Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 05:17:14
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА [81]
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ РОССИИ [24]

Внутренняя политика России в 1881–1894 гг.

ПЛАН

1. Факторы внутренней политики.

1.1. Острый экономический кризис.

1.2. Обострение социально‑политической обстановки.

1.3. Представление о реформах 1860–1870 гг. как главном источнике бед страны. Стремление верхов к стабилизации.

1.4. Сила традиционалистских установок.

1.5. Процесс капиталистической модернизации.

1.6. Личные качества Александра III.

2. Политика в сфере государственного управления.

2.1. Общая характеристика и основные этапы.

2.2. Первый этап. Положение об усиленной и чрезвычайной охране.

2.3. Земские начальники.

2.4. Земская контрреформа.

2.5. Городская контрреформа.

2.6. Политика власти по отношению к судам.

2.7. Национальная политика.

3. Социально‑экономическая политика.

3.1. Общая характеристика.

3.2. Политика по отношению к крестьянству: Меры либерального характера. – Консервативные шаги.

3.3. Рабочий вопрос.

3.4. «Дворянская» политика.

3.5. Экономическая политика правительства: Основные направления политики индустриализации. – Финансовая политика.

4. Политика в области образования и печати.

4.1. Общая характеристика.

4.2. Реакция в области образования.

4.3. «Временные правила о печати».

5. Выводы.

 

1. Факторы внутренней политики

 

1.1. Острый экономический кризис, охвативший сельское хозяйство страны, ухудшивший положение крестьянства и подрывавший позиции дворянства.

1.2. Обострение социально‑политической обстановки, вызванное деятельностью революционеров и убийством Александра II.

1.3. Представление о реформах 1860–1870‑х гг. как главном источнике бед страны, утвердившееся среди части правящей элиты, ее стремление восстановить порядок, вернуться к «дореформенному» самодержавию, которое, по убеждению Александра III и его ближайшего окружения, выступало гарантом внутренней стабильности и внешней мощи России.

1.4. Сила традиционалистских установок в сознании народа, неприятие новшеств, усталость от реформ, которые, как казалось, лишь ухудшали условия жизни.

1.5. Продолжающийся в стране процесс капиталистической модернизации объективно требовал продолжения преобразований. Время правления Александра III характеризуется некоторыми историками как эпоха контрреформ и реакции, однако и тогда проводились определенные либеральные преобразования в социальной и экономической сферах.

1.6. Личные качества Александра III. Будучи консерватором и патриотом, он искренне верил, что постепенное возвращение к старому, патриархально‑попечительному самодержавию и укрепление разлагавшегося под воздействием объективных факторов сословного строя отвечает интересам России. Александр III отличался прямотой суждений, неприязнью к условностям и интригам высшего света. Уважительно относился ко всему национальному русскому и критически, с предубеждением – к иностранному. Его образ жизни и внешний облик соответствовали народным представлениям о справедливом царе. Не обладавший стратегическим видением перспективы, он был практичен в ведении повседневных дел, осторожен, сумел за время своего правления избежать войны.

 

2. Политика в сфере государственного управления

 

2.1. Общая характеристика и основные этапы. Политика в сфере государственного управления была направлена на укрепление государственной власти, усиление административного начала в системе местного самоуправления и постепенное ограничение реформ 60–70‑х гг. Уже в апреле 1881 г. император подписал Манифест «О незыблемости самодержавия» (подготовленный К. Д. Победоносцевым), означавший отказ от проекта М. Т. Лорис‑Меликова и повлекший за собой отставку либеральных министров.

Во внутренней политике нового монарха выделяются два этапа. Первый (март 1881 г.  – май 1883 г.) характеризовался выработкой нового курса, неизбежными в условиях преодоления кризиса колебаниями и был связан с именем министра внутренних дел Н. П. Игнатьева, ставшего переходной фигурой. На втором этапе, продолжавшемся до конца царствования Александра III, министерство возглавлял Д. А. Толстой (умер в 1889 г.), ставший символом политики реакции и контрреформ.

В современной отечественной историографии есть и иные оценки политики Александра III, согласно которым Россия в целом продолжала развиваться в направлении, заданном реформами 60‑х гг.

2.2. Первый этап. Положение об усиленной и чрезвычайной охране и другие меры. Одним из первых шагов правительства Александра III стало принятие в августе 1881 г. «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и привидении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны» – закона, который усилил полицейский режим в стране. Власти при введении в какой‑либо местности усиленной или чрезвычайной охраны могли без суда высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, органы печати и торгово‑промышленные предприятия. Временное положение, введенное на 3 года, продлевалось вплоть до 1917 г.

