Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 04:57:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [114]
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ [44]
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ СВЯТЫЕ И ЧУДОТВОРЦЫ РОССИИ [52]
ОСНОВЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ. 8-9 КЛАССЫ [61]

Интегрированный урок по основам религиозных культур и светской этики, истории и химии в 9 классе "Колокола России"

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей колоколов как части культуры нации, выступающей в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, части мира, творимого человеком.
  2. Повторить понятия: простое вещество, аллотропия, сплавы, коррозия металлов, физические свойства металлов.
  3. Развивать умение видеть истоки особенностей менталитета русской культуры, которая сохраняет своё этническое единство и преемственность в различные эпохи жизни государства, высокую духовность народа. Учить обобщать, делать выводы.
  4. Воспитывать любовь к национальным традициям и гордость за народ, который смог пронести через все испытания свою самобытность, высокий уровень духовной культуры, оказавший цементирующее воздействие на все этнические группы, входящие в государство.

Оборудование:

  • презентация к уроку,
  • стенд «Русь звенящая».

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Мы – жители страны, расположенной в двух частях света. Это не просто особое географическое положение. Это, хотим мы этого или не хотим, смешение в менталитете двух культур. На экране слайд. Эта особенность постоянно подогревала интерес учёных и вопросы: какова природа русской культуры - европейская или азиатская?

Многие учёные говорят о её евразийском характере, а вот Д.С.Лихачёв говорил, что русская культура всегда обладала особой сопротивляемостью к азиатским традициям и ориентировалась на Европу.

В этой связи мы сегодня поговорим о музыке Древней Руси, которая формально совпадала с некоторыми этапами европейской музыкальной культуры, но развивалась своим особым путём, определившим дух, эстетическое и стилистическое своеобразие отечественного музыкального искусства последующих столетий. В числе культурологических факторов, определивших особенности русской культуры в эпоху Древней Руси, следует выделить противоречивую ментальность. О бинарности русской культуры в эпоху Древней Руси писали многие мыслители прошлого и настоящего (П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). У нас в музыке параллельно развивался фольклор и церковно – певческое искусство при отсутствии «середины» - светского профессионального творчества вплоть до середины XVIII века. Фольклор и богослужебная профессиональная музыка Древней Руси стали носителями национального музыкального начала, той почвой, на которой выросла вся наша музыкальная классика.

Народное музыкальное творчество возникло в недрах религии, воспитывало славян задолго до образования древнерусской государственности и принятия христианства.

Язычество – обожествление явлений природы, связано с «мистикой земли» (Бердяев), с мифологическим образом «матери – земли» - заступницы.

Христианство возвестило Евангелием о высшем предназначении человека и ценности человеческой личности. Открылись неисчерпаемые возможности для духовного совершенствования людей в их извечном стремлении подняться в «соседство Бога» (А.С. Пушкин). Дан мощный толчок для развития искусства европейских стран. Это искусство стала осваивать Русь с момента своего крещения. Музыка Древней Руси тесно взаимосвязана с литературой, иконописью, зодчеством и входила в храмовый синтез искусств. Христианские эстетические ценности обусловили развитие особого символического языка искусств, воплотившего красоту и глубину духовных идеалов, обращённых к Вечности.

Канонически определено, что в православной церкви хоровое пение звучит без инструментального сопровождения. Человеческий голос был признан единственным музыкальным инструментом. Вокальная музыка считалась более совершенным и более духовным искусством, способным передать звуки и органа, и гуслей, и кимвалов.

Появление колоколов в Киевской Руси, несомненно, связано с принятием христианства. Их звучание отвечало эмоционально - эстетическим чаяниям православного человека. Но попадают они к нам с католического Запада. Заслушивается 4 опережающих задания об истории возникновения колоколов.

В изменении назначения колокольного звона и способа звона мы видим подтверждение мысли о том, что ничего просто так мы не привносили в свою культуру, шла переплавка традиций чисто европейских в традиции русского народа. Так на Западе раскачивали колокол при свободном положении языка (очепный способ звона) У нас такой звон доминирует до 14- го века. Другой способ - язычный. Колокол неподвижно закреплён на опоре, а звук извлекается свободно раскачивающимся языком. С середины 14- го до середины 17- го века у нас параллельно существуют два способа звона. А от середины 17- го до сегодняшнего дня господствует язычный звон. Почему? Во-первых, очепный звон создаёт угрозу конструкции. Во-вторых, он требует большое количество звонарей для раскачивания колокола. Ну, а главное у нас произошло изменение функций с утилитарных - на эстетические. Вопрос: как это понимать? Заслушиваются дети. Да действительно, если европейский звон был сигналом, то русский звон постепенно овладел всеми средствами музыкальной выразительности (ритмом, мелодией, гармонией, формой), воспринимая основные принципы древне - русской музыкальной эстетики.

