В
одной из самых блестящих своих работ «Талейран» академик Е. В. Тарле пишет об
этом следующее: «Что такое «убеждения» – князь Талейран знал только понаслышке,
что такое «совесть» – ему тоже приходилось изредка слышать из рассказов
окружающих, и он считал, что эти курьезные особенности человеческой натуры
могут быть очень даже полезны, но не для того, у кого они есть, а для того,
кому приходится иметь дело с их обладателем… Смотря на историю как на
непрерывную игру сил, Талейран лишь с недоумением и пренебрежением взирал на
тех, кто не сразу перебегал на сторону победителя, а еще задерживался и мучился
какими-то совсем непонятными ему (Талейрану) колебаниями… Князя Талейрана
называли не просто лжецом, но «отцом лжи».
И действительно, никто и никогда не
обнаруживал такого искусства в сознательном извращении истины, такого умения
при этом сохранять величаво-небрежный, незаинтересованный вид, безмятежное
спокойствие, свойственное лишь самой непорочной, голубиной чистоте души, никто
не достигал такого совершенства в употреблении фигуры умолчания, как этот в
своем роде необыкновенный человек.
Даже те… которые считали его ходячей
коллекцией всех пороков, почти никогда не называли его лицемером. Этот эпитет к
нему как-то не подходит, так как слишком слаб и невыразителен». |