В 1882 г. были введены «временные правила» о печати, усиливавшие цензуру. Кроме того, были усилены репрессивные органы: созданы охранные отделения, расширены функции Департамента полиции, проведена реформа Министерства внутренних дел, при котором появилась собственная судебная инстанция – Особое совещание, занимавшееся делами о политической неблагонадежности, о заводских и крестьянских беспорядках и о сектантах. В результате принятых мер, а также внутреннего кризиса революционного движения властям удалось разгромить «Народную волю» и восстановить порядок в стране.

2.3. Земские начальники. В 1889 г. правительство ввело «Положение о земских участковых начальниках», которое, упразднив выборный мировой суд, мировых посредников и уездные присутствия по крестьянским делам, передавало административную и судебную власть на местах назначаемым министром внутренних дел на эту должность потомственным дворянам из местных помещиков. Земские начальники обладали широкими административно‑полицейскими и судебными полномочиями, им подчинялись сельские и волостные сходы. В итоге эта мера в определенной степени реставрировала административную власть помещиков над крестьянами, которые после ее реализации даже заговорили «о восстановлении крепостного права».

2.4. Земская контрреформа (1890). По новому закону в земских учреждениях увеличивалось представительство дворян и усиливался контроль над земствами со стороны администрации. В первой землевладельческой курии имущественный ценз понижался, что позволило пополнить ряды гласных представителями мелкопоместного дворянства. Во второй курии имущественный ценз, наоборот, повысился, что ограничило права средних предпринимателей. Гласные от крестьянской курии теперь должны были утверждаться властями.

2.5. Городская контрреформа (1892) повысила имущественный ценз для участия в выборах. Это сократило количество избирателей в 3 раза и обеспечило доминирование в городском самоуправлении крупных предпринимателей и дворян‑землевладельцев, имевших крупную недвижимость в городах. Кроме того, власти теперь имели право не только отклонять кандидатуру уже избранного городского головы, но и утверждать весь руководящий состав городского управления, еще активнее вмешиваться в дела Думы, что усилило административный контроль за деятельностью городского самоуправления.

2.6. В судах была ограничена гласность, из юрисдикции суда присяжных изымались все дела о насильственных действиях против должностных лиц и передавались на рассмотрение в военный суд. Ограничивалась публичность судебных заседаний, нарушался принцип несменяемости судей, что, в определенной степени, создавало возможность административного давления на суды. Некоторые виды дел изымались из ведения суда присяжных заседателей, для которых также повышался имущественный ценз.

Вынашивались планы полной ликвидации института присяжных, который правые пренебрежительно называли «судом улицы». Однако разрабатывавшиеся проекты общего пересмотра судебных уставов так и не были реализованы.

2.7. Национальная политика. Вновь получила широкое распространение идея «национальной самобытности» России, которая противопоставлялась Западу. Проводилась активная русификация народов окраин империи. В национальных регионах – в Польше, прибалтийских губерниях, на Украине предпринимались меры по введению русского языка в делопроизводство в государственных учреждениях, а также в преподавании в вузах и школах.

Ограничивались права лиц неправославных вероисповеданий, особенно евреев. Так, в 1882 г. были приняты Временные правила, запрещавшие лицам иудейского вероисповедания селиться вне городов и местечек, покупать или арендовать землю, а в 1887 г. издан циркуляр, устанавливавший процентную норму для евреев в средних и высших учебных заведениях. Кроме того, евреи были отстранены от участия в выборах органов местного самоуправления.

 

3. Социально‑экономическая политика

 

3.1. Общая характеристика. В социально‑экономической области проводилась, с одной стороны, консервативная политика, направленная на сохранение традиционного уклада жизни сословий и восстановление позиций помещиков, а с другой – принимались меры, направленные на претворение в жизнь основной реформы предшествующего царствования, а также способствовавшие развитию рыночных отношений и отвечавшие интересам российских предпринимателей.

3.2. Политика по отношению к крестьянству.

•  Меры либерального характера. В 1882 г. начал действовать Крестьянский поземельный банк, выдававший ссуды на покупку земли.

С 1883 г. все крестьяне, еще не заключившие с помещиками выкупных сделок, переводились на обязательный выкуп (т. е. ликвидировалось временнообязанное положение, в котором оставалось еще 15 % крестьянских хозяйств). Сокращалась сумма выкупных платежей, была отменена подушная подать, тяжелым бременем лежавшая на крестьянах.

