Цели:
- Познакомить учащихся с историей колоколов как части культуры
нации, выступающей в качестве внешнего выражения коллективной памяти
народа, части мира, творимого человеком.
- Повторить понятия: простое вещество, аллотропия, сплавы, коррозия металлов, физические свойства металлов.
- Развивать умение видеть истоки особенностей менталитета русской
культуры, которая сохраняет своё этническое единство и преемственность в
различные эпохи жизни государства, высокую духовность народа. Учить
обобщать, делать выводы.
- Воспитывать любовь к национальным традициям и гордость за народ,
который смог пронести через все испытания свою самобытность, высокий
уровень духовной культуры, оказавший цементирующее воздействие на все
этнические группы, входящие в государство.
Оборудование:
- презентация к уроку,
- стенд «Русь звенящая».
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Мы – жители страны, расположенной в двух частях света. Это не просто
особое географическое положение. Это, хотим мы этого или не хотим,
смешение в менталитете двух культур. На экране слайд. Эта особенность постоянно подогревала интерес учёных и вопросы: какова природа русской культуры - европейская или азиатская?
Многие учёные говорят о её евразийском характере, а вот Д.С.Лихачёв
говорил, что русская культура всегда обладала особой сопротивляемостью к
азиатским традициям и ориентировалась на Европу.
В этой связи мы сегодня поговорим о музыке Древней Руси, которая
формально совпадала с некоторыми этапами европейской музыкальной
культуры, но развивалась своим особым путём, определившим дух,
эстетическое и стилистическое своеобразие отечественного музыкального
искусства последующих столетий. В числе культурологических факторов,
определивших особенности русской культуры в эпоху Древней Руси, следует
выделить противоречивую ментальность. О бинарности русской культуры в
эпоху Древней Руси писали многие мыслители прошлого и настоящего (П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.).
У нас в музыке параллельно развивался фольклор и церковно – певческое
искусство при отсутствии «середины» - светского профессионального
творчества вплоть до середины XVIII века. Фольклор и богослужебная
профессиональная музыка Древней Руси стали носителями национального
музыкального начала, той почвой, на которой выросла вся наша
музыкальная классика.
Народное музыкальное творчество возникло в недрах религии,
воспитывало славян задолго до образования древнерусской
государственности и принятия христианства.
Язычество – обожествление явлений природы, связано с «мистикой земли» (Бердяев), с мифологическим образом «матери – земли» - заступницы.
Христианство возвестило Евангелием о высшем
предназначении человека и ценности человеческой личности. Открылись
неисчерпаемые возможности для духовного совершенствования людей в их
извечном стремлении подняться в «соседство Бога» (А.С. Пушкин). Дан
мощный толчок для развития искусства европейских стран. Это искусство
стала осваивать Русь с момента своего крещения. Музыка Древней Руси
тесно взаимосвязана с литературой, иконописью, зодчеством и входила в
храмовый синтез искусств. Христианские эстетические ценности обусловили
развитие особого символического языка искусств, воплотившего красоту и
глубину духовных идеалов, обращённых к Вечности.
Канонически определено, что в православной церкви хоровое пение
звучит без инструментального сопровождения. Человеческий голос был
признан единственным музыкальным инструментом. Вокальная музыка
считалась более совершенным и более духовным искусством, способным
передать звуки и органа, и гуслей, и кимвалов.
Появление колоколов в Киевской Руси, несомненно,
связано с принятием христианства. Их звучание отвечало эмоционально -
эстетическим чаяниям православного человека. Но попадают они к нам с
католического Запада. Заслушивается 4 опережающих задания об истории возникновения колоколов.
В изменении назначения колокольного звона и способа звона мы видим
подтверждение мысли о том, что ничего просто так мы не привносили в свою
культуру, шла переплавка традиций чисто европейских в традиции
русского народа. Так на Западе раскачивали колокол при свободном
положении языка (очепный способ звона) У нас такой звон доминирует до
14- го века. Другой способ - язычный. Колокол неподвижно закреплён на
опоре, а звук извлекается свободно раскачивающимся языком. С середины
14- го до середины 17- го века у нас параллельно существуют два способа
звона. А от середины 17- го до сегодняшнего дня господствует язычный
звон. Почему? Во-первых, очепный звон создаёт угрозу конструкции.
Во-вторых, он требует большое количество звонарей для раскачивания
колокола. Ну, а главное у нас произошло изменение функций с утилитарных -
на эстетические. Вопрос: как это понимать? Заслушиваются дети.
Да действительно, если европейский звон был сигналом, то русский звон
постепенно овладел всеми средствами музыкальной выразительности
(ритмом, мелодией, гармонией, формой), воспринимая основные принципы
древне - русской музыкальной эстетики.
Подчинение канонам и развитой системе символов православной службы
потребовало от колокольного звона стать одним из воплощений слова,
принять на себя помимо ранее приобретённых сигнальной и охранительной
функций богословско-литургическую функцию, не свойственную более ни
одной колокольной традиции мира. Сейчас мы прослушаем с вами
монастырский звон. Звонарни из города Ростова Великого. Идёт прослушивание. Откуда такое божественное звучание?
