В
литературе часто можно встретить формулу: «рабство сынов Израилевых в Египте»,
которую следует рассматривать лишь как образное выражение. Она не имеет никаких
оснований ни в библейском тексте, ни с точки зрения исторической. Известно, что
рабство – это форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями
производства является собственностью своего хозяина-рабовладельца.
Согласно
Библии, потомки Иакова во время жизни в Египте де-юре были такими же подданными
фараона, как и египтяне. Другое дело, что египтянам (как и многим другим
народам до и после них) было свойственно презрительное отношение к чужеземцам.
Тем не менее благодаря уважению фараона к Иосифу израильтяне первое время жили
в условиях наибольшего благоприятствования.
Однако шли годы, сменялись фараоны,
заслуги Иосифа забывались, и положение пришлого народа ухудшалось. Евреев стали
использовать на принудительных работах, бремя трудовой повинности становилось
все тяжелее, однако в рабство потомков Иакова никто не обращал. У них не было
иных хозяев, кроме фараона, который управлял ими с помощью своих чиновников.
Более того, положение потомков Иакова было значительно выше, чем положение
простого египетского крестьянина, иначе как объяснить, что перед бегством из
Египта евреи сумели, по указанию Моисея, «выпросить» у своих соседей (видимо,
не самых бедных из египтян) «вещей серебряных и вещей золотых и одежд»?
Трудно
поверить, что египтяне отдали бы свои сокровища людям, стоящим значительно ниже
их в социальной иерархии, а тем более презираемым ими. Вспомним также, что,
покидая Египет, израильтяне гнали с собой «мелкий и крупный скот, стадо весьма
большое».
|