Было ограничено право общины на передел земли (1893), который, в частности, не мог теперь проводиться раньше, чем через 12 лет после предыдущего.

Эти и другие меры способствовали приспособлению крестьянских хозяйств к рыночной экономике.

•  Консервативные шаги. По мере спада социальной напряженности и обострения экономического кризиса правительство возвращалось к политике патриархальной опеки (патернализма) по отношению к крестьянству, пытаясь, с одной стороны, оградить его от воздействия рыночных отношений, которые разлагали сельскую массу, выталкивали крестьян из деревни, а с другой – спасти тем самым дворянство от разорения, обеспечить его дешевой рабочей силой.

В этих целях:

– ограничивалось переселение крестьян из центральных губерний на свободные земли окраин;

– укреплялась община за счет ограничения семейных разделов (1886);

– принимались меры, направленные против отчуждения крестьянских наделов, в том числе вводился запрет закладывать надельную землю (1893);

– с 1893 г. вопреки «Положению» 19 февраля 1861 г. после завершения выкупной операции крестьянин не мог требовать выхода из общины с наделом, собственником которого оставалась община;

– усиливался контроль над крестьянами со стороны представителей помещиков – земских начальников.

3.3. Рабочий вопрос. Правительство Александра II, а затем – Александра III столкнулось с новой для России проблемой – забастовочным движением рабочих. В ответ на это правительство попыталось восстановить порядок, подавляя забастовки и принимая репрессивные меры против их участников.

Но, с другой стороны, обеспокоенные сохранением стабильности, власти стремились оградить рабочих от наиболее жестоких форм эксплуатации, ограничить произвол предпринимателей.

В 1882 г. был принят закон, запрещавший труд детей до 12‑летнего возраста (дети старше могли работать не больше 8 часов в день), в 1885 г. – закон о запрете ночного труда детей и женщин, в 1886 г. после Морозовской стачки были запрещены штрафы сверх 1/з зарплаты (штрафы должны были использоваться на нужды рабочих), приняты новые правила найма рабочих и правила «о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих», ограничивавшие произвол хозяев. Контроль за исполнением законов и соблюдением охраны труда возлагался на государственную фабричную инспекцию, созданную в 1882 г. усилиями министра финансов Н. X. Бунге.

Проводя политику патернализма и по отношению к рабочим, государство пыталось обеспечить себе положение «над обществом». Отношения между предпринимателями и рабочими начинали регламентироваться со стороны государства, при этом хозяева предприятий были обязаны сообщать в полицию о рабочих волнениях. Предпринимателям было запрещено заключать между собой соглашения, «вступать в стачки» для контроля над ценами и т. д. Правила 1886 г. одновременно с регламентацией рабочего труда ужесточали наказание рабочих за «подстрекательство» к стачкам и участие в них. В 1893 г. рабочее законодательство было несколько ограничено, усилились полицейские функции фабрикантов.

3.4. «Дворянская» политика.

• В 1885 г. создан Дворянский земельный банк, в котором помещики могли получить льготный долгосрочный кредит под залог имений. Помещичье землевладение поддерживалось и с помощью удержания в деревне дешевой рабочей силы (за счет ограничений их переселения крестьян и выхода из общины).

•  Введение института земских начальников усилило власть помещиков над крестьянами, а земская и городская реформы расширили влияние дворянства в органах местного самоуправления.

• Правительство создавало льготные условия для дворянского предпринимательства, которое было менее динамичным, чем купеческое, и потому нуждалось в поддержке властей.

3.5. В области экономики правительство продолжало линию М. X. Рейтерна.

•  Основные направления политики индустриализации:

– таможенный протекционизм, льготные ссуды и концессии, поддержка отечественной промышленности, поощрение создания крупных заводов и фабрик;

– крупное железнодорожное строительство;

– привлечение иностранных капиталов, как и раньше, в основном за счет государственных займов.

• В финансовой сфере Н. X. Бунге и А. И. Вышнеградский продолжали политику 60–70‑х гг. Развернулась подготовка денежной реформы, главной целью которой должна была стать стабилизация рубля. В 1892 г. министром финансов стал С. Ю. Витте, еще активнее осуществлявший поддержку развития промышленности и банков и приступивший к проведению денежной реформы 1895–1899 гг.

Все эти меры способствовали ускоренному развитию российской экономики и ее капиталистической модернизации (см. тему 38).