Здесь нам уместно перейти к химическому составу колокола, способам
отливки. Мы переходим к химической части урока. Слово Любовь Петровне. Идёт химия.
Учитель химии: очень многих людей
интересует: из чего же делают настоящие колокола? Есть ли в колоколе
серебро и сколько? Малиновый у него звон или не малиновый? Какие такие
есть секреты в литье колоколов, которые передаются только
«посвященным»?
Обычно колокола делали из металлов. И это не случайно. Металлы
обладают таким свойством, как звон. Звонче других звенят медь, серебро,
золото.
Учитель химии демонстрирует опыт: на человеческий волос подвешивает обручальное кольцо и ударяет деревянной палочкой.
Но колокола чаще всего отливали и отливают из бронзы. А какие металлы входят в состав данного сплава?
Ученики отвечают: из меди и олова.
Учитель химии: как вы думаете, почему именно эти используют металлы, а не золото и серебро?
Ученики отвечают: так как эти металлы значительно дешевле.
Учитель химии: бронза была известна
человечеству давно, но Россия испытывала большие проблемы с медью и
оловом. Их импортировали из Европы вплоть до конца 17века. Доставляли
медь англичане, датчане, шведы и голландцы, а олово – датчане и
англичане. Металлы свозились на Архангельскую ярмарку, где и покупались
у купцов промышленниками и государственными людьми. Иностранцы,
пользуясь острым дефицитом в этих металлах , продавали их « в
деле», т.е. в изделиях, что было им выгоднее. Часто поставляли готовые
колокола из Голландии из города Малина, отсюда и пошло выражение
«малиновый звон». Медь и олово были объявлены на Руси заповедными
товарами, но уже к концу 17 века медь разрешили экспортировать, так как
ее добыча резко увеличилась. Олово в России так и не было найдено до
конца 17 века. Особое внимание колокололитейному делу и взвешенная
политика правительства позволили выйти на большие объемы добычи меди,
что и помогло Российскому государству к концу 17 века занять лидирующие
позиции в мировом колокольном производстве, которые она прочно
удерживала вплоть до событий 1917 года.
Учитель химии: химический элемент олово образует два простых вещества: белое олово и серое олово. Как называется это явление в химии?
Ученики отвечают: это явление называется аллотропией.
Учитель химии демонстрирует белое олово. Из
этого олова отливали оловянных солдатиков, покрывают изнутри консервные
банки. Оно же входит в состав припоя и бронзы. Серое олово –
мелкокристаллический порошок, имеющий скорее свойства неметалла.
Процесс превращения белого олова в серое быстрее всего идет при
температуре -33 С. Это превращение получило образное выражение
«оловянная чума».
Учитель химии демонстрирует серое олово. (За
две недели до урока необходимо положить белое олово в морозильную
камеру). Демонстрация сопровождается рассказом учителя: история знает
немало примеров, когда «оловянная чума» стала причиной многих бед и
даже гибели людей. Например: при перевозке слитков блестящего олова с
Дальнего Востока в европейскую часть России в 1916 г., по прибытии в
вагонах обнаружили не слитки металла, а серую пыль. Другой случай
(примерно в тоже время) связан с запросом военного ведомства к
известному химику В.В. Морковникову. В запросе шла речь о помощи в
разгадке странной порчи луженых чайников, которыми снабжалась русская
армия. Чайники покрывались серыми пятнами и наростами, которые
осыпались даже при малейшем постукивании рукой. Анализ пыли и наростов
показал, что и то и другое представляет собой чистое олово без каких-
либо примесей. По мнению некоторых исследователей, одной из причин
гибели экспедиции Р. Скотта стало олово. Емкости с горючим были закрыты
оловянными пробками, которые в условиях низких температур Антарктиды
превратились в серую пыль. Большая часть горючего вытекло.
Учитель химии: итак, колокола изготавливают
из металлов, а металлы, как известно, разрушаются под воздействием
внешней среды. Как называется этот процесс?
Ученики: коррозией.
Учитель химии: подвергается ли бронза коррозии? Обратите внимание на этот слайд (демонстрируется слайд с фотографией колокола со следами коррозии) Как вы думаете, вот этот зеленоватый налет на колоколе результат коррозии какого металла: меди или олова?
Ученики: окрашены в зеленый цвет обычно соли меди.
Учитель химии: во влажном воздухе, где всегда присутствует углекислый газ, с течением времени образуется соединение состава (CuOH)2CO3. К какому классу неорганических веществ можно отнести это вещество?
Ученики: К классу солей.
Учитель химии: Эта соль - нормальная, кислая, основная?
Ученики: это основная соль.
Учитель химии: назовите соль.
Ученики: гидроксокарбонат меди.
Учитель химии: Разрушение бронзы
идет медленно. В Суздале (незадолго до урока ребята были там на
экскурсии) вы видели колокола 17в. Результаты коррозии в этом случае
более заметны, чем на фотографии. Обратите внимание: бронза с течением
времени темнеет. В воздухе в небольших количествах присутствует
сероводород. Медь взаимодействует с ним и кислородом, при этом
образуется черный сульфид меди.
