Франциск
Ассизский (1182–1226) был купеческим сыном, вел довольно разгульный образ
жизни, но затем отказался от богатства и с 1206 года посвятил себя проповеди
евангельской бедности.
В 1207–1209 годах он основал братство миноритов
(«меньших братьев»), преобразованное затем в нищенствующий монашеский орден
францисканцев. Осуждая в своем своде законов «Правила жизни» деньги, торговлю и
всякие материальные блага, Франциск проповедовал добровольную нищету, а потому
на первых порах встречал недоброжелательное к себе отношение со стороны многих
представителей духовенства. Так, бенедиктинский монах-летописец Матвей
Парижский называл Франциска «божьим дурачком» и говорил в его адрес:
«Проповедуй твои «Правила» свиньям; людям они не нужны». Однако папа Иннокентий
III, понимая, какой популярностью среди бедняков пользуется проповедь нищеты,
решил поставить деятельность францисканцев под свой контроль. Под предлогом,
что «апостольский образ жизни нуждается в приличном ему платье», Иннокентий III
в 1223 году утвердил новый устав ордена, разработанный кардиналом Гуго (будущим
папой Григорием IX). Устав этот был значительно мягче, чем «Правила жизни»
Франциска: он не требовал сурового соблюдения идеала нищенства и допускал
владение имуществом. Со временем францисканцы стали во многом напоминать
доминиканцев. Отказываясь формально от мира и его благ, они «в интересах лучшей
пропаганды своего учения» оставались жить в этом «полном греховности и соблазна
мире».
Сам Франциск, противясь перерождению своего творения в обычный
монашеский орден, еще в 1220 году отошел от его руководства, что не помешало
папе Григорию IX в 1228 году канонизировать его. Устав ордена францисканцев еще
несколько раз изменяли в сторону его смягчения, орден превратился в крупного
собственника, приспособленцы в нем все больше брали верх над странниками с
нищенской сумой. Когда генералом ордена стал Илья Кортонский, ревнители
строгого соблюдения заветов Франциска даже подвергались преследованиям. Так,
Антония Падуанского, впоследствии ставшего одним из самых популярных святых,
бичевали до боли и заковали в цепи; точно так же за «кривое» истолкование
учения Франциска был посажен на два года в тюрьму член ордена некий Цезарь. |