданской доблести, героики борьбы. |