1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ИДЕЙ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ.
Эпоха Реформации является
последним хронологическим периодом эпохи Возрождения, завершающим этот
прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Реформация – это широкое религиозное и
социально—политическое движение, развернувшиеся в начале XVI в.
в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Свои
истоки Реформация берет в Германии, а затем охватывает ряд европейских стран.
Она привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании,
Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично
Германии.
Реформация породила третью
после православия и католицизма ветвь христианства – протестантизм. Всех
сторонников Реформации – в любой ее форме – принято называть протестантами.
Под протестантизмом
принято понимать совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей,
отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями.
Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и
католических святых, ангелов, Богородицу; христианский триединый Бог занимает у
них совершенно монопольное положение.
Отличие протестантизма от
католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и
человека. По представлению протестантов, благодать исходит на человека от Бога,
минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и
воле Бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской и
главенствующую роль церкви и римского папы.
В Северной Германии князья
провели в своих владениях реформу церкви на принципах, предложенных Лютером.
Они закрыли монастыри, захватили церковные земли. Князь стал главой церкви в
своем княжестве. Эта церковь стала называться лютеранской.
В 1555 г., после
длительной войны протестантских князей с императором Карлом V, был заключен
Аугсбургский религиозный мир. В результате этого за князьями была признана
полная свобода в вопросах вероисповедания. Отныне они сами могли решать, во что
верить их подданным. Таким образом, был установлен принцип «чья власть, того и
религия».
Гораздо дальше лютеран
пошли протестанты Швейцарии и Нидерландов. Основателем наиболее
последовательного реформационного учения, послужившего идеологической основой
антифеодальных революций, стал женевский проповедник Жан Кальвин
(1509–1564). Центральным положением
кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому
судьба человека в земной жизни и жизни вечной предуготовлена еще со времен
сотворения мира. Фактически каждый кальвинист верил, что именно он является
Божьим избранником, предопределенным к спасению и вечному блаженству.
Подтверждением Божественного избрания является, по Кальвину, преуспевание в
мирских делах, в частности в торговле. Умеренность и бережливость считались у
кальвинистов главными добродетелями. Кальвинистская церковь весьма жестоко
преследовала своих противников.
Таким образом, термин
«реформация» прежде всего выражает ту существенную сторону движения, центром
которой является критика и атака на монопольное положение католической папской
церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего
европейского общества. Революционизирующее протекание реформаторского движения
проявилось как решающая битва европейского мещанства против феодализма.
Причинами Реформации были:
1) нарастание и
развитие буржуазных отношений;
2) выдвижение
индивидуализма;
3) оформление
государственной самостоятельности европейских стран, желание отделиться от
католической церкви.
Реформация подорвала
духовные и экономические основы католицизма и стала причиной появления новых
христианских церквей, раскола Европы, Тридцатилетней войны
(1618–1648 гг.).
2. РЕФОРМАЦИЯ В
ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ.
В 20–30–е гг. XVI в.
лютеранство проникает в Швецию, Норвегию и Данию. Но особенно благоприятную
почву Реформация нашла в соседней Швейцарии и именно здесь сделала следующий
шаг в идеологическом и организационном отношениях. Здесь были выработаны новые
системы протестантизма и созданы новые реформационные церковные организации.
Прогрессивные слои
бюргерства стремились к превращению Швейцарии в федерацию с централизованной
властью, где ведущее место было бы у городских кантонов. Как и крепостные крестьяне,
они были заинтересованы в секуляризации монастырских земель. Авторитет
католической церкви в Швейцарии к этому времени был уже основательно подорван
из—за злоупотреблений, распущенности и невежества клира. От произвола правящей
верхушки и вымогательств церкви страдал и городской плебс. В то же время
господство цехов и патрициата в городах, наличие дворянского, муниципального и
особенно монастырского землевладения,
эксплуатировав—шихтрудфеодально—зависимого крестьянства, зависимость некоторых
городов и союзных земель от духовных и светских сеньоров свидетельствовали
осиле и живучести феодальных отношений. Это приводило к складыванию
непримиримых противоречий в городских кантонах. Тем самым в значительной
степени была подготовлена почва и для Реформации.
Вопросы церковной
реформации были поставлены в Швейцарии иначе, чем в Германии. Здесь не было
гнета императора, княжеской власти и значительно слабее была католическая
церковь. Но острыми были проблемы взаимоотношения швейцарских кантонов между
собой, Швейцарии и соседних стран, стремившихся поставить горные проходы, через
которые шли торговые потоки, под свой контроль.
Успешным продолжением
лютеранских начинаний в Швейцарии явилась реформация Ульриха Цвингли и Жана
Кальвина. После спада первой волны Реформации (1531 г.) подымается вторая
волна, связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина, который
большую часть своей жизни провел в Швейцарии. Кальвин под влиянием идей Лютера
отрекся от католической церкви и примкнул кпротестан—тскому движению. В
Швейцарии он написал свой главный трактат «Наставления в христианской вере»,
его догмы выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии. Кальвинизм,
однако, еще более упростил
христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер
(выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства. Кальвин
стоит на тех же позициях, что и Лютер, т. е. с его точки зрения
земная жизнь – это путь к спасению, в этой жизни высшей добродетелью является
терпение. Однако он подчеркивает большую возможность активного включения
христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением
имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в
согласии с божьей волей.
Основа кальвинизма –
учение о Божественном предопределении. Кальвин упростил и усилил это учение,
доведя его до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены
Богом к спасению и небесному блаженству, а другие – к гибели и вечным мукам,
причем никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек
спасается не потому, что верит, а верит потому, что предопределен к спасению.
Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен
прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению. Критика
роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества,
литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.
Провозглашенную
Реформацией свободу совести и толкования Библии Кальвин свел к свободе от католицизма,
не допуская критики своего учения. |