Человеческие
жертвоприношения были распространенным явлением в языческом обществе, в том
числе и в Древней Руси. Особенно часто они происходили после кровопролитных
сражений: вражеская кровь должна была искупить кровь павших в бою
соплеменников. Одно из самых известных таких жертвоприношений свершилось в 971
году, во время осады византийцами болгарского города Доростол (современная
Силистрия), за стенами которого укрылось войско великого князя киевского Святослава
Игоревича.
В ночь перед решающим сражением русы сожгли тела своих погибших
воинов, заколов предварительно множество пленных мужчин и женщин. В числе
принесенных в жертву были и грудные младенцы, задушенные русами, а также
петухи, которых топили в водах Дуная. Другое известное жертвоприношение имело
место в 983 году после возвращения великого князя киевского Владимира
Святославовича из ятвяжского похода – всего за пять лет до принятия Киевской
Русью христианства.
В позднейшие века русского язычества, когда, подавляемое
властями, оно сопротивлялось наступлению христианства, человеческие
жертвоприношения стали еще более частыми. Археологические исследования,
проведенные в 1982–1989 годах на реке Збруч в Прикарпатье, свидетельствуют, что
обычай приносить людей в жертву богам существовал на Руси вплоть до середины –
второй половины XIII века, то есть спустя более двух с половиной столетий после
ее крещения, когда христианство, казалось бы, уже полностью утвердилось в
Древнерусском государстве. |