1. КИТАЙ В XVI–XVIII
ВВ.
Еще с древних времен
китайцы считали свое государство центром мира. Они называли его срединным, или
поднебесным, государством. Все окружающие народы были для китайцев варварами и
рассматривались как подданные императора. В XVI–XVIII вв.
в вассальной зависимости от Китая находились Корея, Вьетнам, Бирма, Тибет.
Во главе китайского
государства стоял император, обладавший неограниченной властью, которую он
передавал по наследству. В управлении страной императору помогал
государственный совет, в который входили его родственники, ученые и советники.
Управление страной осуществлялось через три палаты. Первая палата включала
шесть ведомств: чинов, обрядов, финансовое, военное, ведомство наказаний,
ведомство общественных работ. Две другие палаты готовили императорские указы,
следили за церемониями и приемами в честь императора.
Особая палата цензоров
контролировала действия чиновников на всей территории Китая. Страна была
разделена на провинции, которые делились на округа и уезды, ими управляли
чиновники различных рангов.
Китайское государство
носило название правящей в стране династии: с 1368 по 1644 гг. –
«империя династии Мин», с 1644 г. – «империя династии Цин».
К началу XVI в. Китай
уже был государством высокой культуры с развитой системой образования. Первой
ступенью системы образования являлась школа, где учились мальчики, родители
которых могли оплачивать обучение. После выпускного экзамена в начальной школе
можно было поступить в провинциальное училище, в котором продолжалось изучение
иероглифов (а их в китайском языке около 60 тыс., в школе заучивали
6–7 тыс., ученые люди знали 25–30 тыс.), а также учащиеся овладевали
каллиграфией – мастерством красиво и четко писать тушью. Студенты училища
зазубривали наизусть книги древних авторов, знакомились с правилами
стихосложения и составления трактатов. В конце обучения они сдавали экзамен –
писали поэму в стихах и сочинение. Стать чиновником мог только образованный
человек.
Среди китайских чиновников
было много поэтов ижи—вописцев. В Китае в XVI в. уже были развиты ремесла
по изготовлению шелка и фарфора. Фарфоровые изделия и шелковые ткани украшались
различными рисунками с применением высококачественных красок.
Тремя главными опорами
китайского государства на протяжении многих веков были три учения: конфуцианство,
буддизм и даосизм. Конфуций
разработал свое учение еще в середине I тысячелетия до н. э., и оно
занимало важное место в мировоззрении китайцев и в XVI–XVIII вв.
Традиционное общество в Китае строилось на конфуцианских принципах сыновней
почтительности, уважения к старшим. Верность, покорность, доброта и
сострадание, высокое чувство долга, образованность были главными чертами
благородного и достойного человека.
Основоположник даосизма – Лао—цзы
– изложил свое учение в книге «Дао
де цзин». Постепенно даосизм из философии превратился в религию («дао»
по—китайски – «путь»). Даосизм учил, что человек может избежать мучений ада и
даже стать бессмертным. Для этого надо следовать в своей жизни принципу «недеяния»,
т. е. отстраниться от активной общественной жизни, стать отшельником,
искать истинный путь – дао.
Буддизм проник в Китай из
Индии в начале I тысячелетия н. э. и к XVI в. имел весьма
прочные позиции и огромное влияние на жизнь традиционного общества. К этому
периоду в Китае было построено множество храмов и буддистских монастырей.
Все три учения имели
большое значение для поддержания и укрепления основ китайского государства, они
были главными опорами традиционного китайского общества.
2. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
КИТАЯ В XVI–XVIII ВВ.
К XVI в. при Минской
династии Китайская империя охватывала территорию современных внутренних
провинций Китая и часть Маньчжурии. Вассалами Китая являлись Корея, Вьетнам и
Тибет. Страна была разделена на 15 крупных административных единиц. Управлялись
они чиновниками, назначавшимися центральной властью. В XVI–XVIII вв. рост
производительных сил в Китае нашел свое отражение в развитии ремесла, улучшении
техники земледелия, дальнейшем развитии товарного производства и денежных
отношений. В феодальной Минской империи появляются элементы новых,
капиталистических производственных отношений – зарождается и развивается
мануфактура. В то же время действовали причины, тормозившие общественное
развитие Китая. К ним в первую очередь относятся высокая норма феодальной
эксплуатации, обусловившая нищету крестьян, а также существование замкнутых
сельских общин, где земледелие было соединено с домашним ремеслом. С другой
стороны, вторжение в XVII в. маньчжуров и захват ими власти в Китае,
сопровождавшиеся длительной войной и разрушением производительных сил, привели
к варварской и герметической изоляции страны от внешнего мира, что не могло не
сказаться резко отрицательно на темпах прогрессивного развития Китая.
В конце XVI – начале
XVII вв. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка.
Управлявшие государством приближенные императора разворовывали государственную
казну. Расходы на содержание огромного числа чиновников и пышного
императорского двора требовали введения все новых налогов.
Свержение Минской
династии. Маньчжурское завоевание Китая.
С конца XVI в. на
территории современного Северо—Восточного Китая усилилось племя маньчжуров,
создавших там свое государство. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать
набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племен и Корею. Вслед за тем они
начали войну с Китаем. В то же время в Китае происходили крупные крестьянские
восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в
Пекин, в результате чего Минская династия перестала существовать. Напуганные
всем происходящим, китайские феодалы открыли доступ в столицу маньчжурской
коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае
утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г. В отличие от
прежних завоевателей маньчжуры не растворились среди местного населения
(запрещены были даже смешанные браки между маньчжурами и китайцами), а
обеспечили себе обособленное и привилегированное положение.
По форме правления цинский
Китай в XVII–XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император
– богдыхан, наделенный неограниченной властью.
Цинская династия вела
бесконечные захватнические войны. К середине XVIII в. она завоевала всю
Монголию, затем присоединила к Китаю и государство уйгуров, расположенное к югу
от Тянь—Шаня, восточную часть Тибета. Неоднократно предпринимались
завоевательные походы во Вьетнам и Бирму.
Получить свободный доступ
в Китай европейские купцы пытались еще задолго до образования Цин—ской империи.
Первыми в Китае появились португальцы, которые в 1537 г. основали на южном
побережье Китая колонию Макао. В XVII–XVIII вв. в китайских портах
стали появляться английские и французские купцы. Но маньчжурские власти решили
ограничить торговлю с иностранцами и с этой целью издали в 1757 г. указ
цинского императора, по которому все порты, кроме Гуанчжоу, были объявлены
закрытыми для внешней торговли. Так было положено начало изоляции Китая. |