 

4. Политика в области образования и печати

 

4.1. Общая характеристика. Консерваторы видели в интеллигенции, либеральной печати, университетах главное «зло» России и потому принимали меры, призванные если не ликвидировать, то значительно ограничить их деятельность, установить жесткий административный контроль, предоставить преимущества дворянству в получении образования и др.

4.2. Реакция в области образования. Новый университетский устав, принятый в 1884 г., фактически ликвидировал университетскую автономию. Ранее выборные должности ректора, декана, профессора стали назначаемыми министром народного просвещения. Плата за обучение повышалась с 10 до 50 руб. в год, что было значительной для того времени суммой. Вводилась форменная одежда для студентов. В целом университеты были поставлены под контроль государства. В средней школе правительство попыталось сократить доступ к образованию представителей низших сословий. В начальной школе изменения носили не такой консервативный характер, но в целом система образования России подверглась тяжелым испытаниям (подробнее см. тему 43).

4.3. Уже на первом этапе царствования Александра III по «Временным правилам о печати» (1882), продлевавшимся затем до 1905 г., была усилена цензура, закрыты все радикальные и многие либеральные издания, в том числе журнал «Отечественные записки» и многие газеты. В то же время сохранились отдельные либеральные издания, например «Вестник Европы» М. М. Стасюлевича.

 

5. Выводы

 

1.  Проводившиеся контрреформы не были доведены до конца, а некоторые из планировавшихся так и не осуществились, поскольку реакционные меры объективно противоречили потребностям общественного развития страны. Несмотря на то что основной акцент во внутренней политике делался на откровенную реакцию, предпринимались и некоторые либеральные шаги. Это обусловливалось тем, что Александр III и его окружение своей главной задачей считали укрепление Российского государства и стабилизацию общества, частично осознавая при этом объективную необходимость в прогрессивных преобразованиях.

2.  Укрепление общины, консервация патриархальности русского крестьянства сковывали его хозяйственную инициативу, затрудняли вхождение в рынок, что в итоге приводило к взрывоопасному положению в деревне, подготавливая аграрный кризис.

3.  Попытка укрепить дворянство не принесла желаемых результатов, так как противоречила общему ходу социально‑экономического развития страны. Более того, защита дворянства становилась препятствием на пути его буржуазной эволюции, консервировала в нем традиционалистские черты, порождала «иждивенчество», что мешало ему развиваться в соответствии с требованиями времени.

4.  Земская контрреформа не только не ослабила либеральную оппозиционность земств, но даже и усилила ее, так как увеличила представительство в местном самоуправлении мелкопоместных дворян, среди которых наибольшей общественной активностью выделялись носители либеральных взглядов. В итоге обострились отношения между центральной и местными властями.

5. Меры, принятые в области образования и печати и направленные на изоляцию интеллигенции, ограничение сфер ее деятельности, не достигли поставленных целей, но вызывали скрытое и все нараставшее недовольство образованной части общества, которое со временем вырвалось наружу и стало одним из факторов кризиса начала XX в.

6. Охранительная полицейская политика подрывала престиж самодержавия в различных слоях общества, вызывала раздражение, вылившееся в острый общественно‑политический кризис начала XX в.

7. В целом свертывание реформ, направленных на комплексную модернизацию страны, консервативный курс, проводимый в социально‑политической сфере и не отвечающий потребностям ускоренного развития экономики, обостряли противоречия в стране и стали одним из факторов политического кризиса начала XX в.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие факторы оказывали влияние на внутриполитический курс Александра III? Чем был вызван поворот в сторону реакции?

2. Каково основное содержание эпохи правления Александра III? Можно ли ее охарактеризовать лишь как «эпоху контрреформ»? В какой степени правомерна ее оценка как периода «консервативной модернизации»? Какие этапы можно выделить в политике Александра III?

3. Как оценивали современники и исследователи личность Александра III? Расскажите о ее влиянии на внутреннюю политику и духовную жизнь общества.

4. Проанализируйте содержание основных законов Александра III, затрагивающих государственное и местное управление. Какова их основная направленность? Как они воздействовали на систему управления и развитие политической жизни России?

5. Какие мероприятия проводились в годы правления Александра III в социально‑экономической сфере? Какое влияние они оказывали на модернизацию России?

6. Расскажите об итогах правления Александра III.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХI ВЕКА | Добавил: tineydgers (15.09.2016)
Просмотров: 611 | Теги: экспресс-подготовка к ЕГЭ по истор, иду на урок истор, история Отечества, методический портал для учите, истоия в школе, история России для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0