Цель мастер-класса: проиллюстрировать культурологический подход к урокам ОПК на примере темы: "Чудо в жизни христианина".
При разработке данного мастер-класса использовались рекомендации
автора учебника о. Андрея Кураева, в которых он раскрывает методический
инструментарий культурологического подхода к изучению курса ОПК.
Цель урока для учителя: сформировать представление о мотивах доброделания православных христиан
Задачи урока:
- -познакомить с христианским пониманием чуда;
- -раскрыть третий мотивдоброделания - вера в чудо как проявление всемогущества Божьего;
- -уяснить, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей : веры, надежды и любви.
- - осознать, что для православного человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя.
Первую остановку мы делаем для осмысления понятия "Святая
Троица". Материал учебника можно дополнить Интернет-ресурсами или
сообщениями ребят. Обязательно используем демонстрационный ряд. Учитель
сообщает учащимся, что Святую Троицу-главное чудо христиан - пытались
воспеть на своих полотнах многие художники, но бесспорным шедевром
является "Троица" А.Рублева. Если позволяет время и подготовленность
учащихся, то на уроке можно дать краткую справку об истории создания
этой картины.
"Святая Троица" Андрея Рублева
В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых
известных и прославленных в мире икон — "Троица", написанная Андреем
Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола,
на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и
невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых,
васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. Кажется поначалу,
что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее
бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов.
Содержание "Троицы" многогранно. Идейным и композиционным
центром ее является чаша с головой жертвенного тельца — прообраз агнца
новозаветного. "Чаша" прошла долгий путь, и во всей истории человечества
имела значение "чаши жизни", "чаши мудрости", "чаши бессмертного
напитка". В средние века на основе ее христианского значения возникло
поэтическое сказание о "Чаше Грааля", из которой Иисус Христос пил во
время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как
"смертная". Эта тема звучит в былинах и "Слове о полку Игореве". Для
Андрея Рублева и его современников "чаша" была тесно связана с реальной
жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него
светлой печалью. В рублевской "Троице" "чаша смертная" — "залог жизни
будущей".
Вторую остановку мы делаем для осознания мысли о том, что
"любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестает быть чудом".
Читаем историю чудесного спасения семьи Патриарха Кирилла и делаем вывод
о том, что чудо для православных христиан-это не обязательно видение
ангела, но и встреча с человеком, способным помочь в трудной ситуации.
Далее мы задаем ребятам вопрос:
-А может ли чудо произойти с целым городом? Может ли ему встретиться
человек, который станет покровителем и заступником для всех горожан?
Очень надеемся на то, что ребята, вспомнив предыдущий урок, назовут имя
старца Павла Таганрогского.Рассказ о его жизни, деяниях и нравственном
подвиге станет центральной частью нашего урока.Для создания особого
эмоционального настроя предлагаем ребятам прослушать
стихотворениеПротоиерея Николая Уварова:
Тихо плещет Азовское море,
Омывая Таганий Рог.
Едут люди и в скорби и в горе
К старцу Павлу во град Таганрог.
Этот старец был строгий подвижник,
Миру Божьему ведом всему,
Из далёких селений и ближних
За советом спешили к нему.
За людей всех и Господа ради
Он усердный молитвенник был,
И с горячею верой, в отраде,
Христиан православных любил.
В житии своем старец убогом
Обличал маловерных порок.
Пред людьми и пред Господом Богом
Почитался в миру как пророк.
Не забыть богомольцам дороги
К той могиле, где старец почил,
Возле церкви святых в Таганроге,
Где блаженный их вере учил.
Тихо плещет Азовское море,
Быстроходные мчатся суда,
Едут люди и скорби и горе
Изливать на могилу сюда.
Верят в то, что над этой могилой
Благодатью молитвы своей
Старец Духом и Божией Силой
Исцеляет страданья людей.
Вечно будут духовные чины
В песнопеньях Творца прославлять,
В день великого старца кончины,
По нему панихиды справлять.
- -Почему же так любим старец в народе?
- - Почему уже на протяжении нескольких столетий идут люди "во град Таганрог"?
- - Как появление старца Павла повлияло на жизнь города и его
жителей? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня. И поможет нам в
этом просмотр фильма "Таганрогский старец".
Демонстрация фильма занимает 10 минут.
После просмотра фильма мы возвращаемся к вопросам ( вопросы высвечены на слайде) и заслушиваем ответы ребят.
Подводя итоги, обязательно задаем вопрос: "Можно ли считать появление старца в нашем городе настоящим чудом?"
Резюмируя ответы детей, можно сказать о том, что не каждый город
имеет своего небесного покровителя. И это истинное чудо, что много лет
назад Павел Стожков поселился в нашем городе, что никакие лихолетия не
стерли память о нем, и посей день люди идут к нему за помощью и советом.
Далее необходимо вновь обратиться к учебнику и акцентировать внимание
ребят на строчках: "Христианин знает, что если хочешь помощи от Бога,
то и сам должен исполнить его заповеди, призывающие к добрым делам. Если
хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого. Добрые
дела формируют характер человека. Если человек в своей жизни постоянно
творит добро, то говорят , что он приобрел добродетель". Задать вопрос
ребятам, как они понимают значение слова "добродетель". Выслушав их
ответы, обратимся к словарю С.И.Ожегова (добродетель – положительное
нравственное качество), а затем познакомим с тем, какой смысл вкладывают
в это слово православные христиане: "Добродетель- это видимое
проявление добрых свойств человека. Три главные христианские добродетели
– вера, надежда, любовь". Попросим ребят подумать над тем, какими
добродетелями обладал старец Павел Таганрогский. А затем обратимся к
личному опыту учащихся через вопрос учебника: "Какие добродетели вы
видите в себе и своих одноклассниках?" Можно просто выслушать ответы
ребят и обсудить их, а можно, сделав заготовку дерева, за каждый ответ
ребят крепить к нему зеленые листочки, чтобы увидеть маленькое чудо:
благодаря добрым делам дерево преобразилось.
В конце урока еще раз вернемся к мотивам доброделания православных
христиан. Попросим назвать теперь уже три мотива, побуждающих христиан
творить добро, и сообщим о том, что на следующем уроке мы продолжим
говорить о мотивах доброделания.
Итак, в ходе данного мастер- класса мы постарались проиллюстрировать
применение культурологического подхода к обучению основам православной
культуры на примере темы "Чудо в жизни христианина". Целью этого урока
была информированность учащихся о мотивах доброделания православных
христиан. Первоисточником являлся морально-нравственный опыт
предшествующих поколений (рассказ о старце Павле). Применялись методы
эмпатии и отчуждения, отсутствовала императивность. Надеемся, что
учащиеся будут воспринимать мир православной культуры как часть родной
истории и традиций своего народа.
|