1. ИСТОКИ НОВЫХ 36
ИДЕЙНО—ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ И ТРАДИЦИЙ В XVIII В.
Реформация – главный исток
новых идейно—политических течений в XVIII в.
В Средние века и в раннее
Новое время практически все учения, создатели которых стремились объяснить суть
различных процессов в обществе, были в своей основе религиозными. В те времена
религия отвечала на все вопросы, которые могли возникнуть улюдей. Но по мере
развития цивилизации человеческая мысль порождала все новые вопросы, которые
требовали именно светского, т. е. нерелигиозного, ответа и объяснения.
Конечно, религиозные истины возвышенны и благородны, но они и умозрительны, не
связаны с тем, о чем то и дело заставляла думать жизнь. На вопросы о социальном
неравенстве, причинах, порождающих его, Библия не давала прямых ответов.
Поэтому и стали появляться социальные учения, призванные ответить на самые
разные вопросы, возникающие в повседневной жизни.
Сокращение религиозной
основы новых идейно—политических течений в XVII.
Главным истоком новых
идейно—политических течений в XVIII в. была эпоха Реформации, которая
вызвала оживление и активизацию общественной мысли. В частности, огромное
влияние на этот процесс оказали «95 тезисов» Мартина Лютера, получившие широкое
распространение и отклик в Европе. Великие географические открытия и успехи
естествознания являются еще одним истоком идейно—политических течений в
XVIII в., т. к. оказали большое влияние на изменения в мировоззрении
общества, внеся определенную ясность в картину мироздания. Они поколебали
старые религиозные представления об окружающем мире, его происхождении и
развитии.
Но в основе многих новых
социальных учений лежали религиозные постулаты и легенды. Например, «бог создал
всех равными» – возникла идея социального равенства, на котором должно
основываться человеческое общество и, соответственно, государство; библейская
легенда о рае породила также идею о светлом будущем человечества – о создании
«рая» земного на основе равенства, братства и справедливости, всеобщего
благоденствия.
Ряд новых
идейно—политических течений в XVIII в. возник как ответ на церковное
мракобесие и суды инквизиции на волне общественного протеста. Ведь на костры
инквизиции попадали не только вероотступники—еретики, «ведьмы» и «колдуны», но
и сторонники истинной веры в Бога – Ян Гус, Жанна д'Арк и др.
В XVIII в. еще
сохранялось сильное влияние религии, поэтому в основе многих
идейно—политических течений и традиций лежал деизм – рациональная вера в Бога –
в сочетании с наукой, с научным обоснованием веры.
Влияние просветителей
на оживление и активизацию общественного сознания
Ярко выразил ситуацию в
обществе XVIII в. польский мыслитель Станислав Конарский, который писал в
1760 г.: «Мы жалуемся на несправедливые и часто бесстыдно продажные суды,
на безнаказанные клятвопреступления, которые превратились уже почти в привычку,
на непереносимые обиды от более знатных и сильных, на то, что повсюду много
тиранов и тирании над более слабьыми… Каждый гражданин словно ни о чем другом
не думает, лишь бы ему было хорошо, а остальные пусть погибают…»
Наиболее широко новые
идейно—политические течения в XVIII в. были распространены в передовых
высокоразвитых странах Европы – Англии и Франции, где часто были народные
восстания и революции. Франция дала миру выдающихся мыслителей того времени –
Монтескье, Дидро, Вольтера, Руссо и прочих, которые своими работами
способствовали оживлению и активизации общественного сознания не только в
Европе, но и в других уголках Земли.
2. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
Почему в одних обществах
прогрессивные изменения нарастают быстрыми темпами, а другие застыли на том же
экономическом, политическом и духовном уровне? Человечеству всегда хотелось
ускорить развитие экономики и общества в целом. Но в разных странах добивались
этого разными путями – одни путем ведения захватнических войн, другие путем
проведения прогрессивных реформ, нацеленных на преобразование общества и хозяйства.
В ходе истории развития человечества определились два пути развития общества –
революционный и эволюционный.
Эволюционный путь (слово
«эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») –
путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы
спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу,
т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать,
быстро перенимать передовой опыт других государств.
Сторонники революционного
пути считали, что ради благой цели, «светлого будущего» (рая на земле) хороши
все средства, включая и насилие. При этом, по их мнению и убеждению, все, что
стоит на пути прогресса, должно быть немедленно отброшено, уничтожено. Под
революцией вообще понимают любое (как правило, насильственное) изменение
характера правления обществом. Революция – это происходящее в течение
определенного периода времени (обычно короткого) тотальное изменение всех
сторон жизнедеятельности, коренной перелом в характере социальных отношений.
Революция (от
позднелатинского термина, означающего «поворот», «переворот», «прорыв
постепенности») – это изменение во внутренней структуре системы, которое
становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы,
это коренное качественное изменение, т. е. скачок. В то же время реформа
является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и
революция становятся необходимыми компонентами общественно—исторического
развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как
количественные изменения, а революция – как качественные.
Каждый преобразователь
общества понимал «прогресс» по—своему. Соответственно, менялись и «враги
прогресса». Это могли быть короли и президенты, феодалы и буржуа (для Петра I
это были бояре), но суть такого направления всегда оставалась одной и той же –
действовать быстро и беспощадно. Насильственный путь, путь революции (по—латыни
– «переворота») практически непременно оказывался связан с разрушениями и
многочисленными жертвами. В процессе развития социально—политической мысли
взгляды и практика действий сторонников революционного пути становились все
более ожесточенными и беспощадными. Но все же примерно до конца XVIII в.,
до Французской революции, теория и практика идейно—политических течений
развивались преимущественно в духе эволюционных воззрений. Это в определенной
мере было обусловлено культурными и нравственными традициями Возрождения и
гуманизма, а затем и Просвещения, которые отвергали насилие и жестокость.
Уникальными являются в
конце XVII – начале XVIII вв. реформы Петра I, начавшего со стрижки бород
у бояр и закончившего суровыми карами по отношению к противникам реформ. Эти
реформы русского императора были в духе революционного пути развития общества.
В конечном итоге они способствовали значительному прогрессу в развитии России,
укреплению ее позиций в Европе и мире в целом на многие годы вперед. |