Наиболее
благоприятным в истории Буддизма считается время правления императора
Ашоки (268–232 гг. до н. э.), когда эта религия стала государственной.
Самое широкое распространение получила школа тхеравады – «учения
старейших». Убедив императора Ашоки в правильности своего течения, они
добились изгнания из сангху последователей другой школы – махаяны
(«большая колесница»). Тхеравада (хинаяна –
«малая колесница») – самая первая школа в буддизме, она была основана
сразу после смерти Будды его учениками. Согласно этому учению,
Сиддхартха Гаутама родился человеком и умер как Будда (просветленный).
Он совершенствовал свою карму (дух) благими деяниями путем перерождения
550 раз, обрел положительные способности и достиг наилучшего
просветления. Последователи тхеравады стараются сохранить в
точности каждое слово, движение, эпизоды жизни своего Учителя – Будды.
После смерти Учителя последователи организовали 6 собраний (собор) для
уточнения высказываний Будды и усовершенствования монахов. Наиболее
важным для школы тхеравады был третий собор (244 г. до н. э.), на
котором император Ашоки признал истинным учение тхеравады и объявил себя
покровителем Буддизма. Школа тхеравады – замкнутая община – сангху,
живущая на подаяния, но независимая в учении и духовной практике. Во
всем они буквально следуют образу Учителя. Только тот, кто полностью
отказался от мирской жизни, достигнет нирваны (блаженства и
просветления) – главный тезис тхеравады. Но отказаться от всего можно
только в монашеской общине – сангху. Простые миряне не могут достичь
просветления и нирваны. Даже те, кто почитает «три драгоценности»,
должны заново родиться и вступить в монахи, чтобы заслужить нирваны и
просветления. Буддизм тхеравады распространен на Шри-Ланке
(Цейлон), в Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Бангладеше, Вьетнаме,
Малайзии, Непале и частично в Индии. Другая школа Буддизма называется махаяна («большая
колесница»). Она настаивает на необходимости предельного упрощения
обрядов и духовной практики, чтобы простые люди могли достичь
просветления, как и монахи тхеравады. Это учение возникло в I
тысячелетии нашей эры в Индии и распространилось на северные страны –
Китай, Тибет, Непал, Корею, Японию, Монголию. Вследствие этого махаяну
иногда называют еще и «северным Буддизмом». Основные положения
махаяны изложены в трех трактатах: «Сутра Лотоса Благого Закона», «Сутра
Видения Чистой Земли» и «Сутра Совершенной мудрости». Наиболее
известным и выдающимся учителем махаяны считают Нагарджуна (III в.).
Учение с годами все больше и больше усложнялось, культы и обряды
разрослись и переплелись с местными традициями народностей. Это привело к
созданию многоступенчатого, большого количества божеств, в который
входят Будды, Бодхисаттвы, духи и божества местных религий. Бодхисаттва
– стремящиеся к просветлению. Школа махаяны четко сформулировала иную
цель монашеской жизни, которую может достичь любой желающий, – это
обретение состояния Будды. Но это состояние можно достичь только при
обретении качеств Бодхисаттвы. Бодхисаттва – это подвижники,
которые стремятся к спасению всех живых, но сознательно отказались
сделать последний шаг ради освобождения, просветления других людей. Они
снова и снова перерождаются и помогают на священном пути. Если в
тхераваде (хинаяне) бодхисаттвой был только Будда, то, согласно махаяне,
путь Бодхисаттв доступен всем, кто пройдет путь духовного
самосовершенствования. Это путь людей, готовых к подвижничеству на
монашеском пути, и простых мирян, желающих достижения нирваны, не
изменяя своего образа жизни. Бодхисаттвой может стать любой
человек, если он поставил цель – выявить в себе Будду. Для этого
необходимо долго и упорно трудиться, пройти все ступени подготовки,
изучая буддийские догматы, развивать в себе способность к созерцанию,
уметь контролировать собственное сознание, совершить множество добрых
деяний в пользу других. Приверженцы махаяны также считают, что
уход Будды в нирвану после смерти был не настоящим уходом из всех форм
существования, а всего лишь видимостью, чтобы вдохновлять других. Кроме
того, в махаяне считают, что Сиддхартха Гаутама – не единственный Будда и
общее количество мудрецов, достигших просветления и достойных
называться Буддой, доходит до 1000 человек. Махаяна также
сформировала идею о божественной сущности Будды, способной принимать
разнообразные земные формы ради спасения людей. В итоге появилась
важнейшая для Буддизма махаяна концепция о трех телах Будды (трикая).
Согласно этому учению, Будда имеет видимое физическое тело (например,
Сиддхартха Гаутама), в котором он является в мир для его спасения, «тело
блаженства» – небесное тело, в котором он проповедует Закон божествам и
Бодхисаттвам, и «Тело закона» – это подлинный Будда. В махаяне
нирвана представляется не просто как прекращение земной жизни и уход в
сверхбытие блаженства, а как особое состояние духа и сознания, которое
дает освобождение от страданий уже в этом мире. Другим важнейшим
нововведением махаяны стало учение об аде и рае. Как и в древнеиндийской
религии, в махаяне все умершие предстают на суд Ямы, который и решает,
какого перерождения они заслуживают. Те, кто вел добродетельную жизнь,
следовал учению Будды, перерождаются в мире людей или божеств. Например,
добродетельный человек после смерти может переродиться
(перевоплотиться) во внуках (внучках) или любого другого человека. А те,
кто совершал дурные поступки и не следовал учению Будды, перерождается в
мире животных (например, в обезьяну), голодных духов или остается в
аду, но временно. Если дурной человек путем перерождений и страданий
очистится, его прощают, и он перерождается в мире людей. Божество Яма
является владыкой ада. Согласно учению махаяны рай – это
счастливая «Чистая Земля», которую создал Будда Амитабха («Будда
беспредельного света»). В рае прекрасный климат, дворцы из золота,
серебра и драгоценных камней. Там обитают небожители, Бодхисаттва и
добродетельные люди, заслужившие рай. Другое
нововведение махаяны – это учение о грядущем Будде – мантрейе. Он явится
в мир, переродившись в человека, и принесет новое учение о спасении.
Время его появления наступит тогда, когда продолжительность жизни людей
достигнет 84 тысяч лет и миром будет править справедливый правитель –
буддист. 1. Что собой представляет учение тхеравада и когда оно появилось? 2. Чем отличается махаяна от тхеравады? 3. Какие нововведения вошли в буддизм махаяны? 4. Кто такие Бодхисаттвы? Что собой представляет трикая? 5. Расскажите об аде и рае в учении махаяны. |