У
фарисеев главным было понятие Устного Закона. Он основан на том, что
Богом на Синае Моисею был дарован не только Письменный Закон, но и
Устный, который являлся дополнением к нему. Тех, кто чтил Устный Закон и
являлся его носителем, уважительно называли раввинами. Раввин и в наши
дни является олицетворением Иудаизма.
После разрушения и
разграбления Второго Храма, после многих испытаний и гонений Иудаизм
вновь начал возрождаться. Один из самых известных учителей Закона Иохана
Бен – Заккай сказал своим ученикам: «Есть и иной путь искупления. Он
заключается в благодеянии. Ведь сказано в Писании: «Милости хочу, а не
жертвы». Этими словами он поднял дух евреев, угнетенных разрушением
Храма. Он поселился в городе Явнэ, вынужденный покинуть Иерусалим,
захваченный римлянами. Под его руководством были систематизированы
устная традиция и новые формы соблюдения предписаний.
Самым
важным для евреев в период гонений был вопрос о том, следует ли
пожертвовать жизнью в случае принуждения к нарушению веры и заповедей.
Было вынесено решение, что только 3 запрета категорически нельзя
нарушать даже под угрозой смерти: идолопоклонство, кровопролитие и
кровосмешение.
В это же время, около 200 г. н. э. была записана
первая книга Мишна об устной традиции. Мишну (повторение) считали
повторением и разъяснением Письменного Закона. В ней 6 разделов:
1. Посевы (о сельском хозяйстве);
2. Праздники (о праздниках и памятных датах);
3. Женщины (гражданское право);
4. Ущербы (гражданское право);
5. Святыни (законы о Храмах и жертвоприношениях);
6. Чистоты (законы об очистительных ритуалах).
В
Мишне подробно описаны все ритуалы и правила, совершаемые в Храме, хотя
самого Храма уже не было более 100 лет. Это говорит о том, что люди
верили в построение Нового Храма и хотели сохранить потомкам все
традиции и ритуалы в чистом виде.
Из-за разрушения Храма
религиозная жизнь евреев переместилась в синагоги (дома собраний).
Многие исследователи считают, что синагоги появились во времена
Вавилонского плена. Синагоги стали местом собрания еврейской общины по
всему миру, одновременно являясь местом проведения богослужений. Высшей
формой богослужения в Иудаизме считалось жертвоприношение, но в
отсутствие Храма это было невозможно. Постепенно роль жертвоприношений
отошла на второй план, на первое место вышла молитва – обращение к
Единому Богу.
В Палестине в те времена шли постоянные войны и
восстания. Поэтому центр духовной и интеллектуальной жизни евреев
переместился в Вавилонию. После первого разрушения Храма и массового
переселения в начале VI в. до н. э. там образовалось многочисленное и
зажиточное еврейское сообщество. Поэтому запись в Устной Традиции
продолжалась не только в Палестине, но и в Вавилонии. К 400 г. н. э. в
Палестине и 600 г. н. э. в Вавилонии были закончены комментарии к Мишне –
Гемара. Мишну с палестинской Гемарой называют Иерусалимским Талмудом, а
с вавилонской – Вавилонским Талмудом.
Талмуд.
Чаще всего на страницах Талмуда встречаются имена религиозных
авторитетов, фарисейских законодателей Шаммая и Гиллеля (I в. до н. э.).
Ими созданы школы, которые соперничали между собой в толковании Торы.
Обе эти школы создали правила для повседневной жизни иудеев и Храмовый
культ. По многим вопросам они придерживались противоположных мнений.
Мишна, а затем и Талмуд должны были стать руководством для благочестивой
жизни каждого еврея. Через Храм достигалась тесная связь иудеев с
Богом, теперь без Храма требовалось не потерять эту связь Израиля и
Бога. Поэтому главным для еврейского мужчины считалось изучение
священных текстов. Текстов было так много, что достигнуть учености было
процессом трудоемким и сложным.
В VIII веке в Багдадском халифате
возникло течение караимов (от евр. читать). Жившие в халифате евреи
образовали свою особую общину, отрицавшую Талмуд. В их книге Законов
изложены принципы этого учения. Распространен был Иудаизм и в Хазарском
каганате в VIII–IX вв.
Самих евреев делят на две категории: сефарды, которые жили на Пиренейском полуострове (от евр. Сфард – Испания), и ашкеназы (от
евр. Ашкеназ – Германия), жившие на франко-германских землях. Обе эти
группы отличаются друг от друга разными обычаями, религиозными обрядами,
видимо, под влиянием местных верований. Сам по себе Иудаизм – не
изолированная полностью от других религия, он постоянно взаимодействовал
с Христианством и Исламом.
Иудаизм в России появился в то же время, что и в Хазарском каганате.
Огромное
государство – Хазарский каганат подчинил своему влиянию часть
южнорусских племен, а так как государственной религией там был Иудаизм,
то многие принимали эту веру. В последующем оттуда Иудаизм проник в
Киевскую Русь.
Тринадцать принципов Маймонида.
Придворный врач и величайший мыслитель египетского царя Салах-ад-дина
Моисей Маймонид (1135–1204) сформулировал тринадцать принципов Иудаизма.
Коротко и ясно, как в Христианстве и Исламе, для каждого желающего
понять Иудаизм он передал основные доктрины:
1. Бог – Творец и Властелин всего сущего;
2. Творец – единственный и вечный;
3. Творец – не имеет тела;
4. Творец – первопричина начала и конца мира;
5. Только Творец заслуживает поклонения;
6. Вера в истинность пророчеств;
7. Моисей – величайший из пророков;
8. Тора была дарована Моисею Богом;
9. Тора – неизменна;
10. Творец всеведущ;
11. Творец – справедливый судья;
12. Вера в приход Мессии;
13. Вера в воскрешение мертвых.
Также
в своих трудах Маймонид прославился тем, что использовал арабскую
философию и оказал влияние на христианские и мусульманские воззрения.
В
XIII–XV вв. евреи вновь были изгнаны из ставших второй родиной для
многих поколений стран Европы. Из Англии, Франции, Португалии, Испании
изгоняли всех евреев, насильно заставляли принимать Христианство, были
погромы и унижения. В некоторых странах Европы их вообще держали
изолированно от остальных людей. Специально отведенные для евреев
кварталы назывались гетто.
Во времена
этих страданий евреи особенно остро и глубоко верили в приход нового
Мессии (пророка), который освободит народ Бога от мук и страданий.
Появились сочинения иудейского толка о том, что рассеяние евреев по
всему миру и их бедственное положение нарушили всю мировую гармонию, и
еврейский народ должен восстановить былое совершенство мира путем
исполнения заповедей Божьих.
Вопросы и задания