Учитель дает задание по вариантам: 1в.- написать уравнение реакции
получения гидроксокарбоната меди (11). 2в. – написать уравнение реакции
получения сульфида меди (11). На доске эти реакции пишут те, кто
быстрее справился.
2Cu +CO2 +H2O + O2 = (CuOH)2CO3
2Cu +2H2S + O2= 2CuS +2H2O
Сообщение ученика о составе колокольной бронзе. С
точки зрения физической науки, колокольная бронза - обычный объект для
исследований, имеющий свои собственные физические свойства. Изучая его
с помощью современных методов, обнаружилось наличие двух структурных
составляющих: α и δ фаз. α – твердый раствор олова и меди мягок и
пластичен, поэтому количество α фазы определяет пластичность сплава.
В нем содержится от 0,1 до 15,8% олова. С увеличением его содержания,
этот раствор сменяется двухфазным составом (α+δ) – это так называемый
эвтектоид (механическая смесь двух фаз). В колокольной бронзе δ - фаза
несет акустические свойства, а α - фаза- механические (прочность и
пластичность).Относительное количество δ - фазы колеблется от 10 до 50%.
Таким образом, главная задача - получить чистый двухкомпонентный
сплав строго определенного состава. Чем больше в его составе δ - фазы,
то есть олова, тем лучше звук. Это достигается повышением содержания
олова до 32,5%. Однако колокол, отлитый по такой рецептуре, не выдержал
бы и одного удара языком из-за своей исключительной хрупкости. Поэтому у
каждого мастера свои секреты состава сплава.
Учитель: Главное – чтобы колокол звучал чисто,
насыщенно и долговечно, чего не скажешь о современных колоколах
некоторых производителей сдаваемых в переплавку. А в заключении, я
предлагаю написать небольшой тест:
В состав бронзы входят следующие металлы:
а) Cu и Zn б) Cu и Sn в) Cu и Ag г) Cu и Au
(CuOH)2СO3 - это соль
а) средняя б) кислая в) основная
Соль (CuOH)2 CO3 называется:
а) гидроксокарбонат меди (II)
б) гидрокарбонат меди (II)
в) гидроксид меди (II)
г) карбонат меди (II)
Дополните фразу: Коррозия – это…
Дополните фразу: Аллотропия – это…
В состав бронзы входят следующие металлы:
а) Cu и Zn б) Cu и Sn в) Cu и Ag г) Cu и Au
(CuOH)2СO3 - это соль
а) средняя б) кислая в) основная
Соль (CuOH)2 CO3 называется:
а) гидроксокарбонат меди (II)
б) гидрокарбонат меди (II)
в) гидроксид меди (II)
г) карбонат меди (II)
Дополните фразу: Коррозия – это…
Дополните фразу: Аллотропия – это…
В состав бронзы входят следующие металлы:
а) Cu и Zn б) Cu и Sn в) Cu и Ag г) Cu и Au
2. (CuOH)2СO3 - это соль
а) средняя б) кислая в) основная
3. Соль (CuOH)2 CO3 называется:
а) гидроксокарбонат меди (II)
б) гидрокарбонат меди (II)
в) гидроксид меди (II)
г) карбонат меди (II)
4. Дополните фразу: Коррозия – это…
5. Дополните фразу: Аллотропия – это…
Учитель истории: Мы поговорили о металлах, а
теперь вернёмся к звонам. До 14- века используются ещё и била, так как
колокол для нас всё же чужеродный инструмент. Так в Свято- Троицком
монастыре колокола появились через 30 лет после смерти Сергея
Радонежского. У нас поощрялось вокальное пение в силу его большей
строгости, оно не мешает молитвенному общению с Богом, но по мнению
отцов церкви, отказавшись от музыки в церкви, мы всё- таки высоко ценим
колокольный звон. Сейчас мы прослушаем два разных звона и попытаемся их
проанализировать. .Звучит Пасхальный звон (1.30) и
Погребальный звон (2 мин.) Вопрос: Одинаковые ли чувства пробуждают эти
звоны? Как назвали бы вы каждый из них? Специфика
музыкальной выразительности в объединении двух противоположных полюсов
древнерусской эстетической культуры, здесь и строгость звучания
свойственное православному искусству и игровая культура народа Звучащая
материя, объединяющая литургические тексты, хоровое пение и звучание
музыкального инструмента - колокола. В нашей истории особое место
занимают целый ряд колоколов, например, Царь Колокол. Слушаем опережающее задание. Судьба колоколов у нас такая - же сложная, как и вся история страны. Об этом сейчас расскажут ребята. Слушаем опережающее задание.
А сейчас давайте обсудим. Что значит колокольный звон для современной
России? Вы называете, я записываю на доске, затем послушаем, что у нас
получилось.
Подводим итог. Колокола, проделав большой
исторический, стали неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них
немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и
церкви освящались звоном колоколов. Закончим наш урок звоном, который
называется «Торжественный». |