Подчинение канонам и развитой системе символов православной службы потребовало от колокольного звона стать одним из воплощений слова, принять на себя помимо ранее приобретённых сигнальной и охранительной функций богословско-литургическую функцию, не свойственную более ни одной колокольной традиции мира. Сейчас мы прослушаем с вами монастырский звон. Звонарни из города Ростова Великого. Идёт прослушивание. Откуда такое божественное звучание? Здесь нам уместно перейти к химическому составу колокола, способам отливки. Мы переходим к химической части урока. Слово Любовь Петровне. Идёт химия.

Учитель химии: очень многих людей интересует: из чего же делают настоящие колокола? Есть ли в колоколе серебро и сколько? Малиновый у него звон или не малиновый? Какие такие есть секреты в литье колоколов, которые передаются только «посвященным»?

Обычно колокола делали из металлов. И это не случайно. Металлы обладают таким свойством, как звон. Звонче других звенят медь, серебро, золото.

Учитель химии демонстрирует опыт: на человеческий волос подвешивает обручальное кольцо и ударяет деревянной палочкой.

Но колокола чаще всего отливали и отливают из бронзы. А какие металлы входят в состав данного сплава?

Ученики отвечают: из меди и олова.

Учитель химии: как вы думаете, почему именно эти используют металлы, а не золото и серебро?

Ученики отвечают: так как эти металлы значительно дешевле.

Учитель химии: бронза была известна человечеству давно, но Россия испытывала большие проблемы с медью и оловом. Их импортировали из Европы вплоть до конца 17века. Доставляли медь англичане, датчане, шведы и голландцы, а олово – датчане и англичане. Металлы свозились на Архангельскую ярмарку, где и покупались у купцов промышленниками и государственными людьми. Иностранцы, пользуясь острым дефицитом в этих металлах            , продавали их « в деле», т.е. в изделиях, что было им выгоднее. Часто поставляли готовые колокола из Голландии из города Малина, отсюда и пошло выражение «малиновый звон». Медь и олово были объявлены на Руси заповедными товарами, но уже к концу 17 века медь разрешили экспортировать, так как ее добыча резко увеличилась. Олово в России так и не было найдено до конца 17 века. Особое внимание колокололитейному делу и взвешенная политика правительства позволили выйти на большие объемы добычи меди, что и помогло Российскому государству к концу 17 века занять лидирующие позиции в мировом колокольном производстве, которые она прочно удерживала вплоть до событий 1917 года.

Учитель химии: химический элемент олово образует два простых вещества: белое олово и серое олово. Как называется это явление в химии?

Ученики отвечают: это явление называется аллотропией.

Учитель химии демонстрирует белое олово. Из этого олова отливали оловянных солдатиков, покрывают изнутри консервные банки. Оно же входит в состав припоя и бронзы. Серое олово – мелкокристаллический порошок, имеющий скорее свойства неметалла. Процесс превращения белого олова в серое быстрее всего идет при температуре -33 С. Это превращение получило образное выражение «оловянная чума».

Учитель химии демонстрирует серое олово. (За две недели до урока необходимо положить белое олово в морозильную камеру). Демонстрация сопровождается рассказом учителя: история знает немало примеров, когда «оловянная чума» стала причиной многих бед и даже гибели людей. Например: при перевозке слитков блестящего олова с Дальнего Востока в европейскую часть России в 1916 г., по прибытии в вагонах обнаружили не слитки металла, а серую пыль. Другой случай (примерно в тоже время) связан с запросом военного ведомства к известному химику В.В. Морковникову. В запросе шла речь о помощи в разгадке странной порчи луженых чайников, которыми снабжалась русская армия. Чайники покрывались серыми пятнами и наростами, которые осыпались даже при малейшем постукивании рукой. Анализ пыли и наростов показал, что и то и другое представляет собой чистое олово без каких- либо примесей. По мнению некоторых исследователей, одной из причин гибели экспедиции Р. Скотта стало олово. Емкости с горючим были закрыты оловянными пробками, которые в условиях низких температур Антарктиды превратились в серую пыль. Большая часть горючего вытекло.

Учитель химии: итак, колокола изготавливают из металлов, а металлы, как известно, разрушаются под воздействием внешней среды. Как называется этот процесс?

Ученики: коррозией.

Учитель химии: подвергается ли бронза коррозии? Обратите внимание на этот слайд (демонстрируется слайд с фотографией колокола со следами коррозии) Как вы думаете, вот этот зеленоватый налет на колоколе результат коррозии какого металла: меди или олова?

Ученики: окрашены в зеленый цвет обычно соли меди.

Учитель химии: во влажном воздухе, где всегда присутствует углекислый газ, с течением времени образуется соединение состава (CuOH)2CO3. К какому классу неорганических веществ можно отнести это вещество?

Ученики: К классу солей.

Учитель химии: Эта соль - нормальная, кислая, основная?

Ученики: это основная соль.

Учитель химии: назовите соль.

Ученики: гидроксокарбонат меди.

Учитель химии: Разрушение бронзы идет медленно. В Суздале (незадолго до урока ребята были там на экскурсии) вы видели колокола 17в. Результаты коррозии в этом случае более заметны, чем на фотографии. Обратите внимание: бронза с течением времени темнеет. В воздухе в небольших количествах присутствует сероводород. Медь взаимодействует с ним и кислородом, при этом образуется черный сульфид меди.

Учитель дает задание по вариантам: 1в.- написать уравнение реакции получения гидроксокарбоната меди (11). 2в. – написать уравнение реакции получения сульфида меди (11). На доске эти реакции пишут те, кто быстрее справился.

2Cu +CO2 +H2O + O2 = (CuOH)2CO3

2Cu +2H2S + O2= 2CuS +2H2O

Сообщение ученика о составе колокольной бронзе. С точки зрения физической науки, колокольная бронза - обычный объект для исследований, имеющий свои собственные физические свойства. Изучая его с помощью современных методов, обнаружилось наличие двух структурных составляющих: α и δ фаз. α – твердый раствор олова и меди мягок и пластичен, поэтому количество α фазы определяет пластичность сплава.

В нем содержится от 0,1 до 15,8% олова. С увеличением его содержания, этот раствор сменяется двухфазным составом (α+δ) – это так называемый эвтектоид (механическая смесь двух фаз). В колокольной бронзе δ - фаза несет акустические свойства, а α - фаза- механические (прочность и пластичность).Относительное количество δ - фазы колеблется от 10 до 50%.

Таким образом, главная задача - получить чистый двухкомпонентный сплав строго определенного состава. Чем больше в его составе δ - фазы, то есть олова, тем лучше звук. Это достигается повышением содержания олова до 32,5%. Однако колокол, отлитый по такой рецептуре, не выдержал бы и одного удара языком из-за своей исключительной хрупкости. Поэтому у каждого мастера свои секреты состава сплава.

Учитель: Главное – чтобы колокол звучал чисто, насыщенно и долговечно, чего не скажешь о современных колоколах некоторых производителей сдаваемых в переплавку. А в заключении, я предлагаю написать небольшой тест:

В состав бронзы входят следующие металлы:

а) Cu и Zn б) Cu и Sn в) Cu и Ag г) Cu и Au

(CuOH)2СO3 - это соль

а) средняя б) кислая в) основная

Соль (CuOH)2 CO3 называется:

а) гидроксокарбонат меди (II)
б) гидрокарбонат меди (II)
в) гидроксид меди (II)
г) карбонат меди (II)

Дополните фразу: Коррозия – это…

Дополните фразу: Аллотропия – это…

В состав бронзы входят следующие металлы:

а) Cu и Zn б) Cu и Sn в) Cu и Ag г) Cu и Au

(CuOH)2СO3 - это соль

а) средняя б) кислая в) основная

Соль (CuOH)2 CO3 называется:

а) гидроксокарбонат меди (II)
б) гидрокарбонат меди (II)
в) гидроксид меди (II)
г) карбонат меди (II)

Дополните фразу: Коррозия – это…

Дополните фразу: Аллотропия – это…

В состав бронзы входят следующие металлы:

а) Cu и Zn б) Cu и Sn в) Cu и Ag г) Cu и Au

2. (CuOH)2СO3 - это соль

а) средняя б) кислая в) основная

3. Соль (CuOH)2 CO3 называется:

а) гидроксокарбонат меди (II)
б) гидрокарбонат меди (II)
в) гидроксид меди (II)
г) карбонат меди (II)

4. Дополните фразу: Коррозия – это…

5. Дополните фразу: Аллотропия – это…

Учитель истории: Мы поговорили о металлах, а теперь вернёмся к звонам. До 14- века используются ещё и била, так как колокол для нас всё же чужеродный инструмент. Так в Свято- Троицком монастыре колокола появились через 30 лет после смерти Сергея Радонежского. У нас поощрялось вокальное пение в силу его большей строгости, оно не мешает молитвенному общению с Богом, но по мнению отцов церкви, отказавшись от музыки в церкви, мы всё- таки высоко ценим колокольный звон. Сейчас мы прослушаем два разных звона и попытаемся их проанализировать. .Звучит Пасхальный звон (1.30) и Погребальный звон (2 мин.) Вопрос: Одинаковые ли чувства пробуждают эти звоны? Как назвали бы вы каждый из них? Специфика музыкальной выразительности в объединении двух противоположных полюсов древнерусской эстетической культуры, здесь и строгость звучания свойственное православному искусству и игровая культура народа Звучащая материя, объединяющая литургические тексты, хоровое пение и звучание музыкального инструмента - колокола. В нашей истории особое место занимают целый ряд колоколов, например, Царь Колокол. Слушаем опережающее задание. Судьба колоколов у нас такая - же сложная, как и вся история страны. Об этом сейчас расскажут ребята. Слушаем опережающее задание. А сейчас давайте обсудим. Что значит колокольный звон для современной России? Вы называете, я записываю на доске, затем послушаем, что у нас получилось.

Подводим итог. Колокола, проделав большой исторический, стали неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и церкви освящались звоном колоколов. Закончим наш урок звоном, который называется «Торжественный».

Категория: КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ | Добавил: tineydgers (06.06.2013)
Просмотров: 1203 | Теги: православие, религия, воскресная школа, Библия для детей. христианское, основы религиозных культур и христи | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0